На протяжении большей части этого периода замедление роста можно рассматривать как неудобство, но не катастрофу. Не более того. Население Европы будет сокращаться, и для роста ему придется больше полагаться на производительность. Если ес сохранит свои средние темпы роста производительности с 2015 года, этого будет достаточно только для поддержания ввп на постоянном уровне примерно до 2050 года.
Тем не менее, потребность Европы в росте растет. ес стремится к декарбонизации и цифровизации своей экономики и повышению ее обороноспособности. Она должна сохранять свою социальную модель по мере старения общества. Потребности в инвестициях огромны. Согласно последним оценкам, доля инвестиций должна будет вырасти примерно на пять процентных пунктов от ввп до уровней, которые в последний раз наблюдались в 1960-х и 1970-х годах. Для сравнения, дополнительные инвестиции, предусмотренные Планом Маршалла в период с 1948 по 1951 год, составляли около 1-2% от ввп ежегодно.Первый — это сокращение разрыва в инновациях с Америкой. Европа в значительной степени упустила цифровую революцию, возглавляемую Интернетом, и рост производительности, который она принесла: фактически, разрыв в производительности между ес и Америкой с 2000 года во многом объясняется технологическим сектором. ес остается слабым в новых технологиях, которые будут стимулировать будущий рост. Европейские компании специализируются на зрелых технологиях, где потенциал для прорывов ограничен.
Проблема не в том, что Европе не хватает идей или амбиций. Но инновации блокируются на следующем этапе: они не воплощаются в коммерциализацию, а инновационным фирмам, которые хотят расширяться, мешают непоследовательные и ограничительные нормативные акты. Многие европейские предприниматели предпочитают искать финансирование у американских венчурных капиталистов и расширяться на американском рынке.
ЕС должен изменить курс. Слабый технологический сектор не только лишит его возможностей роста, связанных с грядущей революцией искусственного интеллекта. Это также будет препятствовать инновациям в широком спектре смежных секторов, таких как фармацевтика, автомобили и оборона, где интеграция искусственного интеллекта в операционную деятельность будет иметь решающее значение для сохранения конкурентоспособности ес.
В отчете предлагаетсяфундаментальная реформа жизненного цикла инноваций в Европе: от упрощения для исследователей коммерциализации идей до совместных государственных инвестиций в прорывные технологии, устранения барьеров для расширения масштабов деятельности инновационных компаний, инвестирования в вычислительную инфраструктуру и инфраструктуру подключения для снижения затрат на разработку искусственного интеллекта.
В центре этой повестки дня находитсяповышение квалификации, чтобы европейские компании могли находить таланты, необходимые им для внедрения инноваций и технологий, и чтобы люди в Европе могли в полной мере извлекать выгоду из технологических изменений. Хотя ес должен стремиться сравняться с Америкой в инновациях, он должен превзойти ее в обучении взрослых.
Второе направление действий — сочетание декарбонизации с конкурентоспособностью. Если амбициозные климатические цели Европы будут подкреплены согласованным планом их достижения, декарбонизация станет возможностью. Но если не удастся скоординировать свою политику, существует риск того, что декарбонизация может пойти вразрез с конкурентоспособностью и экономическим ростом.
Компании ес сталкиваются с ценами на электроэнергию, которые в два-три раза выше, чем в Америке. Цены на природный газ в четыре-пять раз выше. Со временем декарбонизация поможет переключить производство электроэнергии на безопасные, недорогие экологически чистые источники энергии. Но ископаемое топливо по-прежнему будет определять цену на энергию большую часть времени, по крайней мере, до конца этого десятилетия. Если Европа не будет лучше передавать преимущества чистой энергии конечным потребителям, цены на энергоносители будут продолжать сдерживать экономический рост.
Декарбонизация — это также возможность для промышленности ес. Европа является мировым лидером в области инноваций в области чистых технологий и таких составляющих производства, как ветер и низкоуглеродистое топливо. Тем не менее, конкуренция в Китае становится острой благодаря мощному сочетанию субсидий, инноваций и масштаба. Европа сталкивается с возможным компромиссом. Растущая зависимость от Китая может предложить самый дешевый путь к достижению климатических целей ес. Но спонсируемая государством конкуренция Китая представляет угрозу производительным отраслям промышленности.
В отчете предлагается план объединения декарбонизации с конкурентоспособностью. Он начинается с реформирования энергетического рынка Европы, чтобы конечные потребители могли видеть преимущества чистой энергии в своих счетах. Отраслям, которые допускают декарбонизацию, таким как экологически чистые технологии и электромобили, потребуется дополнительная поддержка для продвижения инноваций и создания равных условий для конкурентов с помощью крупномасштабной промышленной политики. Европе необходимо будет действовать сообща, чтобы экологизировать отрасли, которые интенсивно используют энергию и находятся в невыгодном положении из-за асимметричного регулирования.
