Возможное давление властей с целью решения социальных задач могут помешать дальнейшему росту капитализации «Аэрофлота». Помимо этого призывы губернаторов и депутатов начать активнее регулировать цены на билеты перевозчика также может повлиять на это. В результате, инвеститоры «Аэрофлота» очень обеспокоены. Об этом говорит опрос, в котором приняли участие 12 международных инвестиционных фондов, которые суммарно контролируют порядка 22,4% акций компании, и 8 аналитиков.
Так, 51,17% акций компании находится в собственности РФ, 41% акций — в свободном обращении находится, 34,8% из них у институциональных инвесторов, среди которых: Blackrock (0,45%), Pictet funds (1,41%), East capital asset management (1,38%), Vanguard group (1,17%), Ashmore group PLC (0,79%), Hsbc (0,76%), Handelsbanken fonder (0,68%), Prosperity capital management (0,66%), Allianz SE (0,59%), Neptune investment management (0,46%).
«Исходя из данных исследования, основным риском для дальнейшего роста капитализации «Аэрофлота», с точки зрения наших международных инвесторов, как и в прошлые годы, остается возможное давление со стороны государства для решения социальных задач. Этот риск называют ключевым 25% опрошенных, — сказал Германович. — Отдельно инвесторы отметили еще ряд факторов, связанных с государством, среди которых претензии со стороны ФАС (10%) и ухудшение имиджа России за рубежом (10%)».
Стоит отметить, что цена акций компании выросла за год до исторического максимума в 163,23 рубля. Чистая прибыль «Аэрофлота» за 9 месяцев 2016 года составила 43,8 млрд рублей.«На этом фоне, к сожалению, все чаще приходится слышать призывы губернаторов и депутатов различных уровней начать активнее регулировать «Аэрофлот», в частности его тарифы, — отметил член совета директоров компании. — Эти агрессивные высказывания мешают росту капитализации компании, усиливают беспокойство наших инвесторов и мы обсуждали, как бороться с этой проблемой на совете директоров в минувший четверг (2 февраля — прим. ред.)».
По словам Германовича, некоторые депутаты требуют «устанавливать цены на билеты «Аэрофлота» в ручном режиме на тех направлениях, где кроме «Аэрофлота» летает еще несколько перевозчиков и ситуация с ценообразованием абсолютно конкурентная». «Многие из этих VIP-пассажиров, которых один из членов нашего совета метко назвал «политическими дебоширами», путают цены в «эконом-классе» с «бизнес-классом», а также не отдают себе отчета в том, что в группе «Аэрофлот», кроме премиального перевозчика, есть еще ряд авиакомпаний, повышающих мобильность населения по более умеренным ценам, включая авиакомпанию «Победа», — добавил он.
Недавно депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов заявил, что между авиакомпаниями существует картельный сговор, в котором участвует также и «Аэрофлот». После ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро», власти регионов Дальневосточного федерального округа жаловались полпреду президента на Дальнем Востоке Юрию Трутневу на высокую стоимость авиабилетов «Аэрофлота». После этого ФАС сообщила о начале проверки стоимости авиабилетов «Аэрофлота» на Дальний Восток. О результатах этой проверки официально не сообщалось. Тогда же губернатор Приморского края Владимир Миклушевский назвал «Аэрофлот» монополистом.