Albus
Albus личный блог
19 октября 2017, 09:33

Автомобилестроение России. Производство и продажи

В этом году на автомобильном рынке России заметное оживление. Продажи новых машин пошли вверх. Рост с января по октябрь составил около 10%. Это произошло после трёх лет спада. Сегодня рассмотрим основные тенденции в этой сфере экономики.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
По производству легковых автомобилей Россия занимает скромное 13 место в мире (1,1 млн. единиц за прошлый год). 

Автомобилестроение России. Производство и продажи
Это не много. Лидер Китай. Он выпустил 24 миллиона автомобилей. В то же время российский результат опережает итальянский: 700 тысяч, а ведь Италия славится на весь мир своими железными конями. По грузовикам ситуация гораздо лучше (благодаря КАМАЗу), но сегодня мы говорим про легковушки. Здесь ситуация близка к тому, чтобы насытить свой рынок автомобилями российской сборки. Но говорить о том, что Россия завалит продукцией автопрома весь мир, пока не приходится. Экспортные позиции у нас слабоваты.
Давайте проанализируем внешнюю торговлю автомобилями. Экспорт и импорт. До кризиса Россия завозила из других государств легковушек на 17-20 миллиардов долларов в год. Зависимость от импорта была огромной. За последние годы покупка чужих авто резко снизилась. 
Автомобилестроение России. Производство и продажи

В этом году подавляющее большинство автомобилей, продаваемых в России, имеют отечественную сборку. Это как российские модели, так и производимые у нас иномарки.
Смотреть видео:


Архив выпусков
82% легковушек, проданных в этом году, сделаны в нашей стране. Это максимальный уровень за всю историю российского авторынка. 

Автомобилестроение России. Производство и продажи
У этого много причин. Главная – это конечно кризис и девальвация рубля. Продукция чужого автопрома подорожала. Покупать её стало не выгодно. На первый план вышли местные производители, в том числе иностранные бренды, открывшие в России свои заводы. С этим и связано резкое падение импорта.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Всё меньше автомобилей привозится в Россию из-за рубежа. Иномарки производятся главным образом на отечественных заводах. Kia, Renault, Ford и Hyundai больше не продают в России импортные машины. Все их автомобили, предназначенные для нашего рынка, у нас же и собраны.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Многие производители при этом достигли высокого уровня локализации. Локализация – это когда в автомобилях повышается доля российских комплектующих: от двигателя до стёкол и кресел. Например, у АвтоВАЗА локализация достигает 70% и будет доведена до 80%. Половина его поставщиков — это российские компании, 30% — иностранные фирмы, имеющие производства в России, и 20% — чисто зарубежные компании.
Западные бренды двигаются в этом же направлении. Приведу данные министерства промышленности и торговли. Уже в начале 2014 года средний уровень локализации иномарок в России составлял 45%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Вот дополнительная информация на эту тему. У Мицубиши на заводе в Калуге доля российских комплектующих достигла 33%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Уровень локализации KIA RIO составил 46%. Модель производится в Санкт-Петербурге.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Hyundai вышел на уровень 50%.
Форд делает двигатели на заводе в Татарстане. По своему составу эти двигатели российские на 78%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Вот график производства в России двигателей внутреннего сгорания. Цифры скромные, хвастаться до сих пор нечем, но налицо резкий рывок вверх по итогам 2016 года. Это запустили свои заводы в России Форд и Фольксваген.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Теперь у Фольксвагена общая доля российских комплектующих внутри автомобилей достигает 50%.

Такой уровень импортозамещения дался России не легко. В начале двухтысячных зарубежные автопроизводители занимались в нашей стране только отвёрточной сборкой. Они завозили готовые детали, в том числе крупные узлы, и из них как из конструктора собирали автомобили.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Российскими в них были разве что коврики под ноги, да и то в лучшем случае. Но 12 лет назад в 2005 году этой порочной практике была объявлена война. Российское правительство ввело режим промышленной сборки. Иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства. Взамен они получали возможность беспошлинно импортировать оставшиеся комплектующие, которые ещё приходится производить за рубежом.

