Слава Рюмин
Слава Рюмин личный блог
05 августа 2024, 17:40

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру

В Советском Союзе делали громкоговорители, в которых в 1941-м объявили начало Великой Отечественной. В 1961-м в отечественный микрофон Гагарин сказал: «Поехали!». Одним из ведущих разработчиков того самого завода был Владимир Селезнев – теперь наш главный инженер-конструктор. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Наши микрофоны – это американский дизайн и маркетинг (справа), русский менеджмент (по центру) и продолжение советских технологий, известных по всему миру (слева). 

В 2016-м у меня была ипотека, беременная жена, а мое производство микрофонов на 80 кв.м в Туле приносило убытков на 1 млн в месяц. Я брал кредиты, занимал у родителей и смотрел на подработку в такси. А сейчас мы продаем на 200 млн ₽ в год, а наши микрофоны известны по всему миру. 

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с сооснователем производства микрофонов Союз, Павлом Баздыревым. 

Вводная о микрофонах

Микрофоны бывают динамические, а бывают конденсаторные. Динамический нужно держать близко ко рту. Обычно их используют для живых выступлений. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Например, Тэм Булатов (Lumen) использует динамический диктофон, чтобы рассказать историю Сида и Ненси.  

Конденсаторный микрофон используют для записи в студии, и он слышит музыканта и на расстоянии 3 метров. Задача студийного микрофона – передать нюансы голоса. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
На фото – солист Coldplay и микрофон Союз 017 в клипе Everglow  

Обратная сторона – конденсаторный микрофон услышит и то, что вы бы не хотели услышать на записи: малейшие, шумы, вздохи, причмокивания, и, возможно, даже разговор вашей жены с любовником. 

Это супер быстрая машина, но ей нужна супер хорошая дорога.  

Среди премиальных конденсаторных микрофонов, в свою очередь, нет понятия лучше или хуже, а есть только подходит под голос или нет. 

Когда Леонид Утесов приехал на завод “Октава”, он выбрал не самый продвинутый, с точки зрения конструкторов, микрофон, но он лучше всего подошел именно к его голосу. 
Когда Леонид Утесов приехал на завод “Октава”, он выбрал не самый продвинутый, с точки зрения конструкторов, микрофон, но он лучше всего подошел именно к его голосу. 

Производство конденсаторных микрофонов довольно консервативная технология, хороший микрофон Нойман сделал уже в 60-м году, и в него записались Френк Синатра и Битлз. 


Производство конденсаторных микрофонов с нуля  

1. Находим партнера-музыканта, который отличит выдающийся микрофон от просто классного

Дэвид отвечает за контроль звучания, дизайн, позиционирование и американский офис. 

Дэвид – американец, который переехал в Россию. 
Дэвид – американец, который переехал в Россию. 

Сначала мы хотели назваться Байкал, потому что звук нашего микрофона такой же глубокий и чистый, как вода на озере. Но увидели, что так называются китайские караоке-микрофоны. 

В итоге Дэвиду приснился логотип Союз. Потому что союз запада и востока: технические навыки, производство и советские технологии от России, дизайн, маркетинг и контроль качества с запада.

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Буква “ю” делит слово Союз пополам 

2. Рисуем дизайн 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Дэвид вдохновился советской космической программой, золотыми куполами и пропорциями золотого сечения. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
А так выглядел первый эскиз микрофона
 

3. Берем в команду инженера советской закалки

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Чертежи акустики для нас делал Владимир Викторович. 

4. Находим деньги

Своих денег на производство у нас не было, и мы искали инвесторов. 

Мы не даем денег, когда у основателей нет опыта в сфере, рынок слишком узкий, и когда бизнес недостаточно масштабируемый, а у вас парни комбо.  

Инвесторы 

Мы можем объединить западный дизайн и маркетинг с российскими акустическими технологиями.

– Ооо, какая классная идея! 

– Дадите денег? 

– Нет.

В конце концов, мы нашли тех, кто дал денег, но из обещанных 120 000 $ мы получили 60 000 $, а еще 60 000 $, которые планировали отправить в продвижение, мы так и не получили. 

