В правительстве России обсуждается инициатива по повышению ввозных пошлин на горное оборудование, включая краны, машины для бурения, дробления и сортировки. Меры направлены на стимулирование использования отечественной техники, однако в отрасли и среди экспертов возникают опасения относительно возможных негативных последствий.
По информации из рассылки Минпромторга, обсуждается введение повышенных пошлин на оборудование из недружественных стран, включая увеличение пошлин на поставки из дружественных стран на 5–10%. Однако представители «Русской стали» выразили опасения, что подобные меры не приведут к увеличению объемов закупок отечественной техники из-за необходимости повышения качества и сервисного обслуживания российских альтернатив.
Российские машины и механизмы, которые рассматриваются как потенциальные замены, должны пройти испытания на прочность и получить положительные отзывы, чтобы стать конкурентоспособными на рынке. По мнению экспертов, более высокие пошлины могут привести к росту себестоимости производства, что особенно негативно скажется на производителях угля и руды, где затраты на оборудование составляют значительную часть расходов.
Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс», отмечает, что затраты на машины и горное оборудование составляют существенную часть себестоимости в горно-металлургическом производстве. Он предупреждает о возможных негативных последствиях для отрасли, если повышение пошлин затронет расходные материалы и запасные части.
В то же время, эксперты отмечают, что для российского машиностроения повышение пошлин может стать стимулом к развитию, особенно в сегментах кранов, экскаваторов и бульдозеров, где уже есть предложения с приемлемым качеством и надежностью. Однако необходимо улучшение качества и конкурентоспособности в других сегментах горного оборудования.
Следует отметить, что решение по введению повышенных пошлин на горное оборудование еще находится на стадии обсуждения, и окончательные параметры меры пока не раскрыты. Важно, чтобы любые изменения в таможенной политике были сбалансированы и учитывали интересы всех сторон рынка.