Globaltrans Investment PLC («Компания» и вместе с ее консолидированными дочерними компаниями «Globaltrans» или «Группа») сегодня предоставляет обновленную информацию о рынке и бизнесе[1].
Обновление рынка
Рынок грузовых железнодорожных перевозок продолжает сталкиваться с трудностями, связанными с ограничениями железнодорожной инфраструктуры, эксплуатационными проблемами и нестабильностью спроса.
В июле-октябре 2024 года общий объём грузоперевозок по железной дороге и объёмы перевозок в целом по отрасли снизились на 5,6% и 6,1% в годовом исчислении соответственно. В период с января по октябрь 2024 года общий объём грузоперевозок по железной дороге снизился на 5,6% в годовом исчислении, а объёмы перевозок сократились на 4,2%. Устойчивая тенденция к снижению наблюдалась по всему спектру сыпучих грузов, перевозимых в полувагонах.
Средняя продолжительность оборота вагонов в отрасли (измеряется в днях) в период с января по октябрь 2024 года увеличилась примерно на 11% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о продолжающемся снижении эффективности грузовых вагонов.
Сохраняющееся инфляционное давление: ожидается, что с января 2025 года регулируемый тариф на перевозку порожних вагонов-гондол будет увеличен примерно на 25%, что будет включать запланированное повышение регулируемого инфраструктурного тарифа на 13,8% в декабре 2024 года и дополнительное повышение на 10% регулируемого тарифа на перевозку порожних вагонов-гондол с января 2025 года.
Операционные показатели Globaltrans
Globaltrans также продолжает сталкиваться с давлением со стороны неблагоприятной рыночной конъюнктуры и текущими операционными проблемами: грузооборот Группы по железной дороге сократился примерно на 10% в годовом исчислении в период с января по октябрь 2024 года, в основном из-за снижения на 10% в годовом исчислении среднего количества загруженных рейсов на вагон.
Коэффициент порожнего пробега вагонов-гондол компании в январе-октябре 2024 года составил 32% по сравнению с 36% за аналогичный период предыдущего года.
Компания ожидает, что сложные операционные условия на рынке сохранятся, оказывая давление на её операционные показатели и вызывая рост затрат в среднесрочной перспективе.
Последние корпоративные события
Компания завершает реструктуризацию своего листинга, в результате которой Международная фондовая биржа «Астана» (AIX) станет единственной организованной торговой площадкой для глобальных депозитарных расписок (ГДР) Компании.
Косвенная дочерняя компания Компании завершила добровольное тендерное предложение в отношении некоторых ГДР Globaltrans и приобрела ГДР, составляющие около 14% акционерного капитала Компании, на общую сумму около 12,9 млрд рублей. После завершения тендерного предложения доля акций Компании, находящихся в свободном обращении, составляет около 42%. Завершение тендерного предложения не привело к изменению акционерного капитала Компании или сокращению количества выпущенных и находящихся в обращении акций Компании.
29 августа 2024 года Совет директоров Группы прекратил выплату дивидендов. В связи с сохраняющимися техническими ограничениями и различными препятствиями в финансовой инфраструктуре Компания не видит возможности возобновления регулярных выплат дивидендов в обозримом будущем.
Инвестиции
В 2024 году инвестиции оставались на прежнем уровне, что отражало значительный рост цен на новые вагоны и растущую неопределённость на рынке грузовых железнодорожных перевозок.
С 2020 года подход Компании к инвестициям стал оппортунистическим, с выборочным приобретением нового подвижного состава. В среднесрочной перспективе Компании потребуются значительные инвестиции для поддержания текущих объёмов бизнеса, учитывая, что в период с 2025 по 2029 год средний возраст собственного подвижного состава составит около 3500 единиц в год. По состоянию на конец первой половины 2024 года средний возраст собственного подвижного состава Группы составлял 15,7 лет.