Поначалу зарубежные автоконцерны стали закупать у российских поставщиков только простейшие комплектующие: фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки, панели приборов, бамперы. Но процесс, как говорится, пошёл. В дальнейшем меры стали ещё более жёсткими. Правительство повысило таможенные пошлины на импорт готовых кузовов. Это нанесло по отвёрточникам ещё один серьёзный удар.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В последствии перечень локализованных деталей пополнили выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова. Одомашнивание иномарок в России вышло на новый уровень.

Наши граждане по прежнему предпочитают иномарки, но производятся они в России и – как видим, имеют в среднем половину российских комплектующих. Кстати, самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа. В этом регионе наибольшая доля машин отечественных марок. У Дагестана рекордные показатели по доминированию российского автопрома: 76%. То есть иномарки – это всего одна четверть дагестанского автопарка.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Как я уже говорил, за прошлый год в России произведено 1,1 млн. легковушек. Давайте разберёмся, много это или мало. Рассмотрим 6 стран. Япония и Германия – это сильнейшие игроки на мировом рынке машиностроения. Если количество авто, производимых за год в этих странах, поделить на число их жителей, то получатся внушительные цифры: 70 машин на 1000 немцев и 62 машины на 1000 японцев.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Эти страны большинство автомобилей экспортируют, то есть их обладателями становятся жители других стран, но всё равно это сравнение очень наглядое.

На этом фоне показатели иных производителей выглядят бледно. Штаты занимают 4 строчку в мире по количеству собранных авто, но если поделить на число американцев, то гордиться особенно нечем: 12 машин на 1000 человек в год. Российский автопром в этом году улучшит свои показатели, уже зафиксирован рост на 20%, но по итогам прошлого года было произведено всего 8 машин на 1000 человек. Впрочем, отставание от Америки не существенное. Такая разница легко покрывается за 2-3 года.  Сейчас в России создаётся примерно столько же легковых машин на 1000 жителей, как в Бразилии. А вот например Индия по количеству выпускаемых авто занимает 6 место в мире, но с учётом огромного населения в относительных цифрах это мало: 3 автомобиля в год на 1000 человек.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Статистика ведётся не только по странам, но и по компаниям производителям. Это правильно, потому что все глобальные концерны имеют заводы в разных частях света, и изготавливаемые там автомобили идут в зачёт той страны, где находится производство. Поэтому Тойота выпускает больше автомобилей, чем вся Япония. А Форд больше машин, чем Штаты. Интересно посмотреть, на каком месте находятся российские заводы. АвтоВАЗ занимает 36 место, ГАЗ (Горьковский автозавод): 44-е. До лидеров им очень далеко.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В России это понимают, поэтому правительство идёт таким путём: оно старается создать условия, чтобы у нас открывали заводы глобальные компании, а создав сборочную площадку, шли по пути локализации. Деньги чужие, инвестор иностранный, а рабочие места созданы в России, налоги платятся у нас и заказы на комплектующие получают отечественные компании.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Все производители, как с российскими корнями, так и с иностранными, поставлены в одинаковые условия. Среди автомобилей, проданных в России с января по сентябрь, 10 лидеров изготовлены у нас, хотя многие из них являются иномарками.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В завершение программы отмечу интересный феномен. В Соединённых Штатах Америки автомобильный рынок начал падать одновременно с нашим: в 2014 году. Стала дешеветь нефть, и в Америке упали цены на бензин. Продажи автомобилей должны были вырасти. Но этого не произошло. Напротив, началось стремителное падение, которое продолжается и по сей день.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
За три года продажи упали на четверть, и восстановлением (в отличие от российского рынка) там даже не пахнет. Парадокс. Экономистам ещё только предстоит его объяснить. 

37 Комментариев
  • Nicker
    19 октября 2017, 09:54

    машины построили, а домов с гаражами нет
    ща собянин сделает реновацию и появятся гаражи в домах!
    заживем!

