На российском рынке некоторое затишье в преддверии публикации первых макро данных по инфляции (напомню, что цифры должны выйти сегодня в 19-00). Поэтому на время паузы предлагаю рассмотреть статистику всех проведенных первичных размещений за последние полтора года, тем более, что динамика у всех компаний к текущему моменту сложилась крайне разнообразная.
1. Период 2023-2024 годов стал самым успешным для российского рынка первичных размещений с 2011 года. За прошедшие полтора года на рынке появилось 22 новых эмитента (АПРИ я не стал включать в таблицу). В 2011 году было проведено 35 первичных размещений, что существенно больше, но и текущие темпы выхода на рынок новых компаний впечатляют.
2. На текущем этапе развития фондового рынка РФ, на биржу выходят в основном компании из инновационных секторов. Промышленных предприятий крайне мало, хотя по последней статистике в российской экономике более 55 тысяч акционерных обществ и подавляющее большинство из них являются производственными.
3. В таблице, где отражена динамика активов после проведения публичного размещения отчетливо видно, что период первой недели у большинства компаний проходит достаточно уверенно. Исключения составляют такие компании как Кармани (#CARM), Хэндерсон (#HNFG), КЛВЗ (#KLVZ) и ГК Элемент (#ELMT). Их динамика даже в первую неделю была крайне слабой. По итогам месяца и более торгов расслоение между активами становится все больше. Если посмотреть на расхождение в динамике между «лучшими» и «худшими» активами, то оно достигает более 100%.
4. Как видно из таблицы, прослеживается яркая сегментация по периодам. До проведения размещения ценных бумаг Мосгорломбарда (#MGKL) на рынок выходили крепкие компании, которые даже после коррекции демонстрируют положительную динамику. После этого на рынок начали выходить достаточно слабые Общества, которые на текущий момент имеют существенную двузначную просадку. Последние размещения, такие как Аренадата (#DATA) и Озон Фармацевтика (#OZPH) вновь показывают приемлемые цифры после периода расторговки. На мой взгляд, этому способствует совокупность факторов, однако, основным является то, что оценка компаний при размещении сильно коррелирует с фазой рынка. Представленные в середине таблицы компании с максимальной просадкой выходили на рынок в его локальном экстремуме с завышенными оценками (сыграла жадность инвесторов) по сравнению с теми, кто выходил в 2023 году.
5. Большинство эмитентов, которые проводят размещения, мыслят сиюминутными выгодами, не заботясь о собственной репутации в перспективе. Подавляющее количество разместившихся компаний после road-show либо существенно сократили коммуникацию с рынком, либо вовсе пропали из публичного поля.
6. Медийные личности, обладающие большой аудиторией всячески способствуют пиар-компании эмитентов, предоставляя им площадку для выступлений и делая акцент исключительно на позитивных сторонах эмитента, мало или вообще не говоря о рисках этих компаний, хотя, обладая настолько масштабным влиянием и ответственностью за начинающих инвесторов, которые в основном их смотрят, это должно быть обязательным пунктом диалога с эмитентом.
Какие выводы можно сделать из динамики активов?
— В положительной зоне сейчас находятся компании из IT и медицинского сектора. В такие бумаги можно заходить на размещении, однако, рекомендуется проводить анализ, чтобы не получилось как с ИВА (#IVAT). Остальные сектора требуют тщательного изучения самих компаний;
— В подавляющем большинстве случаев появится возможность купить актив дешевле цены размещения, если это не IT и медицина. В этих секторах такой возможности может не представится;
— Не стоит слепо ориентироваться на мнение инфлюенсеров. Как показала практика, не все готовы задавать представителям компании «неудобные» вопросы и давать честную объективную оценку;
— Предполагаю, что в 25 году рынок размещений будет более сдержанным. Инвесторы, которые обожглись в 24 году будут тщательнее подходить к выбору активов, а компании будут снижать оценку, чтобы повысить интерес к размещению.
Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!