В середине октября компания Новабев Групп представила операционные результаты за 3 квартал 2024 года. Тенденции бизнеса не впечатляют. Операционные показатели в расчете на 1 точку продолжают стремительно ухудшаться!
👉 Ключевые операционные результаты:
— Общие отгрузки составили 10,95 млн декалитров, что на 2,8% меньше цифры прошлого года.
— Отгрузки собственных брендов снизились на 2,6% до 8,5 млн декалитров с 8,7 млн декалитров годом ранее.
— Импортные бренды были отгружены в объеме 2,4 млн декалитров, что на 3,6% ниже показателя прошлого года в 2,5 млн декалитров.
— Количество ВинЛабов на конец 3 квартала 2024 года превысило 1900 магазинов (График №1).
👉 Комментарий менеджмента:
«Впереди активный период — сезон высоких продаж. Команда подходит к нему подготовленной. Объем реализованной продукции уже в третьем квартале превысил показатели и первого, и второго кварталов, что говорит об устойчивости бизнеса. Компания продолжит развивать потенциал портфеля брендов, выстраивать крепкие отношения с партнерами и укреплять ретейл-проект, чтобы делать покупателям лучшие предложения на рынке».
👉 Мой комментарий:
— Менеджмент заявляет, что «объем реализованной продукции уже в третьем квартале превысил показатели и первого, и второго кварталов». В этом нет ничего удивительного. Исторически 3 и 4 кварталы у бизнеса всегда сильнее (График №2), поэтому нельзя считать это существенным достижением. Более того, поквартальное потребление не имеет растущей тенденции. В 2021 году клиенты компании потребляли 4,0 млн декалитров в 3 квартале, а в 2024 году этот показатель составил 4,1 млн декалитров.
— Потребление на 1 торговую точку продолжает катастрофически падать (График №3). Год к году мы видим падение потребления на 1 магазин ВинЛаб на 18,5%!
— Основной вопрос к компании, который возникает на текущем этапе развития: «Если Новабев Групп настроена на концентрацию на премиальной продукции, зачем ВинЛабы открываются почти на каждом углу, как формат „магазин у дома“?» То есть, если компания делает акцент на премиум сегмент, что она подчеркивает в своих комментариях, то нет смысла в открытии 1900 торговых точек, но если компания планирует развиваться в формате «магазин у дома», зачем она делает акцент на премиум и снижает долю продукции для массового потребителя.
— В ноябре отчета по МСФО не будет. Компания выпускает финансовую отчетность только 2 раза в год, так что опираться можно лишь на операционные результаты. На текущий момент операционные результаты разочаровывают, так что остаюсь без позиции по компании.
Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!
На какую то неблагозвучную х… ю
А во-вторых, в качестве основного аргумента для обоснования тезиса «бизнесу становится все хуже» выбран по сути один показатель — продажи в расчете на одну торговую точку, причем только в натуральном выражении. В качестве гипотезы причин снижения именно этого показателя могу предложить:
1. Активное открытие новых магазинов. Выход на целевые обороты для новых точек очевидно занимает какое-то время, по моим оценкам от квартала до года. Это, кстати, косвенно подтверждается очевидной обратной корреляцией графиков с числом магазинов и с продажами в расчете на одну точку из поста.
2. Как уже отметили выше, переход в премиум сегмент логично влечет за собой снижение продаж в натуральных величинах, но и рост среднего чека.
Максим Молчанов, по одному кварталу? Если Вы посмотрите на прикрепленные графики, то увидите, что эта тенденция длится уже 4-й год. Агрессивного роста у Новабев уже давно нет, рост выручки идет на уровне чуть выше инфляции. Если Вы «агрессивным ростом» называете органическое открытие новых магазинов, которое осуществляет весь ритейл-сектор, то у Магнита и Пятерки тоже получается агрессивный рост.
Есть график и по финансам, там тоже идет снижение с 2020 года, но его релевантно прикреплять после публикации отчетности за 2п2024.
1. Почему тогда идет снижение 4 год подряд, если по Вашему мнению адаптация 1 точки протекает от 3 месяцев до года? У Вас прирост в процентах с каждым кварталом все меньше, значит и влияние должно снижаться.
2. Зачем Вам 1900 точек для премиум продаж? Премиум — мало магазинов, так как аудитория небольшая. Масс-маркет — много магазинов, так как много клиентов. Выберете один путь развития с креном в конкретный сегмент, а по результатам компания пытается усидеть на 2-х стульях и выходит так-себе.