В последнее время трудно писать статьи, потому что с одной стороны есть понимание куда все движется, с другой стороны иногда это понимание нужно оставить при себе.
В своих предыдущих статьях я писал, что с точки зрения экономиста итогом конфликта на Украине и конфликта с Западом, стала одна большая и главнейшая вещь — разрушение некоего «договора», который надежно управлял российской промышленной и экономической политикой последние, пожалуй, 30 лет. Суть этого договора сформулировала еще Маргарет Тэтчер, когда сказала в конце 80-х, что России для выполнения своей функции при интеграции с Западом будет необходимо и достаточно населения в 15 млн. человек. Ровно столько, сколько нужно для перекачивания ресурсов Восточной Сибири на Запад. Все остальное население — лишнее и его нужно куда-то деть. Вместе со всей остальной лишней экономикой, промышленностью, наукой, социалкой и прочим.
И первый президент Б.Н.Ельцин этот «договор» очень дотошно исполнял, руководимый командой американских менеджеров. Продажа сырья на Запад при условии уничтожения собственной экономики. И этому явлению даже придумали красивое название — «Глобализация». То есть, соревнование стран третьего мира за возможность продавать «золотому миллиарду» бусы, сырье, рабочую силу и прочее на правилах запада, исключительно через его платежные системы и банки и что самое важное, исключительно используя его валюты.
И приход к власти В.В. Путина хоть и ознаменовал собой вроде бы смену парадигмы с нашей стороны, но никак не поменял подход с «той» стороны. То есть, «договор» остался в силе. Запад диктовал — продажа сырья только в обмен на сдачу всех рынков и промышленной политики. Что означало конфликт, который перешел в открытую форму с известной Мюнхенской речи Путина.
Очень логично, что пока страны третьего миры были нищие, выбора у них особо не было. Ну не считать же выбором сложный путь — проведение реформ, инвестиции в человеческий капитал, инновации, повышение качества управления. Нет, это не для всех. К тому же Запад прикладывал грамотные усилия, чтобы все вышеперечисленное в развивающихся странах никогда не случилось. Поэтому оставалось надеяться, что кто-то просто купит бусы подороже.
Запад через свои институты и кредитные линии, отягощенные политическими и экономическими требованиями, навязывал совершенно нерабочие и крайне губительные для развития стран конструкции.
Я неоднократно писал в своих статьях, что самые пагубные последствия для нашей экономики имело даже не засилье здесь западных брендов, а доступ их технологических гигантов к инфраструктурным закупкам. К транспорту и энергетике. Причем вред был глобальный и долгосрочный. Он касался не только выдавливания с рынка наших слабых местных производителей, но и разрушения всей логики НИОКР, процессов разработки конечных технических изделий.
Приведу пример. У нас был прекрасный, хотя и подустаревший и неконкурентоспособный на Западе самолет Ту-214. В нормальных условиях он бы закрыл все вопросы по транспортировке пассажиров в РФ и ближнем зарубежье, но будучи выставлен на ринг против Боинг 737 и Эйрбас-320, ожидаемо слился с концами. Никто не хотел покупать менее экономичную машину. Но это было полностью законченное и технически удачное изделие, из полностью российских комплектующих, готовое к массовому производству.
В результате властями было принято решение разработать совершенно новый самолет МС-21, который бы имел множество инноваций и мог бы на рынке конкурировать с современными Боинг и Эйрбас. Самолет был разработан, но уже на очень большую долю состоял из импортных комплектующих, что впоследствии создало проекту огромные проблемы. Самолет не выпускается массово до сих пор.
Что я хочу сказать? В нормальных условиях в суверенной экономике, в том же Китае, в серию массово пошел бы проверенный Ту-214, а более современная машина МС-21 имела бы время на доработку и исправление детских болезней. А не было бы так, как у нас сейчас, что Ту-214 уже снят с производства, а МС-21 еще не производится. А летать уже не на чем, потому что западных самолетов теперь нет.Чем это грозит — уже есть фантазии в Министерстве транспорта.
Зачем я это пишу? А этот пример очень яркий, иллюстрирует, как нам теперь жить и какие процессы будут происходить в экономике. Мы из системы жесткого международного контроля одного Гегемона перешли в свободное плавание. А это сильный стресс. Стране много где придется откатиться назад, чтобы нащупать реально имеющийся технологический уровень, а с него уже стартовать выше и начать восстанавливать компетенции.
У нас жы была куча виртуальных отраслей. Виртуальное авиастроение — Суперджет-100. Виртуальная автомобильная промышленность, когда вроде бы есть заводы Хенде и Тойота, но когда видишь размеры этих производств с один ангар типа большого супермаркета и вспоминаешь размеры того же КАМАЗа, где по территории ходят рейсовые автобусы. То понимаешь, что где-то тут подвох и не может простой ангар реально производить сотни тысяч авто в год. И как это на Тойоте в Шушарах работало 2 тыс. человек, а на КАМАЗе 33 тыс.? А это мы еще не посчитали смежников....
