Почему многие люди пытаются брать больше, чем отдавать? Это касается всего – денег, информации, благодарения, сочувствия, и т.п. Скорее всего, потому, что это связано с базовой потребностью физического тела по сохранению жизни, или энергии. Человек, пытающийся взять что-либо без отдачи, поступает так потому, что боится за то, что ему «самому не хватит». Конечно, вроде бы все «задним умом» понимают, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, и даже постоянно повторяют эту фразу, но своих поступков и главное – принципов – не меняют. Люди всегда готовы платить за товар, если понимают, что они отдают деньги за что-то конкретное, материальное, нужное – то, что можно, например, потрогать. Также многие готовы отдавать деньги не за физический товар, а за получаемые эмоции – радость, удовольствие, необычные ощущения. И уже гораздо меньше людей готовы платить адекватную цену за то, что является нематериальным и неэмоциональным – за информацию. Покупая книгу в книжном магазине, люди платят, в-основном, за ее материальный символ – саму книгу, либо за свои эмоциональные ожидания (ожидание удовольствия от ее прочтения) и только в последнюю очередь – за информацию, содержащуюся в ней. Проанализируйте свою реакцию на вопрос: готовы ли вы заплатить столько же денег за электронный вариант книги, сколько уплачено за ее бумажную копию? — и вы ощутите разницу материального и информационного подхода к продукту, присущую именно вам. Другой человек отреагирует на этот выбор, возможно, своим, специфическим образом. Для продолжения разговора введем понятие о различных видах товара с точки зрения энергии, за которую платится определенная цена в виде денег или других ценностей.
В качестве отправной точки возьмем деление мира на несколько видов энергии или планов, так как, по нашему мнению, оно наиболее точно отражает специфику вопроса. Итак, первый вид товара – физический, потребление которого напрямую связано с нашими базовыми физиологическими потребностями — то, что можно потрогать и ощутить своими органами чувств. Это еда, одежда, мебель, жилище, бытовые приборы и т.п.
Предвидя вашу реакцию на эти рассуждения и попытку отослать к пирамиде потребностей Маслоу, скажем – потерпите немного, т.к. наш подход базируется немного на других принципах, а именно – на мысли, приведенной в заголовке статьи, поэтому попытайтесь взглянуть на эту проблематику свежим взглядом. Итак, следующий вид товара – энергетический, эмоциональный. Это то, что скрывается за нашей потребностью в эмоциональном наполнении жизни – радость, переживание, любовь. Вступая в брак (или по-современному – в отношения), мы платим определенную цену за удовлетворение, в первую очередь, эмоциональных потребностей, и во-вторую – за физические потребности. Или возьмем более приземленный пример. Покупая билет в кинотеатр, мы покупаем возможность получить эмоции – волнения, радости, сопереживания, либо «остренькое» — страх, возбуждение, ужас. И если фильм нам не понравился, т.е. если мы не получили тех эмоций, которых хотели, или о которых нас рекламировали, мы жалеем о потраченных деньгах и времени. Наряду с эмоциями, в кино мы получаем информацию, причем двух видов (по аналогии с эзотерическим делением ментального плана на два вида: низший и высший). Первый вид – информация как жвачка для ума, воспринимаемая для удовольствия и «к сведению», и второй вид – информация для души, которая может привести к перевороту в сознании. Это же деление более отчетливо мы видим в чисто информационных продуктах (или третьем виде товара) – книгах. Существуют книги, к которым мы применяем эпитет «чтиво» — мы их покупаем для питания примитивных эмоций. Второй вид книг – наполнен духовным содержанием. Это не обязательно религиозные или философские тексты, хотя такие тексты должны быть отнесены к таковым в первую очередь. Эти книги могут быть различной тематики и, строго говоря, в любой книге можно найти информацию различных уровней, но все же источником информации второго типа являются, в-основном, книги известных, авторитетных авторов. Следующий уровень товара, который сложно отнести к товару как таковому, является духовный уровень, отражающий высшие духовные потребности человека. Там, где ставятся вопросы о смысле жизни и делаются попытки получить ответы на них. К такому товару можно отнести консультации у профессиональных психологов или беседы (лекции) с умудренными жизненным опытом людьми. Вы никогда не рассматривали этот вид деятельности в качестве товара? Скорее всего, нет. Из-за того, что ценность такого товара может определить только слушатель, но никак не гуру-лектор. С точки зрения цены такой товар для кого-то бесценен, а для кого-то это – пустопорожние разговоры, поэтому вроде бы рассуждать о нем особого смысла нет. Но – дождитесь конца сего опуса…
Наша реакция на каждый вид товара показывает всего лишь отражение окружающей действительности в нашем внутреннем мире. За что мы готовы платить? Схематично, у некоторых людей преобладает сугубо физическая картина мира и они готовы платить за физические товары; у других, помимо физического, есть мир эмоций, за наполнение которого они готовы платить, у третьих – немаловажное значение имеет информация. Конечно, это очень грубое деление, так как не существует людей чистого «физического» типа, но такой подход помогает проанализировать наши потребности и, значит, нашу базовую картину мира. Перефразируя на язык материальных ценностей, первый тип людей готов платить за фактический товар, второй – за эмоциональное содержание товара, третий – за информацию или идею. Особенностью материального мира является то, что цены справедливо установлены за физический вид товара, и более-менее точно – за эмоциональный. Цены за информацию установить невозможно, т.к. нет критериев ее оценки. Почему так сложилось? Да просто в силу самой природы этих «товаров». Человек не может прожить без еды, одежды, крова над головой, и он готов платить своим трудом за те вещи, без которых он прожить не в состоянии. За эмоции человек готов платить после того, как насытил свое физическое существование, за информацию – после достижения предыдущих потребностей. Или, иначе говоря, цены за физический товар легче установить, потому что этот товар легче оценить по критерию «полезности», чем эмоциональный, информационный или, тем более, духовный. На физическом уровне мы все более-менее одинаковы. А дальше между индивидуумами начинаются различия, и чем дальше от «нижнего», физического уровня, тем больше.
Теперь посмотрим на товар с разных сторон – глазами покупателя и продавца. Если по поводу физического товара критерии оценки ясны, т.к. мы практически сразу же способны оценить его пользу (вкус еды, калории, ее количество или размеры шкафа и как он впишется в наш интерьер), то по поводу эмоционального или информационного товара оценка появляется после его приобретения. Например, если кино нам не понравилось, наша эмоция недовольства является отражением несоответствия цены и качества продукта. Также наша эйфория отражает несоответствие между ценой и качеством, только в обратную сторону – то, что данный товар превзошел наши ожидания. Итак, преобладание положительных эмоций от использования товара означает то, что мы были бы готовы платить более высокую цену за этот товар. Принимая вышеизложенное во внимание, истинная цена товара зависит от эмоциональной оценки покупателя. Но какая это оценка с точки зрения нашего внутреннего «Я»?
Сделаем попытку посмотреть на эти, казалось бы, логичные выводы и на «пирамиду потребностей по Маслоу» по-иному. Казалось бы, отраженные в ней принципы бесспорны. Но эта пирамида отражает потребности человека, направленные внутрь его самого, т.е. эгоистические. Чтобы взглянуть на философию Маслоу под другим углом, вспомните свои ощущения в момент, когда вы дарите подарок, желательно – незнакомому человеку. Это не обязательно что-то материальное, например, подаяние нищему у паперти. Это может быть помощь девушке, женщине, или пожилому человеку при выходе из автобуса, или просто улыбка незнакомому встречному человеку. Или, например, какое-то слово в душевном разговоре, после которого ваш собеседник «зависает» и пересматривает свое отношение к жизни. Все эти примеры в какой-то мере являются отражением того, о чем было сказано в библии «пусть одна рука не ведает, что творит другая» или, в современном варианте – «а Солнце светит всем одинаково». И если вы внимательны к своим ощущениям, вы согласитесь, что получаемая радость от того, что даришь – несравнимо приятнее, чем радость от удачной сделки. Поэтому основная мысль, на которой хочется заострить внимание: одно из главных качеств в жизни человека – не выгодно купить или продать товар, а совсем наоборот – подарить кому-нибудь что-либо. Или, сформулирую мысль в таком виде: физический (материальный) человек приобретая, ищет выгоду, духовный человек – получает радость, отдавая дар.
Всех с наступившим Новым Годом и Рождеством!