Российское государство придерживается двухконтурной стратегии покрытия растущих военрасходов, дополняя тщательно контролируемые расходы оборонного бюджета финансированием из внебюджетной схемы финансирования, которая имеет аналогичные масштабы, но в значительной степени игнорируется.Этот поток внебюджетного финансирования разрешен в соответствии с новым законом, незаметно вступившим в силу 25 февраля 2022 года, который наделяет государство правом принуждать российские банки предоставлять льготные кредиты предприятиям, связанным с войной, на условиях, установленных государством.С середины 2022 года в России наблюдается аномальный рост корпоративного долга на 71%, оценивается в 415 миллиардов долларов, или 19,4% ВВП (см. рисунок 1).
В конце 2024 года Кремль стал все больше осознавать, что схема внебюджетного финансирования порождает потенциально разрушительные системные финансовые риски, такие как непомерно высокие процентные ставки, проблемы с ликвидностью и резервами в банках, а также серьезный сбой в механизме оборота денежной массы. и риск дефолт-кредитных событий — с его сейсмическим потенциалом — будет представлять гораздо более насущную проблему, чем риски замедленного действия, такие как снижение ВВП.
В отличие от расходов федерального оборонного бюджета, которые остаются на устойчивом уровне, схема внебюджетного финансирования оказывается гораздо более проблематичной для поддержания;
Это создает для РФ финансовую дилемму, которая может повлиять на военные планы, предоставляя укроевропротивнику новые рычаги давления на переговорах.