Военная кампания Израиля против палестинского анклава Газа, начавшаяся после 7 октября, рискует распространиться на весь регион и вовлечь новых региональных и мировых игроков.
Обозначенными целями израильского вторжения являются освобождение заложников и уничтожение террористической военно-политической группировки ХАМАС, контролирующей Газу. На сегодняшний день эти цели не достигнуты, а война продолжается.
Жертвы среди мирного населения превышают 35 тысяч человек, из них более 55% это женщины и дети. Военные действия препятствуют оказанию гуманитарной помощи. ООН открыто обвиняет Израиль в совершении военных преступлений, а Международный уголовный суд рассматривает иск о признании действий Израиля актом геноцида против палестинского народа.
ХАМАС — разветвленная военно-политическая сеть, активно использующая террористические методы борьбы против Израиля. Группировка осуществляет полный контроль над сектором Газа. Основным донором ХАМАС является Иран, далее Катар, палестинские диаспоры, частные пожертвования стран арабских монархий, а также коррупционные схемы с участием НКО.
Западный берег реки Иордан, предназначавшийся для создания Арабского государства (как и другие территории, занимаемые Израилем с 1967, а также Газа), находится под полным военным контролем Израиля. При этом Израиль не включает эту территорию в состав своего государства, поэтому на нее не распространяется действие израильской Конституции, а следовательно не обеспечиваются права и свободы человека. Под крылом военного присутствия на этой территории точечно строятся еврейские поселения гражданами Израиля. На лицо принудительная сегрегация населения на неравноправные группы, что соответствует понятию режима апартеида.
В Израиле живет 7 млн евреев и 2 млн арабов. На Западном берегу 2.3 млн арабов, и в секторе Газа 2 млн арабов. Суммарная демография (с учетом тенденций) складывается против еврейского населения. Израиль не может просто присоединить эти территории, так как рискует потерять демографическое преимущество, не говоря уже о политических рисках в условиях демократического политического устройства.
В тоже время политическое руководство Израиля категорически против признания второго Арабского государства, так как считает его угрозой своему существованию. Одновременно с этим невозможным признается возврат к статус-кво до 7 октября ввиду потери Израилем контроля.
Политическое руководство Израиля загнало себя в отчаянную ситуацию, где единственным выходом ему представляется продолжение военных действий до полного поражения ХАМАС, которое по факту выглядит истреблением в условиях когда армия не способна снизить гражданские потери, а мирное население неотличимо от военного противника.
Израиль — главное государство в регионе, через которое обеспечиваются интересы США на Ближнем Востоке. Поддержка Израиля является безусловной независимо от того какая партия находится у власти. При расхождении по палестинскому вопросу военная помощь тем не менее не прекращается. При угрозе существованию Израиля США готовы выполнять обязательства по его защите.
Однако теперь Израилю противостоит более сильный соперник чем ХАМАС в Газе. В соседнем государстве — Ливане, Израилю противостоит военная шиитская организация Хезболла — основная ее поддержка это юг страны, а главной целью организации является создание в Ливане исламского государства по типу иранского, а также военный джихад против Израиля с целью его полного уничтожения. Через своего соседа Сирию (Сирия управляется шиитским меньшинством) Хезболла получает финансовую и военную поддержку от Ирана, который является её основным союзником и идейным вдохновителем.
Хезболла обстреливает север Израиля и ставит ультиматум — обстрелы не прекратятся и будут тем сильнее чем дольше Израиль будет продолжать войну в Газе. Израиль не скупится на ответные удары. Более того он уже провел частичную эвакуацию населения на севере страны. Хезболла заявляет, что в случае полномасштабного конфликта с Израилем её военный потенциал позволит атаковать любую часть израильской территории, вплоть до целей в Средиземном море. Израиль утвердил планы наступательных действий, давая понять, что ситуация в зоне конфликта постепенно проходит точку невозврата. Кувейт, Канада и некоторые европейские страны объявили о планах эвакуации своих граждан из Ливана.
Политические союзники Нетаньяху угрожают ему выходом из коалиции если Израиль как можно скорее не начнет войну против Ливана в целях уничтожения Хезболлы и защиты Израиля, утверждая, что любое соглашение с Хезболлой будет “соглашением с нацистами”. Со своей стороны США заявляют о готовности оказать Израилю в Ливане полную поддержку, если дипломатия не сработает.
