23 сентября наше объединение провело в Москве
всероссийский форум по вопросам управления государственной собственностью. В пленарной части выступили председатель совета директоров ОАО «Роснефть» Александр Некипелов, председатель совета директоров ОАО «РВК» Анна Белова, директор направления «молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, член наблюдательного совета нашего объединения Анатолий Гавриленко и другие официальные лица. На круглых столах форума обсуждались вопросы приватизации, корпоративного управления в государственных корпорациях, государственно-частных партнерств, стандартизации деятельности советов директоров государственных компаний, передачи государственной собственности религиозным организациям.
Неожиданно, форум вызвал
отзыв странного чела на Эхе Москвы, по поводу которого Андрей Верников
записал видеоролик.
Судя по комментариям в разных местах следует дать некоторые разъяснения текущей ситуации в государственном секторе.
Итак. Размеры государственного сектора в экономике России дискутируются. На столе форума по приватизации один из выступающих назвал цифру 20 % ВВП. На которую председатель правления банка Открытия Евгений Данкевич возразил, сославшись на минэкономразвития, которое дает цифру около 50 % ВВП. По мне, так и 20 % это очень не мало. И происходящее в этом секторе существенно влияет на экономику в целом. А что же происходит?
Происходит следующее. С 2008 года идут три процесса:
- Формирование вертикально интегрированных государственных холдингов (Ростех, Росатом, ОРКК, ОСК, ОЗК, Росгеология, Роскартография и т.д.).
- Повышение управляемости сектором с помощью замены чиновников на профессионалов из бизнеса в советах директоров госкомпаний (которых на сегодня около 1000 ОАО и еще около 3000 ФГУП).
- Попытки государства избавиться от «балласта» в виде средних и мелких госкомпаний (с объемом годовой выручки менее 3 млрд. руб.) путем массовой приватизации.
Последняя, буквально августовская новация Росимущества в госсекторе – директива о разработке государственными компаниями (всеми с долей государства более 50 %) долгосрочных программ развития с перспективами на 3 – 5 лет. Программа развития должна содержать следующие разделы:
- Бенчмаркинг (положение компании на ее отраслевом рынке в отношении основных конкурентов).
- Стратегические цели на 3-5 лет.
- Перечень задач, которые будут решены для достижения стратегически целей с указанием конкретных мероприятий, сроков и источников финансирования.
- Инвестиционную программу (опционально).
- Ключевые показатели эффективности на 5 лет с разбивкой по кварталам.
Именно эта директива на недавней встрече с менеджментов ЗАО «Российские газеты» (управляет группой из 22 государственных типографий по всей России) вызвала комментарий о переходе от госапитализма к социализму. Ведь, действительно, очень похоже – пятилетние планы развития, цели и конкретные показатели. И возможность (теоретическая пока, но …) дрючить менеджмент за недостижение, как со стороны советов директоров, так и со стороны всех остальных вовлеченных в процесс сторон.
Отличие пока в том, что эти долгосрочные программы проходят общественную экспертизу. Пока по крупнейшим и важнейшим компаниям. Экспертиза организована открытым правительством и выглядит примерно так – программа рассылается экспертам, изъявившим желание участвовать (бесплатно, конечно). Они ее читают и дважды обсуждают – сначала между собой, потом с менеджментом. По итогам готовится заключение открытого правительства, которое направляется в обычное правительство, Росимущество, курирующее министерство, менеджменту и совету директоров. По тем программам в обсуждении которых довелось участвовать мне (ОАО «ГЦВ», ОАО «ОЗК», ФГУП «ИТАР-ТАСС») заключения будут содержать весьма существенные замечания по изменению программ, по ИТАР-ТАСС, видимо, полную переделку.
Что касается моего мнения, то делать это надо было давно. И никакого социализма это не означает, поскольку весь мир, давным-давно взял на вооружение лучшие достижения социализма, только назвал их не пятилетними планами, а «дорожными картами». И если 50 % госкомпаний выполнят свои долгосрочные программы хотя бы на 50 %, то никакой рецессии в экономике точно не будет.
Персональный ответ Саше Шадрину. Давно доказано, что форма собственности (государственная или частная) не сильно влияет на эффективность экономической деятельности предприятия. Более того, есть отрасли, в которых частная собственность просто вредна.
Согласен, что есть отрасли, в которых частная собственность просто невозможна — армия, полиция и государственное управление — оптимально оставить за государством… И всё!!!
Всё остального от лукового — тот же Газпром, Сбербанк, ВТБ, Роснефть и Транснефть не должны быть государственными. Государство через ФНС, ФАС, СК и другие инструменты — найдет способы контроля за данными компаниями… За государством — лишь построение правил игры и контроль.
Нужна конкуренция, а не междусобойчик… Меня достали откаты, договоренности, звонки сверху… Скоро это всё будет в прошлом.