5. Производим микрофоны вручную в Туле  

Сначала мы все хотели производить через посредников. Зачем нести постоянные расходы: покупать станки, снимать площади, нанимать людей? 

Но по факту концерны металлообработки готовы работать только на больших объемах, а “гаражники” делают криво.

Когда из первой партии в 10 микрофонов мы кое-как смогли собрать 2, поняли, что посредники не могут дать нам нужную точность, и решили, что организовать весь цикл работы по металлу у себя. 

Часть операций вручную сделаешь точнее, чем с ЧПУ, например, есть операция торцевая подрезка капсюля. Электрод капсюля должен иметь идеально плоскую поверхность, то есть не как блюдце, а прям +- 1 мкрн – это 1/15 человеческого волоса.

Мы купили такой станок у нас в Ижевске и 3 раза ездили его под нас настраивать, станок ЧПУ такую точность не даст. 

Концерн Калашников отказал: сказали у нас точность +- 4 мкрн, и то – очередь полгода. 

Рецепт конденсаторного микрофона выглядит так: 

– Закупаем металл 

Приезжают латунные и алюминиевые прутки.  
Приезжают латунные и алюминиевые прутки.  

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Их разрезают на ленточной пиле

– Обрабатываем металл

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Заготовки обрабатываются на токарных станках 

На зенкере снимаются заусенцы
На зенкере снимаются заусенцы

Отходы алюминия сдаем, денег немного, но все-таки 
Отходы алюминия сдаем, денег немного, но все-таки 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Потом идет фрезерная обработка 

На фото – фреза вырезает паз 
На фото фреза вырезает паз 

– Пластиковые детали печатаем на фотополимерном 3д-принтере

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
По мастер-модели создаем силиконовую форму, ее заливаем и получаем готовую деталь  

– Красим детали 

Первые микрофоны красили аэрографами, которыми красят автомобили, но тогда краска отколупывалась после первых механических воздействиях, пришлось перейти на более сложный процесс. 

Теперь это выглядит так:  

Краска заряжена плюсом, деталь минусом, и за счет разницы потенциалов краска примагничивается. Ровно тот слой, который нужен 
Краска заряжена плюсом, деталь минусом, и за счет разницы потенциалов краска примагничивается. Ровно тот слой, который нужен 

Потом в шкафу при температуре 120-130 градусов порошок превращается в глазурь.

– Покрываем детали лаком 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Используем катафорезный лак. Деталь погружается, подается ток, полимер осаждается.   

Часть деталей не нужно покрывать лаком и приходится вручную очищать 
Часть деталей не нужно покрывать лаком и приходится вручную очищать 

– Проконтролировать качество всех деталей

На каждую деталь есть маршрутная карта, так можно отследить брак 
На каждую деталь есть маршрутная карта, так можно отследить брак 

– Нанести гравировку 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Наносим лазером 

– Готовим капсюль

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Звуковой сигнал попадает на мембрану, она колеблется, и расстояние между электродом и мембраной меняется, чем меньше это расстояние, тем выше напряжение. Таким образом, звуковой сигнал формируется.  

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
На сверлильных станках в мембране высверливаются отверстия и нарезаются резьбы

– Сборка и пайка 

Сборка и пайка идет в отдельном цеху 
Сборка и пайка идет в отдельном цеху 

– Красивые коробочки делает столярный цех 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Цены микрофонов от 40 000, этого комплекта – от 200 000 ₽

– Контроль качества звука 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Мы даем импульс и сверяем с эталоном. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
В качестве эталона микрофон, который одобрил Найджел Годрич (Radiohead). 

Такой только у нас и Найджела Годрича.

Слушаем каждый микрофон (не выборочно, как это происходит обычно). Последним каждый микрофон слушает наш главный инженер Владимир Викторович, он пропевает: 

“Не видали вы такого невода”

Фразу для советских дикторов

Кошка Фета тоже трудится в отделе контроля качества 
Кошка Фета тоже трудится в отделе контроля качества 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Получаем отличный студийный микрофон, в который можно и песню спеть, и самые честные новости рассказать


Себестоимость конденсаторного микрофона, как у Лебедева

Себестоимость будет меняться в зависимости от модели и в среднем будет выглядеть так: 

Материалы (сырье, комплектующие, расходники, упаковка) – от 12 до 50 000 ₽

Вся металлообработка – сами 

Из импортного покупаем только редкие компоненты, которые не производятся в России: резисторы, конденсаторы, транзисторы, радиолампы. Их нецелесообразно пытаться импортозамещать. Изготовить транзистор так же сложно, как производить микропроцессоры.