Ответы на все эти вопросы мы получили с началом СВО. Что если реально производить что-то самим, а не собирать из импортных кусков, то потребность в людях будет колоссальная. Даже по приведенному примеру видно — в 10-15 раз больше для того же продукта. О чем наши власти прекрасно осведомлены и что с этим делать пока по-моему не совсем знают. И не знают не только у нас. В США тоже не знают где взять миллионы реднеков, чтобы перезапустить массовые военные и не только производства и начать реально угрожать Китаю. Где взять рабочих, если уже лет 40 выпускают одних юристов, экономистов и менеджеров?
А какое это отношение имеет к фондовому рынку? Да самое прямое. Жизнь не останавливается, это новые условия и на этих условиях будет строиться новый каркас успешных и неуспешных компаний. Это самый настоящий госкапитализм, просто в его суверенном варианте, а другого у успешных стран и не бывает. Либо накапливаешь свои компетенции и потом выдаешь годный продукт, не сразу, но выдаешь. Либо с тобой происходит что-то нехорошее...
Хорошая иллюстрация, что бывает, когда не можешь выйти из американской «матрицы», когда в ней наступила «перезагрузка». Мы все смеялись над китайцами, что они делают смешные поделия. А потом у них случился BYD, который сейчас стоит дороже, чем все немецкие автоконцерны вместе взятые… Что характерно, старик Баффет разглядел этот феномен сильно заранее:
И мы в России за этим процессом «виртуализации» экономики как-то проглядели, как мы превратились в Японию. В том смысле, что у нас так мало населения, что нам для любого сложного процесса теперь нужна лютая автоматизация. Вот вам свежий шикарный пример:
Скоро в магазинах не будет кассиров — из-за роста зарплат они стали слишком дороги. А скоро не станет и самих магазинов, потому что опять-таки из-за роста зарплат они вчистую проиграют маркетплейсам по маржинальности. Последние банально эффективнее. Вот к примеру недавний фаворит Fix-price.
А что это все значит? А это значит, что России уже нужны даже не мигранты. России нужен аутсорс, это когда производство всего маломаржинального и нетехнологического отправляется в сопредельные бедные страны. Как делают все страны «золотого миллиарда.» Иронично, но пока наш торговый баланс выглядит ровно наоборот, мы экспортируем сырье, а завозим высокотехнологичный товар — машины и оборудование.
Как правительство собирается это решать узнаем в ближайшее 25 октября. Когда объявят решение по ставке. Прошлое мое предположение, что впереди у нас повышение тарифов и пошлин по всему спектру оказалось верным. Теперь ждем, как правительство с помощью ставки собирается «размножать» людей, которых люто не хватает в куче отраслей. Мое понимание, что с помощью стоимости кредита это уже никак не сделать, а вот убить половину частного бизнеса — этого вполне можно добиться… Нужно снижать ставку и начать делать человекоподобных роботов, без всякой иронии… А то P/E нашего рынка так и будет демонстрировать какие-то сказочные показатели.
И мой любимый журнал Монокль откровенно ждет $$ по 130 рублей, как логичное следствие такой кредитной политики.
И касательно БРИКС. Все так радуются саммиту в Казани. Без всякой иронии, саммит прекрасен и это успех. Только у меня большое подозрение, что суть этого саммита — подготовка Китая к возможному президентству Трампа и возможным торговым войнам. Китай проводит смотр своих контрагентов и готовит заготовки на случай введения санкций против него из США. Трамп не понимает намеков, только конкретные угрозы — «а мы сейчас как перестанем платить в $$, а как начнем вводить замену SWIFT, а как начнем давать кредиты в юанях всей Африке, а как введем цифровой юань по всему Ближнему Востоку...». Поэтому хотя и исход саммита в Казани для России крайне позитивен, его реальные результаты зависят от исходы выборов в США и последующего торга между Китаем, США и Индией по будущему мировому порядку. Рассчитывать, что Россия сможет воспользоваться чем-то из озвученных на саммите проектов в ближайшем будущем я бы не стал… на себя нужно больше рассчитывать...
Всегда по делу,
DoctorPlanRu, очень правильный метод!
И спасибо за статью!
DoctorPlanRu, могли бы привесть пяток примеров сюда? До того, как пост напишете? )))
Я собираюсь удвоить вложения в акции до того, как кто-то прочтет пост и сделает то же самое))
На самом деле все, кто будет в профите от оживания реального сектора, куда сейчас идут деньги. Озон, Яндекс, сфера услуг и хайтек — там сложнее. Я просто не люблю компании, которые не платят дивиденды. На длинном периоде это неинтересно. По многим причинам....
