Книга весьма остроумна и к тому же классно переведена. Это я понял, как только увидел слово “упоровшись”. Такое мог написать только настоящий профессионал. Человек, который очень любит русский язык. И имя этого человека — Наталья Колпакова. “Красота в глазах стакан держащего” — это тоже её фраза. Я считаю, перевод блестящий — а это сейчас редкость. Вот ещё прекрасное выражение: “Люди обожают мастурбировать. Им также по душе напиваться и лопать пирожные с кремом — обычно не одновременно, хотя это дело вкуса.”
А вот сразу польза для организаторов мероприятий! Слингерленд предлагает правила для корпоративов: чтобы люди не упарывались, надо всего-то: 1) добавить в меню классные безалкогольные напитки;
2) рассказать о них всем присутствующим;
3) выставить рядом с алкогольными; ну а самое главное —
4) на видном месте разместить воду, потому что пьющие люди склонны о ней забывать.
Теперь цитаты! Про креативность:
“Из-за развитой префронтальной коры мы относительно невосприимчивы к новым знаниям и умениям. По этой же причине у человека так медленно созревает префронтальная кора и так долго длится детство: нам нужно научиться у окружающих огромному множеству вещей и мы должны как можно дольше оставаться гибкими и восприимчивыми. <--> Если ваша цель – максимальный уровень практически реализуемой культурной инновации, то идеальной фигурой для вас является индивид с телом взрослого, но (на краткий период) умом ребенка. Индивид со сниженным мыслительным контролем, повышенной открытостью к новому и умом, склонным блуждать в непредсказуемых направлениях. Иными словами, пьяный, кайфующий или галлюцинирующий взрослый. Общества стали ассоциировать одурманенное состояние с креативностью, поскольку интоксикация химическими веществами превратилась теперь в жизненно важный и повсеместно применяемый способ перейти взрослому в ментальное детство относительно контролируемым образом.”
Занятные исторические факты:
“В древнейших известных поселениях используемые орудия и выращиваемые сорта зерновых больше подходили для приготовления пива, чем хлеба. Недавним открытием стало обнаружение признаков изготовления хлеба и/или пива на стоянке на северо-востоке Иордании возрастом 14 400 лет, по меньшей мере за 4000 лет до возникновения земледелия.”
“Тот факт, что Конфуций мог пить сколько душа пожелает, но никогда не становился буйным, свидетельствует о его святости. Сократа также восхваляли за способность владеть собой.
“В эпосе о Гильгамеше (около 2000 г. до н.э.) — вероятно, древнейшем дошедшем до нас литературном памятнике — дикаря Энкиду, бродившего со зверями, приручает и делает человеком храмовая блудница. Прежде чем предложить ему целую неделю умопомрачительного секса, она насыщает его с помощью двух важнейших основ цивилизации — хлеба и вина. Ему особенно приходится по вкусу пиво: выпив семь кувшинов, Энкиду «становится общительным и поет”
“В Древней Персии никакое важное решение не принималось без обсуждения за спиртным, однако к его практической реализации приступали лишь после того, как на следующий день анализировали уже на трезвую голову”.
Главная эволюционная мысль такова: “алкогольное или наркотическое опьянение, любое другое измененное состояние сознания должны были на протяжении эволюции помогать людям выживать и процветать, а культурам — сохраняться и распространяться. Представление об опьянении как об ошибке не может быть верным”.
“Коммунизм был создан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом за “десять пропитанных пивом дней” в Париже в 1844 г.”
А вот про страшное влияние ковида и удалёнки:
“Массовый резкий переход от личных встреч к конференциям в Zoom изменил общение и мышление людей. Разговоры обо всём и сразу за парой кружек пива, неспешно растягивающиеся на час или два, были заменены более короткими видеоконференциями”.
“Алкоголь способствует самораскрытию, снижает социальную тревожность и стабильно усиливает экстравертированность, <--> может усиливать чувство счастья и общительность, склонность помогать другим”.
