Писательница Georgina Elliott считает, что мужчины часто читают нон-фикшн книги в целях самосовершенствования, но неохотно берутся за художественную литературу:
«Алекс, 24 года, считает, что чтение ради удовольствия — пустая трата времени. Вместо этого он читает, чтобы узнать о текущих событиях, о математике и об истории чернокожих. Точно так же Финн (имя изменено), 24 года, прочитал только одну художественную книгу, не считая книг, прочитанных в детстве. «У меня нет времени на чтение, но если оно и появляется, то на нон-фикшн», — говорит он.
Алекс и Финн оба чувствуют себя обязанными «правильно» использовать свое время – «правильно» является капиталистическим намёком на «продуктивность». В наших всё более ограниченных по времени, одержимых рутиной кругах ада – с 7 до 9 спортзал, с 9 до 5 работа и с 5 до 9 подработка, — попытка вырваться из роли шестеренки и свернуться калачиком с романом
просто потому, что хочется, является пограничным чувственным удовольствием. «Наша культура делает фетиш из практических результатов, и, возможно, потому что результаты чтения художественной литературы явно не ведут к повышению заработной платы, оно кажется не стоящим того», – говорит Сюзанна Кин, профессор английского языка из колледже Скриппса.
Вообще говоря, чтение — это излишество, которое женщины позволяют себе больше. В 2022 году компания Deloitte спрогнозировала, что мальчики и мужчины продолжат тратить меньше времени на чтение книг и читать реже, чем женщины и девочки. Они оказались правы: в 2023 году, по данным Nielson BookData, женщины заняли 80% рынка покупки книг в Великобритании, США и Канаде и на их долю приходилось 65% всех покупок художественной литературы в Великобритании. Книжный мужчина — редкий вид. Показательный пример: 1,2 миллиона человек подписаны на
hotdudesreading в Instagram.
Между тем, маскулинность продолжает находиться в кризисе. Мужчины в возрасте от 18 до 34 лет испытывают наибольшее давление среди всех поколений, по поводу соответствия «мужскому» поведению. В отсутствии позитивного плана, как существовать в мире после MeToo, сообщество подкаст-«мужчин», включая бывших морских котиков Jocko Willink и David Goggins, а также нейробиолога доктора Andrew Hubermann, поспешили с продвижением своих идей на тему того, как должна выглядеть мужественность. Самосовершенствование, амбиции и «мышление роста» — это баннерные фразы этого медиа-мира, закодированного под мужчин, где безраздельно правит Andrew Tate, а цель игры — оптимизировать каждый момент бодрствования, чтобы стать финансово успешным «сигмой». Несомненно, многим мужчинам нравится тот факт, что чтение нон-фикшн литературы дает им повод похвастаться своими новообретенными знаниями и рассказать о только что прочитанном на следующем Hinge-свидании (бонусные баллы, если это
«Капиталистический реализм»).
Эта идея о гиперкапиталистическом мужчине, у которого нет времени на что-то столь «бессмысленное», как чтение, начала укореняться еще в викторианскую эпоху. В 19 веке чтение романов приобрело репутацию легкомысленного и женского занятия, поскольку буржуазные женщины, оказавшись в частной сфере, занялись чтением исторических книг с большим количеством сексуальных сцен для времяпрепровождения. Напротив, публичные «серьезные мужчины» вынашивали капиталистические идеи: любой интерес к чтению должен был быть оправдан практической полезностью. Хотя на протяжении большей части британской истории уровень грамотности среди мужчин намного превосходил женский, к 1900 году грамотность фактически была сильнее распространена среди женщин. Как написала автор
Leah Price в своей книге
»How to Do Things with Books in Victorian Britain" («Как обращаться с книгами в викторианской Британии»): «Когда-то чтение было признаком экономической мощи, теперь это удел тех, чье время не имеет рыночной стоимости».