Сильное продвижение по карьерной лестницы, после «сырьевого придатка Запада»?
Да это уже нафталиновая скукотища. Лучше Вы расскажите, как «людей в Казане хватают из за саммита Брикс»
В России на самом деле нехватка «высококвалицифированных низкооплачиваемых специалистов». Ключевое слово выделено полужирным. При этом процесс усугубляется перманентным кризисом в образовании, когда даже тех детей, которые уже есть, учат всё хуже и хуже.
Роботы появляются не с бухты-барахты, а спустя вполне длительное время после того, как их использование становится выгодным.
А вот насчет кризиса в школьном образовании я с Вами соглашусь. Кризис в образовании бушует в России, США, во многих других странах (но не во всех). И буквально никто не знает, как с ним бороться в одной отдельно взятой России. Уверен, что и Вы тоже. Не надо сетовать на дождь за то, что он мокрый. Надеюсь, Вы не станете поминать нетиражируемые в массовом масштабе достижения отдельных уникумов, типа Шаталова
Банально надо убирать из школы тех кто не хочет учиться. Куда угодно — ПТУ, на поля, мыть посуду, на панель. Мешаешь вести урок регулярно? В школу «упрощенной программы» и работать дворником. Не усваиваешь программу? В ПТУ.
Школьное образование потому и деградирует, что оно вынуждено подстраиваться под всех школьников, включая идиотов. В результате программа упрощается, а учителя вместо обучения вынуждены тратить время на «толерантность». А не каждый учитель этого хочет, поэтому начинают уже деградировать учителя, т.е. в учителя идут те, кто не смог пойти в другое место.
Жуковский вестник, сентябрь 2023: Никто его с производства не снимал. Другое дело, что реальное его производство 1-2 в год, а не 20… Но это уже другая песдня, не про НИОКР.
DoctorPlanRu, к сожалению, даже при ОЧЕНЬ хорошем финансировании, инженеров вырастить можно лет за 40 и 10 лет из этих сорока уйдут на «настройку» завода с колоссальными убытками.
И есть еще проблемка — школу инженеров убили, говорят..
DoctorPlanRu, И.В. Сталин работал с инженерами, воспитанными еще старой царской школой и которых в РСФСР осталось много. Кроме того, это было поколение энтузиастов и креаторов.
Не надо сравнивать с поколением дегенератов.
В филиале Боинга работают инженеры-исполнители, а не креаторы — это раз.
Кроме того, предполагаю, они связаны долгосрочными договорами с неустойками — два.
У других с этим некоторые проблемы.
А жить хочется здесь и сейчас
А пока восстанавливают — надо терпеть.
А люди не хотят терпеть, люди хотят жить.
И они прекрасно помнят, как неплохо жили ещё лет 10 назад
Обыватель хочет быстро, безопасно и дёшево летать на самолётах.
А ему говорят: ну, четверть века придется потерпеть
В 30 лет я бы, возможно, согласился «потерпеть».
Сейчас — нет
Ловко придумали, «я обыватель, все мне должны».
К тому же Вы плохо меня читали. Двойную зарплату платил на самом деле Боинг в России через субчика. И на Украине, кстати, тоже.
Летаю на том, что есть и не вижу разницы, что сухой, что аэрбас, билеты не пахнут.
Даже при очень благоприятных условиях 9 женщин за месяц не выносят ребенка
А про 9 месяцев это же устойчивая идиома, вы чего
Тут же все просто или долго переплачивать, или вообще этой темы не будет. Но с точки зрения экономики страны выгоднее, чтобы эта тема была. Значит, есть резон вкладываться. 100% шанса возродить отрасль нет, но шансы все равно большие. Даже при 50% локализации рабочие места, налоги с них дадут хороший прирост экономике в целом.
Обывателю на экономику и ее перспективы наплевать.
Вчера он мог задешево полететь на безопасном самолёте куда хотел.
Сейчас не может куда угодно, все подорожало, самолёты по регламентам не обслуживаются.
Чтобы снова летать хоть куда на нормально обслуживаемых самолётах (но это неточно) обывателю предлагается подождать лет 10 (но это тоже неточно).
Родину любить нужно, тогда все проблемы сразу уходят. )) А не гамбургер-швамбургер…
И я, в отличии от вас, понимаю разницу между «Родина» и «власть».
Просто те, кто в будущее не могут смотреть, а просто «сейчас неплохо живут» и все угрозы игнорируют — такая жизнь для всех одинаково заканчивается. Сейчас пришла очередь немцев и прочих европейцев. Тоже раньше «неплохо жили»...
