Госкорпорация «Росатом» разработала два сценария развития Северного морского пути (СМП) до 2040 года, оба из которых предполагают меньший грузопоток по сравнению с планом, утвержденным правительством в 2022 году. Сценарии были представлены в сентябре на закрытом заседании совета судоходства.
По базовому сценарию, к 2031 году планируется перевезти 117 млн тонн грузов, а к 2035 году — 150 млн тонн. По перспективному сценарию — 150 млн тонн в 2031 году и 192 млн тонн в 2035 году.
Ожидается, что в 2024 году объем перевозок по СМП составит около 36 млн тонн, что сопоставимо с рекордом 2023 года (36,254 млн тонн). Вице-премьер Александр Новак ранее прогнозировал достижение 40 млн тонн, что вдвое ниже запланированного уровня.
Основные участники грузопотока, такие как «Норникель», прогнозируют объем перевозок на уровне 1,6 млн тонн, с возможным снижением в связи с уменьшением завоза проектных грузов. «Норникель» планирует инвестировать 10,4 млрд рублей в развитие портовых мощностей.
Известно, что в восточной части СМП сложная ледовая обстановка требует круглогодичного ледокольного обеспечения, что увеличивает стоимость перевозок. По итогам восьми месяцев 2024 года грузопоток по СМП составил 23,6 млн тонн, что на 2,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Основной прирост обеспечен экспортом СПГ.
Эксперты считают, что план развития СМП нуждается в корректировке, так как он не учитывает влияние западных санкций и изменившиеся условия. Михаил Григорьев из компании «Гекон» подчеркивает, что цели плана завышены и требуют пересмотра с учетом актуальных условий подготовки ресурсной базы и изменения геополитической обстановки.
Источник: www.rbc.ru/economics/17/09/2024/66e848979a7947126c129334?from=newsfeed