Решил посмотреть, какие акции на коррекции рынка упали сильнее всего за июль. Двузначное падение доходности показали почти 60 акций, падение больше 10% — 45 штук. В чём причина этого падения и стоит ли откупать просадку? Давайте разбираться.
10. Башнефть ап -17,3% ао -12,5%
Трейдеры не ждут от Башнефти впечатляющих отчётов на фоне разочаровывающих отчётов Лукойла и Татнефти (правда, нужно понимать, что компании предоставили только отчёты РСБУ, а падение показателей связано с эффектом высокой базы прошлого года). Да и в целом Башнефть — довольно слабый игрок на нефтяном рынке.
Основная причина — давление “мамки” Роснефти, которая забирает из компании прибыль дебиторкой под символический процент, а также постоянное падение операционных показателей (потому что сокращение добычи в соответствии с соглашениями ОПЕК в холдинге “Роснефть” идёт главным образом за счёт Башнефти).
Башнефть уже упала с максимума в 2351 рубль до текущих 1600 (я говорю о префах, но у обычек сходная ситуация), и падение вряд ли остановится — справедливая стоимость акций около 1200 рублей.
Честно говоря, очень жаль тех инвесторов, которые в прошлом году закупали Башнефть дороже 2000 под рекордные дивиденды — я предупреждал, что это будет разовая акция, потому что Роснефть “попросили” хотя бы раз позволить заплатить “башкирочке” нормальные дивиденды в бюджет Башкортостана, ну а далее выдаивание несчастной дочки продолжится. Заработает тут Роснефть, но никак не миноритарии. Поэтому идём мимо.
9. Мосэнерго -17,4%
Ключевых проблем у Мосэнерго, как и у 90% электроэнергетиков, две: 1) стагнация операционных показателей (установленные мощности и выработка не меняются почти 10 лет!) 2) регуляция тарифов государством, которая не поспевает за ростом себестоимости.
В результате Мосэнерго при росте выручки сталкивается с регулярным падением чистой прибыли и вынужденным сокращением дивидендов год к году. Сейчас себестоимость доросла до 90% и продолжает расти.
К тому же у компании растут обязательства — сейчас они составляют 60% капитала.
Справедливая цена компании — около 2,6 рублей, и сейчас она оценена плюс-минус справедливо. Каких-либо апсайдов к росту я не вижу, так что скорее всего, она продолжит падение на фоне общей коррекции рынка.
Честно говоря, не понимаю, почему акция в прошлом году достигла аж 3,6 рублей — при падающих операционных показателях рост капитализации явно ошибка рынка.
8. ВУШ -18,1%
На операционном уровне у ВУШ всё прекрасно: рынок кикшеринга продолжает расти (+24% за год), сам ВУШ растёт быстрее рынка: количество поездок увеличилось на 55%, число аккаунтов — на 57%, флот возрос на 50%.
Но котировка за полгода укатались на треть и продолжают падать. В чём причина? На мой взгляд, ключевых причин три:
1) несмотря на рост операционных показателей, финансовые показатели не спешат расти такими же темпами: себестоимость растёт неконтролируемо + большие капвложения съедают прибыль
2) ВУШ отказался от уплаты финальных дивидендов за прошлый год и в этом году не спешит с выплатами
3) ужесточается законодательство в области кикшеринга: появляются запреты на парковку, размещение и использование самокатов.
Я не спешу покупать акции ВУШ. Если у компании начались проблемы на законодательном уровне, это ничем хороших не закончится. Либо деятельность компании так зарегулируют, что искусственные ограничения сильно сократят маржу, либо заставят продаться кому надо — например, тому же Яндексу.
С набором таких рисков не рекомендую никому брать ВУШ, разве что спекулятивно.
