Маркетмейкер преследует одну главную цель – поддерживать «честный и упорядоченный» рынок торговли в отведенной ему акции (как правило, ликвидность одной ценной бумаги контролирует один
маркетмейкер). Другими словами, он должен исполнять сделки клиентов по самой лучшей цене, возможной в данный момент, поддерживать минимальный спрэд на котировках, а также предотвращать слишком резкие скачки в цене акции.
Современный биржевой рынок не может функционировать без такого профучастника как маркетмейкер, т.к. в противном случае ликвидность торгов формировалась бы хаотично, а это могло привести к полному отсутствию сделок рынке, из-за чего его эффективность упала бы до нуля. Поэтому правилами биржи и законодательством в области финансов установлено, что именно маркетмейкер накапливает абсолютно все заявки на покупку и продажу по одной акции, в результате чего «формирует» или «делает» рынок в зависимости от полученных данных.
Отсюда следует, что маркетмейкер обладает самой полной информацией о биржевых торгах – он видит все виды заявок, поступивших на данный момент от клиентов — рыночные, лимитированные, а также условные ордера ( стоп — лимиты и тейк — профиты ) и сводит все эти данные в одной таблицей, называемой книгой специалистаСуществует также сокращенная версия книги специалиста и называется она биржевой стакан – в нем отражаются только лимитированные ордера. Видеть стакан котировок могут все участники торгов (книгу специалиста может видеть только маркетмейкер). В России биржевой стакан бесплатный, а в США на бирже NYSE его стоимость составляет 60$ в месяц (называется Open book).
Компания, имеющая статус маркетмейкер, в основном зарабатывает на спрэде (разнице в цене покупки и продажи), а также может покупать или продавать контролируемую ею акцию для себя с целью получения прибыли (как и любой трейдер). В таком случае зная, что именно делает market maker – покупает или продает, можно смело повторять за ним, ведь он видит рынок изнутри (видит то, что не доступно большинству), а значит, обладает инсайдерской информацией. Так называемые следы маркетмейкера можно заметить, изучив биржевую ленту и стакан котировок (где маркетмейкер оставляет следы).
Конечно, помимо широких возможностей для зарабатывания денег маркетмейкер имеет ряд ограничений в своей деятельности, т.к. главной его целью все-таки является поддержание ликвидности и упорядоченности рынка, а не получение прибыли.
Маркетмейкер на российском фондовом рынке называется дилер, а действия по поддержанию ликвидности биржевых торгов в РФ может совершать исключительно юридическое лицо, обладающее лицензией на осуществление дилерских функций.