А вот китайцы раньше жили плохо, много трудились. А сейчас? На кого равняться будем?
В Америке, мне в детстве рассказывали, вообще негров вешали.
Я жил в хорошей родной стране России.
Ее у меня украли
А еще удивительней, что вам кто-то мешает в России жить и что для вас что-то глобально изменилось? Я по сторонам смотрю — страна на месте, даже больше стала…
Есть варианты, от «искренне верит» до «обманули». После окончания второй мировой войны «выяснилось», что целый народ «обманули». И в Западной Германии практически никому за это ничего не было.
Потому что судьями были те, кого тоже «обманули».
К текущей ситуации привёл не какой-то заговор запада, а НТП, когда ни одна страна, кроме может Китая, не может жить натуральным хозяйством, поскольку товары стали слишком сложными для производства.
Всежработаит.
DoctorPlanRu, боюсь, что не все… Это просто «клиринг». Надо же было как-то передать ЗВР в пользование дядям.
По-моему, все это спектакль для населения. А скоро и спектакль не понадобится при постепенном установлении нового режима.
Насчет циничной зачистки населения до оптимального соотношения производство/потребление — это практикуется капиталистами уже более ста лет во всех странах мира.
DoctorPlanRu, почему нельзя? можно было, хотя бы, не наращивать их, а вкладывать деньги в собственную экономику...
«забрать ЗВР было нельзя. Поменять не на что»
На кой тогда нужен ЗВР ??? Просто как форма дани жирным банковским котам Запада?
Хозяевам не нужны ЗВР, у них это — 800 военных баз по всему миру и золото на черный день. А у туземцев — бумажки...
В собственную экономику вкладывать нельзя — хозяин запрещал…
Наценка, кстати, у китайцев мизерная. По куче позиций они торгуют вообще в убыток, что делает задачу еще менее решаемой...
Приведу простой пример.
Президент Аргентины тоже указал на множество слабых мест, приведших к отсталости страны.
Вступил в должность, вот прошел всего год, а уже во всю идут процессы.
Какую парадигму вы собрались перевернуть, после 25 лет лежания на печи, теми же самыми руководителями?...
Про многие десятки тысяч убитых и искалеченных простых людей, даже говорить не буду, а то посадют.
Но убитые и искалеченные десятки тысяч людей, скорости и мотивации процессам не добавляют.
щупайте, ктож не даёт))
документация пока ищо не засекречена.
modelist-konstruktor.com/razrabotki/sibirskii-xodok
Учитывая, что Тэтчер никогда не говорила ничего подобного, автор — БРЕХЛО.
Уж не думал, что вам надо элементарные вещи пояснять
Не всем так повезло. Ливии, Ираку, Ирану, Сирии — нет. И даже статистически вы не правы. И по ВВП и по населению то же БРИКС — большая часть мира. Так что если мы и поссорились, то с мировым меньшинством… Подумаешь, «золотой миллиард», из 8-ми…
поржал бы, если бы ржалось. Ерундейшина же. Только намедни был Русский мир, народный мэр. правосл. армия рэп выкладывала. Теперь Глобальный Юг, бриксяне.
Про G20, Acеаны (ASEAN), разные Шосы, Афросоюзы, Ассоциации нанайских малых народов — неужто никогда не?
И каждая считает свой прОцент. Вон, 90%:
2024 закинуть. БРАЗИЛ, прям сейчас. Там 2 часа бразильской ночи, дрыхнут. Или выходной, нет. Подготовка:
www.g20.org/pt-br
Из Казани — в Рио-де-Жанейро. Вон какие. Енконтра селебра Альянсо Глойбал Контра.
Контра, в общем. Оборотни в костюмах, да.
По факту на сегодня я получаю дивы с нашего ФР и сижу выбираю, какую китайскую машину мне купить — 500 сил, 800 сил или сразу 1000 лс. И выбор реально большой.
Все остальное — лирика. Китай всех рвет, а где Китай — там и все остальные собираются....
По 214 — не снят, налаживают производство.
МС-21 производится. В постройке сейчас 20 бортов, штук 6 почти готовы. Самолёты будут стоять ждать недостоющее оборудование, которое сейчас проходит сертификацию. И так же с Супердждетом. Там 23 самолёта в производстве. Штук 9 почти готовы. Булуд ждать когда двигатель доведут.
И с чего вы взяли, что летать сейчас «не на чем»??
«летать не на чем» — это не я сказал, это Минтранс. Я вам статью привел в пример в своем посте, скоро у нас такими темпами Москва-Казань Турецкие Авиалинии и Эмирейтс летать будут… Минтранс уже подумывает разрешить… погуглите..