Трансформаторы мотаем сами, покупаем только сердечники. На фото – станок для намотки трансформаторов 
Трансформаторы мотаем сами, покупаем только сердечники. На фото – станок для намотки трансформаторов 

Работа (токаря, фрезеровка) – до 42 000 ₽ 

Средняя зп около 120 т.р. (6 000 р. в день) изготовление комплекта деталей на один микрофон занимает 3 — 7 дней. 

Сумма включает около 40% налогов (НДФЛ, отчисления в соцфонды, пенсионка, фонд мед. страхования, соцстрахования, фонд оплаты за несчастные случаи). 

В Туле много оборонных предприятий и много людей с уникальными навыками. Это еще один довод за расположение производства именно здесь. Еще недавно, токарю платили меньше, но оборонные предприятия подняли зарплаты и, чтобы токари не ушли, пришлось последовать их примеру. 

Зарплата (сборка) – до 16 000 ₽

Зарплата сборщика – около 80 т.р.(4 000/день). На сборку одного микрофона может уйти до 4 дней. 

Итого прямая себестоимость микрофона “как у Лебедева” – 108 000 ₽. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Без учета постоянных расходов 


Расходы производства конденсаторных микрофонов 

Помимо прямых производственных расходов, есть расходы постоянные. Которые тоже необходимо учитывать в себестоимости. 

Аренда – 500 000 ₽ 

Недавно мы переехали, потому что в старом помещении рядом был грузовой автосервис. Камаз дымил, его отмывали, вонь стояла страшная, и раз в 2 недели приходилось отпускать людей с головной болью. 

Сейчас строим свои 1 000 кв.м, но в 2022-м ставили на паузу. Вкопали 30 млн ₽, сейчас продолжили, чтобы достроить понадобится еще 20 млн.  

Отдел разработки – 400 000 ₽/месяц 

– Инженер, который занимается схемотехникой, радиоэлектроникой

– Инженер, который занимается акустикой

– Инженер-конструктор, который рисует чертежи и упаковывает в готовое изделие. Его задача – понять, что это мы сможем сделать на нашем оборудовании. 

Зарплата инженера около 100 000 ₽, c учетом налогов и сборов. Разработка может длиться год и тогда, выходит порядка 4 млн ₽. 

Сейчас разрабатываем сразу 3 модели – это узкоспециализированные микрофоны: 

– бродкаст на радио 

– VR для виртуальной реальности 

– Ручной конденсаторный для использования на сцене 

Новая разработка – это, по сути, маленький стартап: проторенных дорожек нет, их прокладывает проектный менеджер, он ведет разработку нового микрофона, оформляет ТЗ, ищет поставщиков. Например, сейчас мы делаем преамб, и этому человеку нужно найти поставщиков на 300 комплектующих, а в условиях санкций это отдельный квест. Отдельно нужно срастить видение дизайна и возможность технического исполнения. 

Зарплата офиса – 1 500 000 ₽ 

Сюда входят:

Закупки, человек за кадры и воинский учет, бухгалтер, человек на госорганы (+ настроить контекст, +помочь с визой), девушка-логист, курьер, методолог бизнес процессов, проектный менеджер, я как директор. 

Когда я работал закупщиком в Марсе (шоколадки), были совещания, когда ты сидишь час, чтобы сказать 2 предложения. Ты сидишь как дятел и тратишь часы своей жизни. Поэтому стараюсь вычленить только нужных людей для совещаний. 

Контроль качества – 250 000 ₽ с учетом налогов и сборов

Валентина Ивановна провела 20 лет на военной приемке. 
Валентина Ивановна провела 20 лет на военной приемке. 

Качество контролируют 4 сотрудника. 

