Due Diligence.Начало. (ссылка на первую часть)
Продолжаем изучать процедуру Due Diligence, которая является отличным инструментом, или если быть точнее планом, по выбору акций для торговли или инвестиций. После завершения данного цикла статей, вы сможете ясно увидеть потенциал и перспективы любой бумаги. Будет и практическая часть, а пока запоминаем шаг за шагом!
Когда смотрят на финансовые показатели, лучше всего начинать с доходов, прибыли и рентабельности (RPM).
Взгляните на доходы и чистую прибыль компании, причем оцените их в динамике за последние два года, очень удобно это делать на Yahoo! Finance или Google Finance. Отчетность на информационных ресурсах обычно предоставлена поквартально (за последние 12 месяцев) и по годам (за последние три года). Проанализируйте последние тенденции в финансовых отчетах, отметьте для себя закономерность динамики или её отсутствие, имели ли место быть крупные колебания в квартальной или годовой отчетности, например, более чем 50% за год.
Показатель рентабельности (маржа) также должен быть учтен — растет, падает, или остается на прежнем уровне в течение периодов. Эта информация понадобиться нам на следующем, 3-ем шаге.
Итак, к этому шагу, вы уже должны иметь представление о том насколько это большая компания (её капитализация) и сколько денег она зарабатывает. Теперь пора узнать её влияние на отрасль в целом, и основных конкурентов – похожие компании. Сравните рентабельность с двумя или тремя конкурентами из этой же отрасли. Глядя на основных конкурентов в каждой области конкретной отрасли бизнеса (если их больше чем одна) поможет помочь вам определить, насколько большим являются охват потребителей и рынки сбыта продукции.
Информацию о конкурентах можно найти в профиле компании на аналитических сайтах, как правило, вбивая определенный тиккер, вы увидите схожие компании из одной отрасли и примерно одного типа, а также основные их финансовые показатели и коэффициенты. Если у вас остались пробелы в понимании бизнеса компании, то их нужно обязательно устранить, прежде чем двинуться дальше.
Подошло время для более глубокого изучения, в частности оценка таких показателей как P / E, PEG, и подобных им – как для нашей выбранной компании, так и по её конкурентам. Особенно, стоит обратить внимание на любые крупные расхождения между показателями конкурентов. Кстати, нет ничего не обычного в том, чтобы взять на заметку компанию-конкурента на этом шаге, которая тоже выглядит успешно, так сказать «на потом».
На основе коэффициента P / E (отношение цены к прибыли) можно составить первое впечатление о компании. Так как доходы могут быть достаточно волатильны (даже в стабильных компаниях), коэффициенты рассчитываются на предыдущих показателях уровня дохода или текущих прогнозах, это позволяет мгновенно сравнивать компании между собой. Отличить value-компанию (истинная ценность) от просто hot-stock (дословно, горячая компания, имеющая успех именно сейчас, но не факт, что завтра) можно на основе её результатов в прошлом и текущих ожиданий, это позволяет сделать и P/E ratio. Его историю можно также изучить за несколько периодов и годов, чтобы удостовериться, что не было сильных корректировок и изменений.
P / E ratio следует рассматривать в сочетании с P / B ratio (соотношением цены акций к балансовой стоимости), и price-to-sales. Эти коэффициенты раскрывают ценность компании в разрезе её долгов, годового дохода, и бухгалтерского баланса. Так как диапазоны значений этих коэффициентов отличаются в зависимости от отрасли, самым эффективным является сравнение их с компаниями-конкурентами.
Показатель PEG сопоставляет цену акции с прибылью на акцию и ожидаемой будущей прибылью компании. Акции с показателем PEG близким к 1, считаются справедливо оцененными при нормальных рыночных условиях.