7. Сегежа -18,2%
Ну тут причины падения, я думаю, прозрачны. Их три:
1) сильное сокращение спроса из-за рубежа — экспорт, бывший основой экономики Сегежи, просто обрушился, в том числе из-за санкций
2) снижение цены на пиломатериалы, что сделало Сегежу нерентабельной на операционном уровне
3) огромный долг, который сейчас рефинансируется на драконовских условиях
Пока Сегежа не найдёт, кому “сбагрить” свою продукцию и пока цены на пиломатериалы не вернутся на прежнем уровне, она продолжит терять деньги. А растущие финансовые расходы убьют едва появляющиеся доходы.
Так что тут тоже едем мимо. Ну, либо можно набирать спекулятивную позицию ниже 2 рублей.
6. Русал -18,8%
Аналогично Сегеже, у Русала три проблемы:
1) сокращение экспорта
2) сильное падение цен на алюминий
3) растущий долг
К тому же Русал лишился дополнительной прибыли от владения пакетом Норникеля: Норка вошла в период высоких капзатрат, а так как дивиденды привязаны к денежному потоку, то дивов пока не ожидается.
Добавлю, что у Русала большая часть долга валютная, т.е. ему девальвация рубля не пойдёт на пользу. А так как у нас снижение ключевой ставки обычно связано с падением рубля, то даже ослабление ДКП Русалу не пойдёт на пользу.
В общем, тут либо ловить какое-то дно (но как его угадаешь), либо совершать прыжок веры =)
5. Распадская -21,4%
У угольных компаний сложные времена. Снижение спроса со стороны Китая, Индии и Турции и санкции со стороны Европы привели к падению прибылей у угольных компаний. Так, по итогам января–мая каждая вторая угольная компания в РФ оказалась убыточной, а те, что сработали в плюс, зафиксировали обвал прибылей более чем втрое.
За пять месяцев 2024 года прибыль угольной отрасли схлопнулась в 27 раз и составила ничтожные 9,3 млрд рублей. Прибыльные компании заработали 81,1 млрд рублей — на 178 млрд меньше, чем за тот же период годом ранее. При этом потери убыточных компаний взлетели на 270% до 72 млрд рублей.
Так что даже если Распадская в числе тех компаний, которые с прибылью (а с учётом её бизнеса это вполне возможно), не факт, что финальные цифры понравятся инвесторам.
Ну и плюс “бездивидендная диета” — ключевой инвестор Евраз по-прежнему зареган за рубежом. Т.е. акция падает просто из-за бесперспективности.
4. МТС -22,5%
На мой взгляд, ключевая причина падения — “дыра” в капитале компании и фантастический рост задолженности. При этом МТС как телеком сравнительно низкомаржинальная, а в условиях давления со стороны ФАС ещё и ограничена в возможности повышать тарифы на обслуживание.
Кроме того, МТС является дойной коровой для АФК Системы, и всё бы хорошо (дойных коров я люблю), но дивы платятся в долг и опустошают капитал компании. За этот праздник жизни однажды придётся расплачиваться — и расплачиваться жёстко. В условиях такой высокой ключевой ставки платить дивиденды в долг — безумие.
В итоге МТС однажды превратится в Сегежу — высосанную досуха компанию без внятных перспектив. Ввязываться в такую историю в долгосрок — такое себе.
Да, МТС пытается сейчас в экосистему, и если деньги пойдут на погашение долгов и инвестиции, а не на накачку “мамки”, то у неё всё получится. Но жадность может фраера сгубить.
3. Мечел ап -26,2% ао -23,7%
Здесь те же проблемы, что у Распадской — снижение цен на уголь и падение спроса. Плюс специфические проблемы Мечела — это падение цен на металлы, которые дают до 40% выручки, а также гигантский долг.
Да, Мечелу удалось существенно сократить свои ковенанты, но краткосрочный характер долга подразумевает регулярное рефинансирование, в результате стоимость долга растёт вместе с ключевой ставкой.