В среднем в месяц мы тратим порядка 4 000 000 непрямых расходов. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
В маркетинг входит: редакция, дизайнеры, монтажеры и содержание студии звукозаписи, в которой мы снимаем большинство наших видео

Теперь можно посчитать долю постоянных расходов в себестоимости микрофона. 

Для удобства расчетов представим, что мы делаем только модели “как у Лебедева”. Тогда на описанных мощностях мы бы выпускали 120 флагманов в месяц. То есть на одно изделие ложится константа 33 200 ₽ постоянных расходов. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Но здесь не посчитана доставка, непредвиденные расходы, вроде отключения электричества на день, коронавирус, оплачиваемые отпуска, больничные и, конечно, налог на прибыль. 

Доходы производства конденсаторных микрофонов 

В прошлом году мы сделали 200 млн оборота. С учетом продаж американского офиса. 

Америка 

Изначально мы рассчитывали именно на американский рынок, там очень развита культура звукозаписи и рынок больше нашего примерно в 20 раз.  

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Офис в Америке – это трехкомнатная квартира в Лос-Анджелесе.
 

90% продаж в Америке – это дилеры. Остальные 10% – это микрофоны на тест, интернет-реклама и выставки. 

Россия 

В России дилеры – это 50% (Muztorg, Dr.Head), а оставшиеся 50% продаж прямые (наш сайт, ВК, театры, филармонии напрямую), поэтому можно более детально анализировать тех, кто покупает. 

60% – это музыканты 

30% – блогеры, подкастеры 

10% – рандомные сценарии использования (человек пишет видеозвонки, киношники, медитации записать)  

Остальной мир 

Цены в России пришлось подтягивать до общемировых из-за жалоб китайских продавцов. Когда цены в России были ниже Китая, предприимчивые китайцы везли наши микрофоны контрабандой и продавали на китайском Авито, а официальные продавцы не могли с ними конкурировать.  

Чтобы победить контрабанду, в России мы добавили кешбэк. Через месяц использования, кто напишет отзыв, получит 10% от стоимости назад живыми деньгами. 

Так, мы полностью победили китайских перекупов. Во-первых, для них написать живой отзыв на чистом русском – это проблема. Во-вторых, перекупу неудобно замораживать деньги на месяц. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
А так наши китайские конкуренты скопировали дизайн 

Как ищем клиентов? 

Наши микрофоны – штучный товар ручной работы. Впрочем, поэтому мы и можем выживать и не вступать в конкуренцию с Китаем. Рынок узкий, а объем денег, который здесь можно заработать не такой привлекательный как, например, в массовом сегменте электроники. Понимая эту специфику, клиентов мы ищем определенным образом.   

Как ищем клиентов в Америке? 

– Отдаем микрофоны на тест 

Первый микрофон купил продюсер Radiohead Найджел Годрич. Когда мы отправили ему микрофон на тест, 2 месяца не было никакой реакции. А когда он написал восторженный отзыв, я купил бутылку водки и полетел в Лондон отдавать микрофон лично. 

Наш микрофон стоял в студии, в которую Coldplay пришли записывать вокал. Наш микрофон победил в слепом прослушивании. 

По студиям регулярно проезжают наши продавцы: коммивояжерство пока никто не отменял. 

Средний процент выкупа после тест-драйва – 70%

– Дилеры и дистрибьюторы 

Мы написали 200 писем с рассказом о лучшем в мире конденсаторном микрофоне. Нам ответило 30 компаний: 25 отрицательно, 5 решили рассмотреть. 

Трое из них оказались консультантами, которые за деньги предлагали построить дистрибуцию, в итоге согласилась одна компания, и то на условиях утром стулья, через неделю вечером – деньги. 

Этот опыт принес нам минус 30 000 $. Мы отгружали на 5 000 $, но нам платили 3 000 $. Потом отгружали на 7 000 $, а платили 4 000 $. В итоге долг копился, а когда мы вежливо попросили расплатиться, дистрибьютор сообщил, что остальные он просто подарил, поэтому нам показалось и они ничего нам не должны.  

Это была компания, которая работала с менее крупными дилерами. Нам повезло, и когда мы обзвонили дилеров и 8 из 10 продолжили с нами работать напрямую.   

С дилерами очень важно постоянно работать. Так как им нет разницы продавать твои микрофоны или еще 100 микрофонов конкурентов. Наши продавцы всячески стараются удерживать внимание дилеров: проводят обучения, развозят пряники и кексы в офисы.  

Продавцы в России и в Америке отличаются. У нас в России продавец – это тот, что ведет переговоры с клиентом, а привлечь внимание клиента, пытается специально обученный маркетолог. В Америке продавец – это же и маркетолог. 

Продавцы в Америке готовят маркетинговые материалы, статьи к релизу, снимают видео, готовят и рассылают пресс-релизы, настраивают рекламу в нельзяграме, нелязябуке и вот уже почти в нельзятубе. 

Зарплаты продавцов – 8-15 000 $. По американским меркам обычная зарплата, как 100 000 ₽ в России.  

– Выставки 

На выставках собираются все крутые дистрибьюторы и артисты

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Можно послушать, как микрофон звучит

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
А это наш стенд на выставке NAMM в Лос-Анджелесе. На фото я с нашим американским менеджером по продажам Марком.

Как ищем клиентов в России? 

– Дистрибьюторы

Например, Dr.Head и Muztorg 

– Контент: битва звукорежиссеров, подкасты 

Например, съемки одного эпизода баттла звукорежиссеров это около 300 т.р. (не считая моего времени) таких эпизодов у нас будет 7. Это пример дорогого проекта. а так в среднем на видеоконтент – подкасты и работу студии тратим около 400-500 000 ₽ в месяц. 

🛎 Каждую неделю честные истории на основе интервью с предпринимателями, выходят в телеграм-канал «Упал, поднялся», подпишитесь.

– Блогеры 

В России на продажи блогеры оказывают большое влияние. Мы блогерам никогда не платили. В крайне редких случаях это был бартер за микрофоны. А в основном они покупают у нас микрофоны по специальной блогерской цене. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Например, когда наш микрофон выбрал Тема Лебедев – это стало отдельным каналом продаж.

– Яндекс.директ   

На поисковую рекламу и догоняющая посетителей сайта реклама в месяц обходится в 100 000 ₽. 

Всего на маркетинг мы тратим порядка 8% от всего оборота компании. 

Сколько можно заработать на конденсаторных микрофонах?

Итого при обороте в 200 млн в год прибыли остается порядка 20 млн ₽.  

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Но значение это, конечно, непостоянное. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Например, в 2022-2023-м прибыли не было совсем, но тогда мы купили 2 станка ЧПУ по 5 млн ₽.

Прибыль американского офиса мы забрали только 2 раза за 10 лет. На одну выплату дивидендов можно было купить 2 хорошие машины. 

Помимо долей, я и Дэвид получаем зарплаты на уровне продавцов американского офиса. Это порядка 800 000 ₽/месяц. 

Господдержка 

Государство тоже помогает. Нам оплачивали выставки, регистрацию товарного знака, сертификат системы сбыта качества, мы получали субсидии транспортных издержек, а фонд содействия инноваций выделил 10 млн на разработку. 

Из минусов за каждый инструмент надо отчитаться, сейчас у нас под это отдельный человек, потому что, если не отчитаться как следует, придется заплатить обратно.

Выводы

Нам нравится создавать хорошие вещи, которые помогают людям раскрыть свой потенциал. Нам нравится делать это в России с максимальным уровнем локализации, какой возможен для нашего производства. 

Как мы в России сделали микрофон «как у Артемия Лебедева» и продаем по всему миру
Что привезти иностранцу из России?  

А с точки зрения денег я согласен с моим партнером, что кайфовое место – это не сотни миллионов, а когда ты немного всплыл по уровню дохода, делаешь что-то значимое, что-то создаешь, а люди это ценят. 

А еще, приятно не работать на дядю. Вот, правда, сам для себя ты еще более требовательный дядя. Хочешь в отпуск – супер, но тогда твоя компания не вырастет, и вот и думай после этого, хочешь ты в отпуск или нет. 

