Недавно наткнулся на статью РБК, в которой шел разбор фармбизнеса и производства дженериков. Решил разобраться в этой теме поподробнее, т.к. большое количество компаний в сфере фармацевтики все активнее начинают продвигать историю с производством дженериков.
Дженерик — это аналог, который полностью копирует оригинальное лекарственное средство с идентичной эффективностью. Главное преимущество — ценовой диапазон продукта существенно ниже, т.к.присутствует рыночная конкуренция, когда монополист теряет патентную защиту.
Дженерики российского производства росли последние 5 лет в среднем по 29% в год, в 3 раза опережая иностранные. Доля дженериков растет не только на российском, но и на глобальном рынках.
По оценке “Альфа Ресерч и Маркетинг” — доля дженериков в РФ увеличится до 56% к 2030 году, закрыв большую часть потребности, в отличии от оригинальных лекарственных средств.
Темпы развития и роста производства дженериков опережают рынок:
• С 2019 по 2023 год CAGR по продажам дженериков составил 17%, в то время как CAGR по продажам оригинальных препаратов — 12%
• Доля отечественных дженериков в 2023 году составила 45%, средний прирост с 2019 года составил по 3%
• Объем Российского рынка лекарственных препаратов увеличился до 2,2 трлн рублей в 2023 году, и ожидается, что к 2030 — прирост составит 2.2х — до 4,9 трлн рублей.
Мы видим, что бизнес фармацевтики очень хорошо развивается. На это также повлияло ускоренное импортозамещение, в связи с тем, что отрасль начала снижать зависимость гораздо раньше введенных санкций, и поэтому сегодня нет технических ограничений для наращивания объема.
Помимо дженериков — существует еще одно наиболее перспективное направление — биотехнологии.
Рост рынка биотеха к 2030 году составит 3,5х — примерно 700 млрд рублей, по оценке отраслевых экспертов. Сейчас они оценивают емкость рынка в районе 200 млрд рублей.
Если подводить итог — рынок фармацевтики растет опережающими темпами. Доля патентованных продуктов будет все больше и больше замещаться дженериками. Импортеры будут продолжать сокращать продажу на российских рынках. А Российский фармбизнес — однозначно станет бенефициаром текущих изменений.