Просто есть силы — кому выгодно, чтобы это всё оставалось государственным. Государственное — это ничье! Когда нет хозяина — можно украсть! Лучше частного собственника нет ничего.
Зачем нам возврат в социализм — мы это уже проходили…
Видимо нужно время чтобы пройти данный реваншизм, всё-таки последнее советское поколение лет через 7-15 уйдет и жизнь будет меняться…
Попытка выставить человека с Эха Москвы фриком — это плохо, по факту всё что он написал и есть правда. Жестко, но правда…
Давайте сами себе честно скажем, зачем это всё Вам…
Проблему нужно решать в базисе… Греф — сказал очень точно — в чем проблема!!!
разруха в головах!
когда общее воровать просто!
я не могу контролировать работу сечина и всех остальных дефективных менеджеров с зарплатой в 5 миллионов в день.
государственное не мое, это не знак равенства.
все захотят всех возьмут да?
может мне еще на себя функции прокурора и судьи взять?
так ведь дотрындимся до революций и судов линча
Да, я забыл сказать. Чтобы в советы директоров госкомпаний войти нужно быть профессионалом в одной из следующих областей: финансы, стратегия, кадры, отрасль предприятия. Нужно иметь успешный опыт работы в бизнесе (желательно на позиции генерального, зама, или владельца бизнеса) и высокую репутацию. Если все это у тебя есть — присылай резюме.
ты лучше мне скажи, вот если я хочу контролировать наше государство и гос.компании мне что?
надо стать профессионалом во всех сферах и войти в советы директоров всех компаний?
а если еще тысяча или миллион человек захочет?
к чему тогда топик?
он закончится чем то реальным или останется пустым набором фраз?
а сколько воруется в гос.компаниях и гос.органах?
но как воруется и сколько — я сталкивался с одним питерским ФГУПом, которые занимается разработкой секретной продукции, хорошо воруют — по всем фронтам!)
Кстати, а Вы изучили отчетность и внутренние документы Арсагеры на предмет контроля менеджмента со стороны совета директоров? В Арсагере не воруют? Вы уверены?
Там так же прут кто что может, включая собственников.
Хорошие люди на хороших местах за страну за то болеют… ((
А то, что капитализации нет — так читайте экономические учебники. Для непубличных компаний, коих в собственности государства подавляющее большинство, это понятие бессмысленно.
и самое главное, в системе мотивации членов СД с гос.участием — главное присутствовать на заседаниях, т.к. поправочный коэфф. от 1 до 1,5 за эффективность. Помните мы это обсуждали…
Т.е. не от 0 до 1,5, а именно от 1!
300-700 тр. в год с каждого ОАО член СД получит, всё хорошо. Независимый директор есть? — есть, он получает деньги — да! И всем хорошо. Зачем ворошить и менять что-то, если деньги идут?
Не волнуйтесь. Росимущество готовит новые рекомендации по вознаграждению советов, так что все перепишут и сделают по Вашему — я Ваши замечания соответствующим ответственным лицам направил. Это не шутка, кстати.
выручка или чистая прибыль, ROE и капитализация! Это большая разница!
много гос.компаний имеют миноров в своем капитале — было бы хорошо, выводить такие компании на биржу, и показывать пример по управлению акционерным капиталом с целью увеличения акционерной стоимости… даже если сейчас не стоит задача приватизации, а через 5-10 лет, можно будет позже приватизировать по максимальной цене…
нет государственников, одни временщики
Далее, объясните мне, Саша, почему естественная монополия (надеюсь, термин объяснять не надо?), которая может быть создана только с привлечением государственных ресурсов, должна быть частной?
Все мантры либеральных экономистов, в том числе и Греха (впрочем, какой он, нафиг, экономист...) о форме собственности смешны с точки зрения элементарного логического анализа. Конкуренция и форма собственности — вещи никак не связанные. Даже Сталин знал как устроить конкуренцию в жестко регулируемом государственном секторе. Рассказать как, или ответ знаете? ИТАР-ТАСС, кстати, результат такой государственной конкуренции.
Что касается лучшести частного собственника, так мы это многократно видели — после перехода дорожного предприятия, типографии, завода по розливу минеральной воды и т.д. и т.п. в частные руки дороги перестают строится, газеты печататься, а вода разливаться и т.д. и т.п.
Вопрос не в форме собственности, а в качестве управления.
А греф — вообще юрист — его мнение ничтожно мало весит, как экономиста — такое ощущение он о своей не компетентности рассказывал((.
Если человек не управлял людьми — ему не объяснишь тонкости. Не хватает образования.
Люди никак не могут понять и принять, что для России естественно и исторически правильно — вертикаль власти и бюрократическая система, которая тоже кстати достаточно эффективной может быть.
Иосифе Виссарионовиче… «достаточно эффективную бюрократическую систему»…
Вы, увы, не понимаете главного: «юрлица в госсобственности»
НЕ ПОРОЖДАЮТ ПРОРЫВНЫХ продуктов и технологий наподобие
теслы и айфона… вот не порождают — и всё тут…
:)))…
Сталин — как раз и внедрил инновации все и мы пользуемся всеми его позитивными и негативными достижениями.