Это культурное похмелье сохраняется. «Культ производительности по-прежнему больше навязывается мужчинам, чем женщинам», — говорит Alistair Brown, доцент кафедры цифровых гуманитарных наук и современной литературы в Университете Дарема. «[Нон-фикшн], похоже, дает немедленную или более значимую отдачу от вложенного времени». Следовательно, мужчины покупают больше книг этого жанра: в 2023 году на мужчин пришлось 55% продаж нон-фикшн книг, как сообщает Nielsen BookData.
Сегодняшняя проблема также имеет свои корни в гендерных лагерях детства. Мальчики с меньшей вероятностью будут иметь мужские образцы для подражания в чтении и они, как правило, подталкиваются родителями, учителями и маркетологами в сторону других увлечений, особенно спортивных. Для сравнения, девочек поощряют читать и иметь модель взаимодействия со сверстниками через книжные клубы, которые посещают их мамы. Поэтому, естественно, девочки тратят больше времени на чтение и на чтение именно художественной литературы по сравнению с мальчиками. Эта проблема взаимозависимая: мальчики, получающие бесплатные школьные обеды, например, читают меньше, чем кто-либо еще.
Когда приближается подростковый возраст, черта уже проведена. Крис, 21 год, недавно закончивший читать свою вторую художественную книгу за десять лет, рассказал, что перестал читать в возрасте 11 лет, несмотря на то, что раньше был поклонником фэнтези, потому что у него были «более важные дела». Естественно, такой стереотип уничтожает сам себя и в конечном итоге отражается на рынке. Художественная литература для молодежи — это почти полная вотчина девочек-подростков, содержащая то, что производится, рекламируется, продается и читается.
«Поскольку мы запустили эту ситуацию, наша культура закрывает возможности для мальчиков и мужчин, — говорит профессор Кин, который также является экспертом в области нарративной эмпатии. — Сознательно или нет мы продвигаем модель мужественности, которая менее интроспективна, менее настроена на других и менее созерцательна».
Может ли чтение предложить альтернативный путь преодоления кризиса мужественности? Профессор Кин предполагает, что создавая «безопасное пространство, позволяющее себе чувствовать свободным от каких-либо обязательств», чтение художественной литературы является диаметральной противоположностью затхлому стоицизму мужесферы. Оно является формой терапии погружения, которая требует от вас присутствия и забывания себя до медитативного конца. Вы также становитесь «частью сообщества», которое «помогает вам приобретать ментальных товарищей в качестве зашиты от одиночества». Соответственно, образуются измеримые преимущества для психического здоровья, такие как более низкий уровень стресса и показатели депрессии и более высокая самооценка.
Когда мужчины читают, это помогает обществу в целом. Чтение художественной литературы открывает вам глаза на неудобные истины и неожиданные перспективы, которые вы бы, возможно, в противном случае даже и не искали. По словам доктора Брауна, книги могут удивить вас, «обеспечивая знаниями через заднюю дверь приятной и увлекательной истории», развивая возможности критического мышления в случае повторного столкновения с темой. Когда вы читаете, вы практикуете принятие перспективы, принимая внутреннюю жизнь персонажей, как свою собственную, надев их шкуру на себя — то, на что нет времени с визуальной непосредственностью других медиа, таких как кино.
Чтение художественной литературы в конечном итоге делает вас сытыми, что резко контрастирует с задачами самосовершенствования, которые требуют от вас быть лучше, чем вы уже есть. Выкраивание времени для такого творческого занятия «освежает дух и расширяет наше чувство возможного», — говорит профессор Кин. И, если это не очевидно, то это ценное времяпровождение и для мужчин. Мужчины не инертные сосуды для экономического капитала, который нужно выжать. Так что, вместо того, чтобы еще дальше погружаться в пустой храм производительности, можем ли мы всем предложить предписанный курс
«Четвертого крыла»?"
Телеграм-канал «Интриги книги»
А gpt или не он, я конечно не знаю, но написано как то бездушно, по мне.
По сути текста согласен.
А вот что я не люблю — это читать нонфикшн, разве только что на ночь, чтобы заснуть поскорее
Нонфикшн я читаю только чтобы заснуть поскорее.
Согласен с тем, что худпроза усваивает знания лучше, 80% моих академзнаний почерпнуты из худлитерелатуры.