У Ирана есть собственная разветвленная сеть прокси-группировок, которые действуют по всему Ближнему Востоку. Наиболее известные: упомянутые ХАМАС, Хезболла, а также йеменские хуситы. Меньше упоминаются многочисленные повстанческие группировки шиитов в Ираке, Сирии и Бахрейне. Хуситы — шиитская группировка, контролирующая восток Йемена, проявляет военную и террористическую активность против Израиля. Важным идеологический компонентом доктрины Ирана и его прокси является полное уничтожение еврейского государства.
Вашингтон не скрывает своих интересов — политика сдерживания Ирана, американский военный контингент на Ближнем востоке, а также гарантии безопасности перед Израилем преследуют целью удержать Иран и его прокси от начала боевых действий против Израиля.
Позиции Израиля слабеют по всему миру. Усилия прошлых лет по интеграции Израиля в арабский мир сведены к нулю. Некоторые страны показательно начинают признавать государство Палестина. Гуманитарный кризис в Газе оттолкнул от Америки даже союзные им арабские страны. Белый дом США теряет поддержку Демократической партии по вопросу палестинской проблемы. Представители политической элиты США колесят по Ближнему Востоку в поисках решения палестинского вопроса — все свидетельствует (или должно свидетельствовать) о неуверенности американцев в своих силах и нежелании чтобы действия армии Израиля в Газе выплеснулись за её пределы, вовлекая Иран в прямое военное противостояние.
При этом все вовлеченные стороны вынуждены выстраивать свои стратегии так чтобы их действия для противника оказывались в зоне неопределенности. Поэтому понять и прогнозировать их краткосрочные тактические шаги может быть затруднительным. Но о чем можно сказать с долей уверенности, так это о долгосрочных стратегических целях, которые укладываются в логику внешнеполитической деятельности рассматриваемых стран. Иран стремится к распространению своей сферы влияния. США стремятся к сохранению и усилению своего влияния в этом же регионе. Израиль, окруженный враждебными государствами, стремится к военному доминированию, обеспечивая американское влияние. Интересы этих двух групп в контексте палестинского кризиса, антагонистичны и не предполагают взаимного разрешения без решения вопроса Палестины.
Однако насколько действия США по недопущению войны соответствуют их стратегии по долгосрочному сдерживанию Ирана? Не являются ли попытки дипломатии мнимыми? Вашингтон пытается убедить мировое сообщество, что опасается эскалации отношений между Израилем и Ираном. Но его действия указывают на поддержание этой эскалации. Чудовищная жестокость в Газе, прошлые атаки по иранским целям, угрозы вторжения в Ливан и обстрелы Сирии стали возможны только благодаря политической, дипломатической и военной помощи США. США не только снабжают Израиль оружием, но и используют своё положение в Совбезе ООН для оправдания действий Израиля.
Иран десятилетиями противостоит западным санкциям и попыткам смены режима. Несмотря на давление, он развивает ядерную программу и выстраивает сеть прокси группировок, избегая прямого столкновения, усиливая свое влияние на регион. Любое открытое вовлечение Ирана в конфликт с Израилем США могут использовать для оправдания акта войны под предлогом защиты Израиля. А если под удар попадет военный контингент США на Ближнем Востоке со стороны Ирана или его прокси, США смогут использовать это в качестве предлога для ответного нападения на Иран. Цель стратегического поражения Ирана на Ближнем востоке будет достигнута. Как и ослабление главного союзника России в регионе.
Реакция на потенциальный конфликт таких стран как Россия, Китай, Турция, арабские монархии усугубляет неопределенность еще сильнее и создает еще большие риски.
Экономические последствия полномасштабного конфликта между Израилем и Ливаном с риском вовлечения других участников приведут, в первую очередь, к скачку цен на нефть, что может подорвать усилия США по борьбе с инфляцией.
Инвесторы будут уходить в безопасные валюты, такие как доллар США и швейцарский франк, что приведет к их укреплению. Валюты стран, зависящих от импорта нефти таких как Индия, Япония и Турция, могут столкнуться с ухудшением торгового баланса, ростом инфляции и замедлением экономического роста, что ослабит их валюты.
Военные конфликты обычно приводят к падению фондовых рынков, поскольку инвесторы ищут безопасные активы, но в данном контексте именно доллар США и американский фондовый рынок будет отвечать этой цели. Логичным представляется рост акций компаний, занимающихся производством вооружений и военной техники из-за увеличения заказов. Золото традиционно считается «убежищем» в периоды нестабильности.
Конфликт может привести к закрытию важных транспортных коридоров, что замедлит глобальную торговлю. Увеличение стоимости страхования и транспортировки товаров, особенно через Ближний Восток.
Но центральным видится проблема инфляции (в условиях борьбы с ней) и здесь нет однозначного решения. Рост цен на нефть и нарушения в глобальных цепочках поставок приведут к росту инфляции во многих странах. Повышение цен на основные товары и услуги будет негативно сказываться на покупательной способности населения. Центральные банки могут поднять и без того высокие процентные ставки для борьбы с инфляцией, что может окончательно замедлить экономический рост, вызвав рецессию. Это будет оказывать давление и на криптовалюты.
Но если повышение ставок и риск рецессии будет неприемлемым политическим решением, центральные банки могут быть вынуждены вернуться к программам количественного смягчения для поддержки экономики, разгоняя инфляцию еще сильнее в условиях и без того высоких ставок. Такой сценарий запустит параболический рост Биткоина.
Красивый нарратив — лишь упрощение и схема. Массы людей создают историю, наполняя ее смыслом и направлением. Именно их коллективная энергия, их страхи и надежды формируют контекст, в котором действуют лидеры и принимаются решения. За каждым государственным решением стоят миллионы людей, их судьбы и жизни. Этот конфликт – не просто политическая игра, а живая история, в которой каждый человек вносит свой вклад, влияя на ход событий и формируя будущее.
Я не пытаюсь дать четкий прогноз или предсказание. Этот пост — лишь попытка структурировать окружающий контекст, найти свою логику в потоке событий.
Если говорить о какой-то оценке, то чисто субъективно кажется, что попытки США отсрочить расширение военного конфликта являются мнимыми, а развязывание войны руками Израиля против Ливана отвечают цели сдерживания Ирана. Вопрос лишь в том как далеко этот конфликт может зайти, не приведет ли к включению новых игроков. Единственной возможностью остановить насилие представляется возврат к идее двух государств как некий пролог к дальнейшему урегулированию, но он, к сожалению, также легко может стать новой главой к еще более кровавому взаимному убийству.
Безрезультатные режимы санкций и надежды на внутренний кризис в Иране не привели к усилению влияния США в регионе, но остаются военные методы. Мы уже видим как отчаяние толкнуло Израиль на совершение преступлений против человечности. Сомнительно ожидать, что полученная такой ценой победа будет хоть что-либо стоить.
Альтернативно предположу, что дипломатические усилия США по недопущению конфликта на данном этапе если и были искренними, то преследуют целью покупку времени до выборов в США, чтобы повысить рейтинг президента и не сделать еще один конфликт пугалом предвыборной гонки. Вот только в свете прошедших вчера дебатов, и последовавшей растерянности Белого Дома, подобные усилия могут более не иметь смысла…
И мы на пороге очередной войны.
Иран — шиитское государство. Мусульманский мир представлен двумя основными религиозными группами суннитами и шиитами (15%). В 7 веке вопрос о порядке выбора лидера мусульманской общины привел к расколу — группа мусульман решила, что халифами могут быть люди из семейства пророка Мухаммада, а именно его зять Али, такие люди непогрешимы и могут трактовать религиозные источники. Эта группа и стала впоследствии называться шиитами, а раскол превратился в идеологический, углубляясь со временем. Сунниты утверждали, что быть лидером, а также трактовать религиозные тексты может любой достойный представитель мусульманской общины.
Иран — центр шиизма, но шииты также представлены в других странах: Ираке, Сирии, Ливане, Йемене, Бахрейне, Азербайджане, Афганистане.
В 1979 году в Иране происходит исламская революция. По примеру того как большевики желали распространения социалистической революции по всему миру, иранская исламская революция предлагает мусульманам эффективную политическую организацию государства, максимально соответствующую духу ислама. В таком государстве верховная власть принадлежит духовенству в лице верховного имама, а правовой основой является шариат (исламское право). Формально Конституция провозглашает и демократические принципы, но они не могут противоречить шариату. Иранская теократия провозглашает утверждение принципов революции во всем мире и Иран пытается следовать этой доктрине. Для создания «шиитского полумесяца» правительство выработало политику прокси – укрепления влияния на шиитские общины соседних государств, из которых формировались отряды ополчения. Посредством прокси Иран планировал косвенно участвовать в политике соседних стран и таким образом утвердить свою роль в развитии региона.