Это вопрос менеджмента и конкуренции, а не формы собственности.
Насчёт «места России» — это, простите, лично Вы так решили или кто?..
А вот вы уже устарели со взглядами)))
НЕ ПОРОЖДАЮТ ПРОРЫВНЫХ продуктов и технологий"
В Советском Союзе порождали.
В компьютерной области до 1973 года (введение ЕС ЭВМ, которое, кстати ЦРУ выдавало за свою победу) СССР и США шли ноздря в ноздрю — один год американцы вперед вырвутся, другой — мы.
Разработкой роботов когда-то занимались только у нас и в Японии, американцы тогда решили, что дорого. У нас потом тоже похерено.
Ну и в конце концов космос — это не прорывные технологии?
На самом деле для разработки прорывных технологий нужны — энтузиасты и крупное финансирование. В США, стянувших к себе все деньги мира, такое финансирование доступно и частным корпорациям, у нас частные инвесторы такое не потянут. Не хватает только воли и желания у государства.
ПРОРЫВНЫХ продуктов и технологий наподобие теслы и айфона…
(вне условий ГУЛАГа и шарашек)…
:)))…
все как у плохих танцоров.
да у нас не социализм, а чиновничьий капитализм
тебе же вроде олигархический не нравится?
кто жопу трет обанкротится, а кто работает получит рынок сбыта и возможность развиваться.
ты все от плановой экономике отойти не можешь, и вместе с тем пытаешься мыслить свободным рынком.
определись уже
Хотя из видео ясно что директора издательств хапнули из социализма и на этом живут при капитализме сдавая площадь аренду. К принципам социализма или капитализма это имеет мало отношения.
между гос.компаниями и частными.
Работаю в одной крупной частной международной компании 14 лет. С банкротства, внешнего управления и перехода из гос собственности де юро в частную де факто. И есть знакомые которые работают с гос компаниями подрядчиками и с частными.
Это вообще разный мир!!!
Ну приведу пример.
Я был свидетелем того как на тендере одного заказа в нашей компании цена за оказание услуги упала с 750 рублей за единицу до 150!!! И так же знаю случай в гос компании при выигранном тендере по определенной цене человек приезжая в офис на заключение договора смог его подписать только на 10% ВЫШЕ договоренной.Ну и естественно эти 10% он переводит сразу «куда надо»…
разница по моему есть не большая -)
И пример я вам привел специально примитивный.
Чтоб не разводить тут бла бла бла.
Зачем мне доказывать вам то чего вы и без меня хорошо знаете.
А по поводу доплатить за им же сделанную работу… круто чО -))))
Тоже проходили такое… когда строят обьект в ноль или даже в небольшой убыток а потом доп соглашением снимается «пенка»…
А так да согласен легче работать под крылом государства манагеру чем быть конкурентом гос компаниям.
Давным-давно, когда сверстники начали расползаться по заграницам, от нескольких, работающих на западе в крупных компаниях, слышал удивлённые отзывы типа того, что большая западная корпорация — это типичный «совок»,
то есть порядки, которые в таких корпорациях изнутри, ничем не отличались от тех, над которыми мы смеялись, работая на крупных советских предприятиях.
До приватизации государство получало от любого предприятия налоги и прибыль, после приватизации — только налоги.
В результате государственная казна оказалась пуста.
Это ещё усугублялось и тем, что уклонение от налогов быстро стало национальным видом спорта.
А приватизация мелких предприятий была столь же безусловно полезна, так как руководить сотнями тысяч мелких лавочек один собственник, даже если он — государство, не может.
Собственно, и уже упомянутый Сталин (точнее, сталинская команда) это понимал — при нём в СССР был довольно нехилый частный коллективно-кооперативный сектор, позднее уничтоженный Хрущовым.
Наверно оборонка как предельный случай?
Но знаете, какая доля госудаства США в оборонке??
ответ — 0%.
Доля государственного сектора в экономике США как раз около 20-25 %. Сейчас чуть больше, чем в среднем за 20-й век.
И идеи про «невидимую руку рынка» и т.п. —
это уже даже не вчерашний, а позавчерашний день.
Наверное, будет что-то новое.
Тут в двух словах в комментарии не распишешь.
Факт известный
Короче говоря, к частному собственнику с одной стороны относятся как к «дойной корове» для чиновников (причем именно для чиновников, а не для государства в целом), с другой стороны, нет ни мощной защиты собственности, ни прозрачного, четкого и понятного госрегулирования.
Вы сами пробовали стать частным собственником?
А речь не только о качестве управления, но и о качестве РЕГУЛИРОВАНИЯ. И лично мне кажется, что государство должно именно этим (качеством госрегулирования) озаботиться в первую очередь.