Дефицит флота для обеспечения грузопотока на Севморпути в этом году
превышает 50% (на 2024г требуется 57 судов из которых в наличии 47%), следует из презентации нацпроекта «Эффективная транспортная система» в версии от конца июня (“Ъ” видел документ).
В 2030 году разрыв между наличным и потребным флотом еще расширится:
из 160 требующихся судов подтверждены 45%.
В 2023г перевозки по Севморпути составили 36,2 млн т (+6,3% г/г). На 2024г Трутнев прогнозировал 71 млн тонн. В нацпроекте к 2030г заложено 53-150 млн т, 220 млн тонн к 2035г. Объем финансирования — 744 млрд руб.
На 2023 год обеспеченность флотом зафиксирована как полная. Тогда на Севморпути эксплуатировалось 30 судов, в том числе 17 газовозов и танкеров
НОВАТЭКа, семь нефтеналивных танкеров «
Газпром нефти» и шесть судов «Норникеля».
Проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» попал под
санкции США, из-за чего не может получить 6 судов, заказанных на корейской Hanwha Ocean. Из 15 танкеров, строящихся для НОВАТЭКа на судоверфи «
Звезда», 5 должны были передать компании, однако срок сдачи неоднократно переносился. По данным “Ъ”, первый танкер из этой партии НОВАТЭК может получить до конца 2024 года и один — в начале 2025 года.
Сейчас
в акватории, говорил специальный представитель по вопросам развития Арктики «
Росатома» Владимир Панов на ПМЭФ, работает
историческая группировка в 10 ледоколов — семь атомных и три неатомных. Строится 5 атомных ледоколов и ведется подготовка к контрактации еще четырех неатомных ледоколов мощностью не менее 40 МВт.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, поправить ситуацию с арктическим флотом может только строительство сухого дока на базе второго эллинга Балтзавода. А пример «Звезды», указывает Михаил Бурмистров, показывает, что строительство еще одной верфи на Дальнем Востоке невозможно из-за нехватки работников.
www.kommersant.ru/doc/6794187?tg