Запрет ЕС на реэкспорт российского СПГ теперь официально вступил в силу. По сути, он прекращает перевалку с судна на судно в портах ЕС, предназначенных для покупателей из третьих стран, и оптика привлекательна — это еще одно сокращение потока энергетических доходов Москвы. Обернется ли это болью для России – это уже другая история.
Запрет на реэкспорт, принятый еще в июне 2024 года, распространяется только на российские грузы СПГ, проходящие через порты ЕС по пути в Азию и на другие рынки. В прошлом году эти перевалки составили ничтожные 2,7 млн тонн — менее 10% от общего объема экспорта СПГ из России в 34,7 млн тонн. Газовые аналитики говорят, что большая часть этих средств может быть перенаправлена на европейских покупателей, которые продолжают потихоньку наращивать собственные закупки у России, несмотря на громкие политические обещания.
Фактически, импорт российского природного газа в ЕС вырос на 18% в 2024 году, по данным Reuters со ссылкой на Ember, а данные за февраль 2025 года не показывают никаких признаков замедления — в среднем 74,3 млн кубометров в день, что на 11% больше, чем месяцем ранее. Так что, пока ЕС хочет «отвыкнуть» от российского газа к 2027 году, на данный момент зависимость жива и процветает.
Настоящий поворот заключается в логистике. Ледоколы «Ямал СПГ» не могут зайти на арктические терминалы во время заморозки в ноябре-июне, поэтому они разгружаются на терминалах ЕС, таких как Зебрюгге и Монтуар, для реэкспорта. По данным ICIS, в 2024 году произошло около 47 таких трансферов, в основном по долгосрочным контрактам с такими игроками, как Shell, TotalEnergies и Gunvor.
Новый запрет вынуждает Москву проявить творческий подход, вероятно, больше полагаясь на Мурманск, Калининград или даже средиземноморские альтернативы. Это не задушит российский СПГ, но повысит затраты и усложнит жизнь «Новатэку» и его партнерам — возможно, это приведет к смерти от тысячи логистических сокращений.
ЕС получает символическую победу, Россия теряет удобный логистический канал, но газ будет идти.