  • Евгений Корюхин
    19 октября 2017, 09:55
    Падение продаж авто в США, заметно сказались на котировках Ford они за три года упали на 30%.Одним из сдерживающих факторов падения цены сегодня являются сравнительно высокие дивиденды 5%, и прогнозы по восстановлению продаж.
  • Евгений Черных
    19 октября 2017, 10:16
    интересная статья. Молодец! Но вот это
     самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа
    Я бы объяснил бедностью этих регионов, а не патриотизмом
    • dagh
      19 октября 2017, 12:48
      kbrobot.ru, это потому, что ты оперируешь своими фантазиями, а не реальным положением дел, никогда не был в тех краях и берешься судить по устоявшимся стереотипам.

      К примеру товарооборот только одного Дагестана за 2016 год дважды превышает товарооборот Саратовской области.
      Так же опережает такое области как:
      Пермская
      Нижегородская
      Кировская
      Самарская
      Крым, кстати да, раза в 3
      Архангельская
      Воронежская
      Ставропольская
      ...
      я не беру уже всякую мелочь типа Коми и прочий Марий Эл.

      уступает только таким здравницам как Краснодарский край (раза в два) и немного уступает Ростовской области.

      Так что тут дело не в отсутствии денег, они у населения есть и не в патриотизме, а к отношении к приорам\вестам как в суперликвидному товару. Его всегда можно очень быстро продать, при необходимости.

      Раньше доля российского автопрома была еще выше, сейчас она медленно замещается королами и камри, но не очень охотно.
      • Евгений Черных
        19 октября 2017, 12:52
        dagh, Да ты что? Фантазиями говоришь?

        Впервые слышу, что бы кто то покупал машину, потому что ее можно быстро потом продать. Что за бред? 
        • dagh
          19 октября 2017, 13:00
          kbrobot.ru, Т.е. кроме аргументов «что за бред» у тебя больше нет?

          Твое объяснение бедности низкой средней зарплатой в стране основано на не знании простых экономических аспектов.
          Почему-то средняя в 27к в Саратовской области приводит к розничному товарообороту, который в два раза меньше той области где средняя 17к.
          Интересно, как ты сей «парадокс» объяснишь в рамках скиллов в экономике?
          • Евгений Черных
            19 октября 2017, 13:04
            dagh, Ты написал, что это мои фантазии, что регион бедный. Я тебе тут же скинул статью, где написано, что Дагестан — самый бедный.  И так чьи же это тогда фантазии были?
            • dagh
              19 октября 2017, 13:11
              kbrobot.ru, не написано. Там написано, что зп самая низкая по стране. Ты реально оцениваешь состояние дел региона по средней з\п?
              Как при самой низкой з\п можно находится в топ7 по розничному товарообороту?
          • Евгений Черных
            19 октября 2017, 13:09
            dagh, Слушай… Кури бамбук, хорошо?  Товарооборот чечняТоварооборот саратов
            • dagh
              19 октября 2017, 13:14
              kbrobot.ru, Чечня тут причем? Речь была о Дагестане.
              • Евгений Черных
                19 октября 2017, 13:19
                dagh, Ты вообще несешь какую-то чушь детскую. 

                Дагестанцы покупают автоваз, потому что продать легко. Вот хорошо живут то. Отказывают себе в удовольствии ездить на иномарках только потому, что продавать тяжело. Хорошо живут!
                • dagh
                  19 октября 2017, 13:30
                  kbrobot.ru, приемы демагога мне известны, поэтому так подловить меня не получится. Еще раз повторюсь — считать, что низкая средняя з\п в регионе означает автоматически его бедность — не знание предмета обсуждения. 
                  Розничный товарооборот опровергает этот тезис.

                  Как может кто-то получая 17к, покупать авто за 670-700к? (стоимость Весты, Приора чуть дешевле)
                  Одновременно игнорируя Солярисы и прочие Киа с Рапидами в той же ценовой категории. 
                  Загадка тебе, подумай на досуге.
  • MixStyleTrader
    19 октября 2017, 11:19
    В США в статистику по легковушкам не попадают всякие внедорожники, пикапы — а они там популярны. С учетом этого там и производство и продажи в 2+ раза больше.