Спасибо, что прочитали, сочиняйте музыку, заводите подкасты, снимайте фильмы, а мы будем помогать вам делать это лучше. 

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с сооснователем производства конденсаторных микрофонов Союз, Павлом Баздыревым. 

Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.

15 Комментариев
  • Ветерок
    05 августа 2024, 18:43
    Жаль, что вам никто не рассказал, что микрофонный усилитель должен быть на вакуумных триодах без ООС
    • Stepan K
      07 августа 2024, 17:48
      Ветерок, это будет уже не усилитель, а можно сказать примочка, которая будет украшать звук четными гармониками, эксайтер или энхэнсер, забыл как называется
      • Ветерок
        07 августа 2024, 17:53
        Stepan K, примочка это техника на полупроводниках с оос, а гармоники если найдете в микрофонном усилителе на триодах обязательно сфотографируйте и вышлите фото, хоть глазами на них посмотреть, потому что ухи их «не слышат».
        • Stepan K
          07 августа 2024, 22:01
          Ветерок, кто вам такую чушь сказал? Полно примочек в виде ламповых девайсов (ламповых преампов). Ну и любой каскад усиления не важно на чем без отрицательной обратной связи валит кучу гармоник, ну и наше ухо к четным почти нечувствительно. И если уже быть до конца точным, то только каскад с общим катодом где катодный резистор зашунтирован конденсатором может являться каскадом без оос, любой другой каскад с общей сеткой или общим анодом или общим катодом, но без шунтирования уже будет содержать оос.
          • Ветерок
            07 августа 2024, 22:10
            Stepan K, катод ничем шунтировать не надо, он просто сидит на земле наглухо. А конденсаторов в правильном усилителе быть не должно, только триоды и трансформаторы  Тяжелый получается.
            • Stepan K
              07 августа 2024, 22:19
              Ветерок, если катод на земле, то смещение от батареи или доп источника? От трансформаторов еще сколько гармоник, от петли гистерезиса.
              • Ветерок
                07 августа 2024, 22:21
                Stepan K, вы действительно хотите это узнать? Ваш мир не будет прежним, спать не сможете. Думаю здесь не место углубляться в технические подробности, есть профильные ресурсы.
                Можно традиционным способом минус на сетку подать, можно батарейку в сетку поставить, можно стабилитрон в катод.
                • Stepan K
                  07 августа 2024, 22:40
                  Ветерок, вы определитесь, то у вас катод наглухо на земле, то уже стабилитрон появился.
                  • Ветерок
                    07 августа 2024, 22:42
                    Stepan K, да, некий компромисс, но всяко лучше кондера.
  • Павел
    05 августа 2024, 18:58
    Очень интересно и позновательно, спасибо. Поразило требование точности в 1 мкм. Немецкие пятиосные CAD/CAM дают большую погрешность… и поразила смелость самой идеи при действительно узком рынке и высокой себестоимости и сложности. Молодцы. Искренне желаю Вам успеха!
  • Максим Т
    05 августа 2024, 19:24
    про китайцев не сказали, что они там такое сделали по типу Союза и как с ними борются.
  • terron
    05 августа 2024, 19:27
    Как классно, просто гордость берет за ребят! Микрофон — шик!
  • Dangerous Assumption
    06 августа 2024, 15:15
    Не написано главное: откуда берется содержимое микрофона, а не корпус?
    — Мембрана,
    — Плата,
    — Сетка
    — Конденсатор
    — Поп-фильтр,
    — Блок питания,
    — Предусилитель
    — XLR
    — и.т.п. и.т.д.

    А то у нас любят все подряд называть «Сделано в РФ», а поскребешь чуток — там Китай, Гонконг, Европа с Америкой и.т.п.
    Напомню, что мелкая, но технологичная начинка типа конденсаторов и резисторов — самое дорогое, трудозатратное и наукоемкое.
    Корпуса — фуйня.
  • Reznor
    11 августа 2024, 22:16
    Интересно, а Том Йорк то хоть остался доволен? Все таки этот девайс скорее всего предназначался именно ему, т.к. Найджел Годрич все таки продюссер, а не вокалист Rediohead )

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн