Бизнес-модель авиакомпании привела к большим потерям
Авиакомпания «Трансаэро» сворачивает работу в аэропорту Шереметьево и закрывает 17 направлений перелетов. Перед этим топ-менеджмент компании просил у государства финансовой помощи, но в последний момент от ее получения отказался. Эксперты говорят о серьезном кризисе, переживаемом перевозчиком.
Генеральный директор «Трансаэро»
Ольга Плешакова некоторое время назад написала письмо первому заместителю председателя правительства
Игорю Шувалову, сообщает
Lenta.ru. В этом документе гендиректор мотивирует необходимость выделения дополнительного финансирования ее компании тем, что в случае отказа «Трансаэро» может просто прекратить операционную деятельность. Попутно Плешакова пожаловалась Шувалову на то, что из-за «санкций со стороны Украины» компания понесла ущерб в три миллиона долларов.
Хотя санкций против «Трансаэро» Украина на самом деле не вводила, пойдя лишь на ограничения полетов лайнеров всех российских авиакомпаний, перевозчик все же решил компенсировать ущерб от них почти в десятикратном размере, попросив выдачи кредитов под госгарантии на общую сумму 10 млрд рублей.
«На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло, – прокомментировал этот шаг компании президент исследовательского центра «Политическая аналитика»
Михаил Тульский.– «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству, а теперь, по сути, перекладывает свои промахи на плечи налогоплательщиков… То есть «Трансаэро» просит у нас денег, потому что непрофессионально управляет своим бизнесом».
Спустя некоторое время, однако, «Трансаэро» решило от государственной поддержки отказаться. Министру транспорта РФ было отправлено письмо о том, что компания не испытывает нужды в государственных гарантиях. «Судя по всему, из высших эшелонов власти пришел сигнал решать свои проблемы самостоятельно и не требовать у государства деньги за стратегические просчеты и увлечение кредитованием», –
предполагает Lenta.ru.
Вскоре после этого негативные новости посыпались как из ведра. Кроме ухода из Шереметьево «Трансаэро» также отказывается от рейсов из Москвы в Гетеборг, Кишинев, Тяньцзинь и Рейкьявик, закрываются маршруты из Санкт-Петербурга в Пекин, Цюрих и Овду, отменяются рейсы из ряда российских городов. Со ссылкой на внутренние документы «Трансаэро» появилась информация о планах поднять тарифы на 10-15%, вскоре не очень убедительно опровергнутая. Так что же происходит в «Трансаэро»?
«Бурный рост обошелся компании недешево, – считает аналитик «Инвесткафе»
Роман Гринченко. – «Трансаэро» активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».
«У нас есть авиакомпании, находящиеся в сложном экономическом положении, аккумулировав большой долг, – поясняет директор компании «Инфомост»
Борис Рыбак. – Такая ситуация возникла в результате того, что разные субъекты воздушного транспорта исповедуют разные бизнес-модели. В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели – у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит».
Опрошенные
редакцией агентства Regnum эксперты считают, что в будущем году всем российским авиакомпаниям будет непросто, но «Трансаэро» придется затянуть пояс совсем туго.
«Непоследовательная политика компании приводит к наблюдаемым плачевным результатам. Странно видеть подобные «рыскания» в важнейших стратегических вопросах, имеющих непосредственное отношение ко всем сторонам деятельности «Трансаэро», – резюмировал гендиректор Центра политической информации
Алексей Мухин. – Тем более настораживает такое поведение со стороны компании, которой ежедневно тысячи пассажиров доверяют свои жизни».
svpressa.ru/economy/article/100911/