Российские компании, включая российско-казахстанский Казросгаз, снизили экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ) через морские порты в январе-августе 2024 года на 34% к тому же периоду прошлого года, свидетельствуют расчеты Рейтер, основанные на данных источников в отрасли.
По оценке трейдеров, снижение морского экспорта СУГ в этом году пришлось в основном на балтийский порт Усть-Луга и Тамань, что обеспечило общее снижение поставок продукта в январе-августе 2024 года на 7,6% год к году, до 2,239 миллиона тонн, хотя отгрузки СУГ через сухопутные погранпереходы выросли на 4,8% к уровню прошлого года.
Трейдеры считают, что сокращение перевалки СУГ через терминал в Усть-Луге связано с нехваткой танкеров-газовозов, необходимых для вывоза топлива из порта.
Другой причиной снижения экспорта через порты стало прекращение перевалки СУГ через Тамань (со второго полугодия 2023-го) из-за угрозы атак на инфраструктуру терминала.
Среди производителей наибольшее снижение экспорта в январе-августе произошло в основном за счет заводов Сибура (-332.000 тонн к январю-августу 2023-го), сокративших поставки в Усть-Лугу из-за дефицита танкеров-газовозов, а также по железной дороге в Польшу.
Между тем Иркутская нефтяная компания (ИНК) увеличила экспорт в январе-августе 2024 года на 20,9% (+44.000 тонн к январю-августу 2023-го) на фоне роста производства СУГ после запуска УКППГ на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении в начале этого года.
Согласно расчетам Рейтер, на долю морских терминалов в январе-августе 2024 года пришлось 22,7% (0,509 миллиона тонн) от общего объема экспорта по железной дороге (2,239 миллиона тонн), на сухопутные погранпереходы — 77,3% (1,73 миллиона тонн).
По данным источников в отрасли, отгрузки СУГ по железной дороге в адрес портовых станций в прошлом месяце выросли на 9,4%, в основном из-за увеличения отгрузок в Усть-Лугу, в адрес сухопутных погранпереходов — на 5,8% к июлю.
СУХОПУТНЫЙ ЭКСПОРТ
В абсолютном выражении железнодорожный экспорт СУГ из РФ в соседние страны через сухопутные терминалы в августе увеличился до 201.000 тонн со 190.000 тонн месяцем ранее, по данным трейдеров.
Основной прирост пришелся на Белоруссию (+9.500 тонн к июлю), откуда в дальнейшем СУГ перенаправляется в Польшу и другие страны Восточной Европы, из-за улучшения премиальности экспорта ввиду роста котировок на белорусско-польской границе.
По расчетам Рейтер, на долю Польши в январе-августе пришлось 38% от общего объема сухопутных отгрузок СУГ из РФ, Латвии — 12,2%, Афганистана — 11,8%, Белоруссии — 11,6%, Китая — 10,6%, Киргизии — 4,9%.
МОРСКОЙ ЭКСПОРТ
Железнодорожный экспорт СУГ из РФ в направлении морских терминалов в августе вырос до 63.000 тонн с 57.500 тонн в основном за счет увеличения поставок в Усть-Лугу.
По данным трейдеров, Сибур в июле-августе немного нарастил перевалку СУГ через Усть-Лугу за счет привлечения новых танкеров-газовозов для отгрузок топлива из порта.
Участники рынка сообщили, что поставки СУГ из РФ и Казахстана в направлении паромной переправы в порту Кавказ с дальнейшей отгрузкой в болгарский порт Варна в августе отсутствовали, также как и в июне-июле, из-за конвенции РЖД в направлении станции Кавказ-паром-экспортная (на Варну).
Расчеты Рейтер, основанные на данных источников, показали, что на долю Усть-Луги в январе-августе пришлось 61,4% от общего объема железнодорожных поставок СУГ из РФ в порты, Темрюка — 29,1%, порта Кавказ — 4,9%, порта Керчь (Крым) — 2,6%, Кулеви (Грузия) — 2,0%.