Ну и разочарование от невыплаты дивидендов тоже сказывается. Хотя я ещё и до спецоперации твердил, что вероятность выплаты дивидендов со стороны Мечела при таких долгах очень мала. Но мне не верили.
Собственно, сейчас в Мечеле нет ни долгосрочной, ни краткосрочной идеи, и надо ждать разрешения ситуации, прежде чем его тарить.
2. Сургутнефтегаз префы -28,9%
Тут падение в основном спровоцировано дивидендным гэпом. В моменте падение было больше 20%, и Мосбиржа даже вводила дискретный аукцион. Ну что ж…
На мой взгляд, ключевая идея в Сургуте — заработок на обесценивании рубля относительно мировых валют. Но этот год рубль более-менее крепкий, однако в борьбе с инфляцией его могут к концу года и подослабить.
Сейчас нет понимания, какие будут дивиденды от Сургута по итогам года (прошлый год всё было понятно — потому и накачивали акцию), поэтому среди инвесторов полная неопределённость.
На мой взгляд, если и брать Сургут — то в долгосрок и по принципу “купил и не трогай”. Супер-идеи в акциях нет — просто ждём девальвации рубля и бешеных дивидендов с кубышки компании.
Но я бы дождался более серьёзного падения — например, ниже 35 рублей. Тогда в долгсрок можно вообще без особого риска покупать.
1. ЕвроТранс -29,7%
Акции достигли своего справедливого значения после IPO, где были супер-дорого проданы. И сейчас закономерно падение.
На мой взгляд, серьёзного апсайда к росту нет, как и сильных негативных факторов. Акция, скорее всего, будет вести себя также, как и рынок — одновременно с ним падая и взлетая.
В долгосрок, безусловно, интересно именно по текущим ценам. Бензин будет только дорожать, количество автомобилей растёт, часть выручки обусловлена сопуткой, т.е. компания — типичный бенефициар инфляции.
Однако риски сохраняются: ЕвроТранс ритейлер, и ему могут понадобиться деньги на покрытие оборотки, т.е. есть риск кассового разрыва по большой стоимости. Ну и падение экономической активности из-за затяжного кризиса.
Но я больше смотрю положительно, чем негативно. В долгосрок брать можно и по текущим.
Вот такой расклад, друзья! Как видите, большинство упавших акций — с проблемами в самом бизнесе. Это отражение моей максимы: “Результаты бизнеса рано или поздно отразятся в котировках”. Когда всё хорошо — растёт почти всё. Когда становится “жарко”, инвесторы избавляются от самых проблемных бумаг. Поэтому акции лучших бизнесов гораздо устойчивее в кризис. Их будут продавать в последнюю очередь. А при завершении кризиса именно взлетят первыми.
Вот их и будем дальше смотреть. Пишите в комментариях, что Вы думаете об этих акциях!
анафига?
лосей разводить?
Скажите вы учитывали при оценке евротранс , что у него отрицательный денежный поток, долг в 38 ярдов (уже наверное больше чем стоимость всей компании) , отсутствие ввода в эксплуатацию новых АЗС, а подавляющее количество (если не все) их парка АЗС являются собственностью лизинговых компаний вплоть до момента совершения последнего выкупного платежа по лизингу.
Кажется эти риски еще более существенные , чем например у того же МТС , где весь бизнес это кэш машина + рост банкинга + экосистема и сопутствующие бизнесы
Скажите вы учитывали при оценке евротранс , что у него отрицательный денежный поток, долг в 38 ярдов (уже наверное больше чем стоимость всей компании) , отсутствие ввода в эксплуатацию новых АЗС, а подавляющее количество (если не все) их парка АЗС являются собственностью лизинговых компаний вплоть до момента совершения последнего выкупного платежа по лизингу.
Кажется эти риски еще более существенные , чем например у того же МТС , где весь бизнес это кэш машина + рост банкинга + экосистема и сопутствующие бизнесы
Евротранс в долгосрок -смешно, загнали хомяков…