    У нас покупки зарубежных машин сильно снизились, но много уходит на покупку запчастей для подержанных машин.
      • MixStyleTrader
        19 октября 2017, 15:51
        Albus, посмотрите в этой таблице как много в США commercial vehicles производится, нигде больше такого нет — в этот раздел просто все «тяжелые легковушки включили».
  • павел
    19 октября 2017, 12:20
    с одной стороны все это хорошо-локализация, новые рабочие места, но есть один огромный минус.Уже пятый человек(из друзей и знакомых), которые поменяли камри японца на роскамри сильно об этом жалеют и это при локализации всего 15%

    • NA
      19 октября 2017, 12:40
      павел, Камри собирают в России с 2008 года. Импортных уже давно нет. Друзья меняли на новые Камри? и о чем они жалеют? по моему одна из самых надежнейших машин на рынке. Авторевюшники вон взяли бу и откатали ресурсный тест — никаких проблем.
      • павел
        19 октября 2017, 12:48
        Lilaluna, меняли камри 2011-2013 годов сборки япония
        жалеют, потому что новые роскамри намного хуже качеством.

  • NA
    19 октября 2017, 12:37
    Надо понимать что благодаря именно такой умной политике, у нас растет не только производство автомобилей, но и комплектующих к ним. Плюс требования к качеству у западных компаний выше. Это приводит к росту качества и наших автомобилей, так как общий уровень производства растет и подтягивается к западному. «Весту» в 2005 году было просто невозможно сделать, а сейчас это уже возможно.
    • sgluhov
      19 октября 2017, 12:39
      Lilaluna, это на самом деле глупость по закгрузке нашего рынка труда. То есть вместо програмистов у нас рабочие.
      • NA
        19 октября 2017, 12:45
        sgluhov, глупость это развивать только одну отрасль. Программистов у нас тоже хватает.
    • павел
      19 октября 2017, 12:55
      Lilaluna,  благодаря именно такой умной политике у меня королла 2008 года японской сборки прошла 170000 км без единой поломки и до сих пор нет сверчков в салоне, а у друга чудокоролла российской сборки за 30000 км поменяла втулки и стойки стабилизатора, ступичные подшипники и уже гремит в салоне как в автотазе
      • NA
        19 октября 2017, 13:58
        павел, в машинах больше от прокладки зависит, а не от того где ее собирали :)  Похоже ваш друг в хорошие ямы влетал.
        У меня есть CRV английской сборки, 100 тыс. Но поломки были. И уж явно не от того что ее в Англии собирали :)

        Мифы все это.
        Ну и надо понимать что эпоха супернадежных машин ушла. 
        Где хваленые немецкие машины? Только японцы держатся, но тоже потихоньку сдают. 

  • sgluhov
    19 октября 2017, 12:38
    Автор не понимает что в америке больше 50
    5 продаж это не седаны. Это пикапы и SUV. Во вторых американская производство автомобилей и продажи это две огромные разницы. Делают все в мексике. И на это есть причины — компании практически не платят в мексике налогов.
  • Дмитрий,пожалуйста
    19 октября 2017, 12:53
    Спасибо
  • Александр Ерохин
    19 октября 2017, 13:18
    В России это понимают, поэтому правительство идёт таким путём: оно старается создать условия, чтобы у нас открывали заводы глобальные компании, а создав сборочную площадку, шли по пути локализации. Деньги чужие, инвестор иностранный, а рабочие места созданы в России, налоги платятся у нас и заказы на комплектующие получают отечественные компании.
    А в чём тогда выгода глобальных компаний?
    • NA
      19 октября 2017, 14:01
      Александр Ерохин, в прибыли, в росте продаж.
      Не сделаешь — ты сделают другие, а рынок в России не маленький.

      Где сейчас Опель сбежавший с российского рынка? а нет уже его, продан французам.
  • Азат Туктаров
    19 октября 2017, 16:43
     Скоро 80% локализацию  введут в директивном порядке для всех.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн