Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Хочу поделиться своей ситуацией и узнать мнение сообщества.
Я являюсь клиентом Тинькофф Банка и квалифицированным инвестором. Недавно я приобрёл через сервис Тинькофф Инвестиции акции компаний с ограничениями на обращение (так называемые заблокированные акции). Эти акции торгуются на внебиржевом рынке и, естественно, имеют более низкую стоимость из-за своей ограниченной ликвидности.
Акции я приобрёл в долгосрочную инвестицию, без намерения их срочной продажи. Однако банк начислил мне налог на материальную выгоду, объяснив это тем, что цена покупки акций оказалась ниже их «рыночной стоимости». Это вызывает у меня вопросы, так как:
Размер налога оказался настолько существенным, что увеличил мои затраты на покупку акций примерно на 34%.
Я уже направил запрос в поддержку банка, но хотел бы обсудить этот вопрос и с сообществом:
Я считаю, что данная проблема требует разъяснений и надеюсь, что банк прокомментирует её публично, если это действительно системная ошибка.
Буду благодарен за ваши советы и любые примеры из опыта!
«Обращение к поддержке брокера:
Добрый день!
Я не согласен с начисленным налогом на материальную выгоду по причине того, что ваши расчёты приравняли заблокированные акции к свободно обращающимся. Это вызывает серьёзные вопросы. На каком основании производится сравнение двух различных по качеству продуктов? Заблокированные активы и свободные от ограничений не могут стоить одинаково, что делает такое сравнение некорректным.
Прошу уточнить:
Дополнительно обращаю ваше внимание на следующие положения статьи 3 Налогового кодекса РФ:
Исчисление налога на материальную выгоду по заблокированным ценным бумагам, сравнивая их со свободно обращающимися, не имеет логического экономического обоснования.
Начисление налога на материальную выгоду делает торговлю заблокированными активами убыточной, фактически препятствуя праву граждан на их использование.
В данной ситуации, если есть сомнения в определении рыночной цены заблокированных активов, они должны решаться в пользу инвестора, а не налогового агента.
Прошу рассмотреть моё обращение и предоставить разъяснения.»
Ответ Брокера:
Расчет материальной выгоды происходит на основании ст. 212 НК РФ, с учетом норм Порядка. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются: материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, полученных в результате их мены на цифровые финансовые активы и (или) цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), за исключением государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг в случае приобретения таких государственных и муниципальных ценных бумаг при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг, приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а так же российским взаимосвязанным лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной кампании от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 НК РФ (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ) При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ). Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг определяется на дату совершения сделки. Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний. Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях настоящей главы ЦБРФ по согласованию с Министерством финансов РФ (утв. Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н). Согласно п. 2.2 Порядка рыночная цена определяется как: цена закрытия рынка по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенными через такую биржу в день, когда налогоплательщик совершил сделку с ценной бумагой, — для ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранной фондовой бирже. В случае если в день совершения налогоплательщиком сделки с ценной бумагой цена закрытия по такой ценной бумаге не рассчитывалось иностранной фондовой биржей, рыночной ценой ценной бумаги признается последняя цена закрытия рынка по ценной бумаге, рассчитанная иностранной фондовой биржей в течении 3 месяцев, предшествующих дню совершения налогоплательщиком соответствующей сделки. Предельная граница колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется в соответствующем порядке (п. 5 Порядка): 1) в сторону повышения – от рыночной цены ценной бумаги до максимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи; 2) в сторону понижения – от рыночной цены ценной бумаги до минимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи. В НК РФ и порядке не имеет значения, где совершена сделка, заблокированы активы или нет. Расчет идет с учетом рыночной цены на бирже (в том числе иностранной). Данный факт необходимо учитывать при торговле заблокированных активов т.к. цены на внебиржевом рынке значительно ниже рыночных. Повлиять на расчет материальной выгоды мы не можем, пока действует такое законодательство. С каких цен брокер производит расчеты указаны в налоговом отчете на вкладке «Материальная выгода»
В соответствии с вашим ответом и предоставленным налоговым отчётом на вкладке «Материальная выгода», прошу разъяснить следующие вопросы и предоставить дополнительные пояснения.
Законность налога на материальную выгоду:
В соответствии со статьёй 41 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаётся экономическая выгода, имеющая денежную оценку и подлежащая получению налогоплательщиком. Учитывая, что ценные бумаги, на которые распространяется расчёт материальной выгоды, заблокированы и фактически не могут быть реализованы, полученная материальная выгода не носит реального характера. Прошу уточнить, каким образом расчёт налога в данной ситуации соответствует принципам налогообложения, установленным статьёй 3 НК РФ, а именно принципам справедливости и экономической обоснованности.
Отсутствие источника данных для расчёта минимальной рыночной цены:
В вашем ответе указано: «С каких цен брокер производит расчеты, указано в налоговом отчете на вкладке „Материальная выгода“». Однако источник данных, используемый для определения минимальной рыночной цены, не приведён. В целях прозрачности прошу предоставить информацию о том, на основании каких данных или источников (биржевых котировок, независимых оценок и т.д.) производятся расчёты минимальной рыночной цены.
Необходимость учёта фактической рыночной ситуации:
Заблокированные активы, по сути, утратили ликвидность, что делает невозможным получение какой-либо экономической выгоды от их использования. Применение минимальной рыночной цены для расчёта налога в данном случае не отражает фактической рыночной ситуации. Прошу уточнить, каким образом такие расчёты соответствуют статье 3 НК РФ и статье 57 Конституции РФ, устанавливающим принципы налогообложения, включая обязательность, справедливость и экономическую обоснованность.
Сложности при использовании стандартного подхода к расчёту:
Применение минимальных рыночных цен, которые не могут быть реализованы на практике в связи с блокировкой активов, приводит к искусственному увеличению налогового обязательства. Это создаёт дополнительную налоговую нагрузку, не основанную на реальном экономическом положении налогоплательщика. Прошу пояснить, каким образом такой подход согласуется с пунктом 7 статьи 3 НК РФ, устанавливающим запрет на избыточное налогообложение.
Прошу рассмотреть мои вопросы и предоставить разъяснения