Третье направление — повышение безопасности и уменьшение зависимости. По мере того, как эпоха геополитической стабильности уходит в прошлое, возрастает риск того, что растущая незащищенность превратится в угрозу экономическому росту и свободе. Европа особенно уязвима. ес полагается на горстку поставщиков важнейших видов сырья и в значительной степени зависит от импорта цифровых технологий.
В этих условиях в докладе содержится призыв к ес действовать подобно другим крупным экономикам и выстраивать подлинную “внешнеэкономическую политику” ес: координировать преференциальные торговые соглашения и прямые инвестиции со странами, богатыми природными ресурсами; наращивать запасы в отдельных важнейших областях; и создавать промышленные партнерства для обеспечения цепочки поставок ключевых технологий.
В докладе также содержится призыв к Европе наращивать свой оборонно-промышленный потенциал. Оборонная промышленность ес слишком фрагментирована и страдает от отсутствия стандартизации и функциональной совместимости оборудования. Для интеграции своих компаний и достижения масштаба Европе необходимо объединить и сфокусировать свои расходы. На совместные закупки в Европе в 2022 году пришлось менее пятой части расходов на закупки оборонной техники.
Впереди важные решения о том, как финансировать инвестиционные потребности Европы. Решающее значение будет иметь интеграция ее рынков капитала. В Европе много сбережений домохозяйств, но они не направляются на производственные инвестиции в ес. Однако частный сектор не сможет взять на себя львиную долю финансирования инвестиций без поддержки государственного сектора.
Чем больше у ес желания реформировать себя для повышения производительности, тем больше будет бюджетных возможностей и тем легче государственному сектору будет оказывать эту поддержку. Некоторое совместное финансирование ключевых проектов, таких как инвестиции в прорывные инновации, поможет в этом стремлении повысить производительность. Другие ключевые “общественные блага”, такие как оборонные закупки или трансграничные сети, также будут недополучены без совместных действий и финансирования.
Европа должна быть уверена в себе, даже когда масштабы проблемы достигают беспрецедентного уровня по сравнению с размерами ее экономик. Прошло много времени с тех пор, как самосохранение было такой распространенной заботой. Причины для единого ответа никогда не были столь убедительными — и в единстве Европа может найти в себе силы для реформ.
www.economist.com/by-invitation/2024/09/09/mario-draghi-outlines-his-plan-to-make-europe-more-competitive
А кому бывшие докладывают?
Экс-глава ЕЦБ Драги предупредил ЕС об «экзистенциальной» угрозе и призвал нарастить инвестиции.
Экс-глава ЕЦБ Марио Драги призвал ЕС нарастить до максимума с 1970-х годов чтобы сократить отставание от США и Китая. По заказу Еврокомиссии Драги представил доклад о конкурентоспособности и будущем блока, в котором он заявил, что впервые со времен Холодной войны Европе стоит беспокоиться за свое самосохранение.
Драги заявил, что последние пару десятилетий рост экономики ЕС «неуклонно» медленнее, чем в США, что обусловлено меньшим ростом производительности. Он считает, что без резкого увеличения новых инвестиций — как частных, так и государственных — и повышения производительности, Европа будет продолжать отставать от США и Китая
С другой стороны только общие слова. А за счёт чего повышение инвестиций и производительности? За счёт печати госдолга?
Ну он же не хочет проиграть в войне и после чтобы их народ за копейки батрачил, как после ВОВ-2 и плана Маршалла.
Проблема в том, что модель «рыночного социализма» («социально ориентированной рыночной экономики») проигрывает в честном соревновании рыночному либеральному капитализму. Последного в чистом виде тоже нет. Но модели общества принятые в США и в Азии к нему ближе.
Поэтому задача для Европы не имеет решения. Отказаться от «розового» (социал-демократического, скандинавского) социалзима ЕС по политическим причинам не может.
Европа, а не США проспали крупнейшую после 2МВ диктатуру у себя под боком
И пока вы и они это не поймут, будете платить и страдать и кается.
И учите историю лучше, например, про США, когда у них была доля в мировом ВВП в момент введения бакса в качестве мировой резервной валюты и сейчас.
Но я давно понял, что таких словами не убедить, поэтому получите больно на земле в 404.
Что там было когда-то, с кем-то и что, сколько стоило — какая разница? Еще мезозой приплетите. Думать нафталиновыми событиями, не беря во внимание настоящее время, — это очень умно. И да! Историю-то подучите! Особенно углубляясь в экономические аспекты поподробнее, начиная со времен РИ, а потом найдите причинно-следственные связи в будущих внутренних, а потом от них зависящих внешних событиях хотя бы к 1-й мировой. Это не про американцев. Это то, что действительно должно вас интересовать. Душок-то сейчас похожий. Помимо Америки есть не одна страна, которая способна хорошенько так нос по щекам размазать.