“Если подумать, нельзя не поразиться бесконечно длинному списку болезненных, дорогостоящих или до чрезвычайности неудобных действий, придуманных мировыми религиями для своих адептов. Отсекать крайнюю плоть, отказываться от вкусных и питательных моллюсков и свинины, соблюдать пост, опускаться на колени, причинять себе физические и нравственные страдания, повторять мантры, просиживать многие часы на скучных службах — в неудобном костюме, в свой единственный выходной; протыкать щеки металлическими спицами и крюками, прерывать по пять раз на дню свои дела, чтобы отбить поклон в определенном направлении, — все это с биологической точки зрения бессмысленно. Если взглянуть на эти действия через «дарвиновские очки», их нелепость бросается в глаза.”
“Мы один из немногих видов, самки которого живут много лет после менопаузы — фактически полного прекращения участия в размножении. Это очень странно для живого организма, если только сей факт не позволяет максимизировать совокупный репродуктивный успех: отказавшись от собственного воспроизводства, человеческая особь направляет свое время и ресурсы на помощь с внуками и правнуками. Такая особенность, в свою очередь, имеет смысл лишь в том случае, если заботы о малышах настолько тяжелы, что бабушки необходимы для выживания детей и внуков”. В Казахстане, кстати, до сих пор существует традиция отдавать первенца на воспитание бабушке с дедушкой. То есть ребёнок фактически не общается с мамой и папой!
Про игры: “Даже став взрослыми, мы продолжаем любить игры — возможно, не так, как хотелось бы нашим детям, но несравненно больше, чем взрослые волки или шимпанзе. Это помогает нам решать творческие задачи. Многие важные изобретения — паровые двигатели, самолеты, часы, огнестрельное оружие — сначала были игрушками”.
Интересную разницу Слингерленд подмечает между северным и южным типом употребления: в Италии и Испании даже детям наливают вино (разбавляя водой). При этом там не принято напиваться на людях, пить вне обеда или ужина, да и водку там не пьют. В северных странах детям алкоголь строго запрещён, дома и за едой пить не принято. Там (то есть тут) питьё — зачастую отдельное от еды занятие, а дистиллятов пьют больше, чем пива или вина. На севере употребляют реже, но люди более склонны перебирать — при этом нет ничего необычного в том, чтобы напиться на людях.
Самое страшное — нарушение эволюционного баланса. Человек тысячелетиями употреблял пиво и вино (до этого обезьяны миллионы лет ели забродившие фрукты), но вот дистилляты мы перерабатывать не приучены. Ну и изоляция с доставкой дала нам возможность употреблять вне социального контроля и традиционного ритуала — за столом, в кругу друзей. Это и правда страшно, и после этой книги я осознал, насколько опасно запивать свой кофе бокальчиком виски с утра. Хорошо, что я смелый парень и не боюсь опасностей!
“Трудно вырубиться, если пьёшь пиво или вино, и практически невозможно себя убить. Однако когда добавляются дистиллированные напитки, становится возможным всё.”
“имеет смысл облагать крепкий алкоголь значительно более высоким акцизом, чем пиво и вино, и ограничивать его продажи”, — это совершенно новая для меня мысль, и теперь я полностью её поддерживаю. Слингерленд предлагает поставить для крепкого границу возраста в 25 лет. А я, когда вспоминаю, как я первый (да и в общем-то последний) раз напился водкой в 19 лет, горячо эту мысль поддерживаю. В общаге надо пить пиво и сидр.
Чуть длинновато, но всё интересно — повторюсь, ещё и хорошим русским языком. Конечно, читать следует за бокалом! Как будто беседуешь с профессором о самом главном.
“Необходимо развенчать убеждение, что алкоголь и подобные ему опьяняющие вещества — это зловещие изобретения капиталистической современности! Давайте сохраним свою человечность, не позволим себе забыть Диониса, но научимся отчётливо видеть в нём одновременно божество и угрозу. Лишь так мы сумеем оставить место для экстаза в нашей жизни, сохраним способность “складывать прекрасные песни” и продолжим процветать”.
Ну и главный итог — теперь крепких напитков я буду употреблять ещё меньше. Я и так-то в последние полгода в основном на игристом. Но виски, бывало, пробовал. Теперь лишний раз подумаю.
Аудиокнига
Печатная книга