В этом году на автомобильном рынке России заметное оживление. Продажи новых машин пошли вверх. Рост с января по октябрь составил около 10%. Это произошло после трёх лет спада. Сегодня рассмотрим основные тенденции в этой сфере экономики.
По производству легковых автомобилей Россия занимает скромное 13 место в мире (1,1 млн. единиц за прошлый год).
Это не много. Лидер Китай. Он выпустил 24 миллиона автомобилей. В то же время российский результат опережает итальянский: 700 тысяч, а ведь Италия славится на весь мир своими железными конями.
Давайте проанализируем внешнюю торговлю автомобилями. Экспорт и импорт. До кризиса Россия завозила из других государств легковушек на 17-20 миллиардов долларов в год. Зависимость от импорта была огромной. За последние годы покупка чужих авто резко снизилась.
В этом году подавляющее большинство автомобилей, продаваемых в России, имеют отечественную сборку. Это как российские модели, так и производимые у нас иномарки.
Смотреть видео:
У этого много причин. Главная – это конечно кризис и девальвация рубля. Продукция чужого автопрома подорожала. Покупать её стало не выгодно. На первый план вышли местные производители, в том числе иностранные бренды, открывшие в России свои заводы. С этим и связано резкое падение импорта.
Всё меньше автомобилей привозится в Россию из-за рубежа. Иномарки производятся главным образом на отечественных заводах. Kia, Renault, Ford и Hyundai больше не продают в России импортные машины. Все их автомобили, предназначенные для нашего рынка, у нас же и собраны.
Многие производители при этом достигли высокого уровня локализации. Локализация – это когда в автомобилях повышается доля российских комплектующих: от двигателя до стёкол и кресел. Например, у АвтоВАЗА локализация достигает 70% и будет доведена до 80%. Половина его поставщиков — это российские компании, 30% — иностранные фирмы, имеющие производства в России, и 20% — чисто зарубежные компании.
Западные бренды двигаются в этом же направлении. Приведу данные министерства промышленности и торговли. Уже в начале 2014 года средний уровень локализации иномарок в России составлял 45%.
Вот дополнительная информация на эту тему. У Мицубиши на заводе в Калуге доля российских комплектующих достигла 33%.
Уровень локализации KIA RIO составил 46%. Модель производится в Санкт-Петербурге.
Hyundai вышел на уровень 50%.
Форд делает двигатели на заводе в Татарстане. По своему составу эти двигатели российские на 78%.
Вот график производства в России двигателей внутреннего сгорания. Цифры скромные, хвастаться до сих пор нечем, но налицо резкий рывок вверх по итогам 2016 года. Это запустили свои заводы в России Форд и Фольксваген.
Теперь у Фольксвагена общая доля российских комплектующих внутри автомобилей достигает 50%.
Такой уровень импортозамещения дался России не легко. В начале двухтысячных зарубежные автопроизводители занимались в нашей стране только отвёрточной сборкой. Они завозили готовые детали, в том числе крупные узлы, и из них как из конструктора собирали автомобили.
Российскими в них были разве что коврики под ноги, да и то в лучшем случае. Но 12 лет назад в 2005 году этой порочной практике была объявлена война. Российское правительство ввело режим промышленной сборки. Иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства. Взамен они получали возможность беспошлинно импортировать оставшиеся комплектующие, которые ещё приходится производить за рубежом.
Поначалу зарубежные автоконцерны стали закупать у российских поставщиков только простейшие комплектующие: фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки, панели приборов, бамперы. Но процесс, как говорится, пошёл. В дальнейшем меры стали ещё более жёсткими. Правительство повысило таможенные пошлины на импорт готовых кузовов. Это нанесло по отвёрточникам ещё один серьёзный удар.
В последствии перечень локализованных деталей пополнили выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова. Одомашнивание иномарок в России вышло на новый уровень.
Наши граждане по прежнему предпочитают иномарки, но производятся они в России и – как видим, имеют в среднем половину российских комплектующих. Кстати, самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа. В этом регионе наибольшая доля машин отечественных марок. У Дагестана рекордные показатели по доминированию российского автопрома: 76%. То есть иномарки – это всего одна четверть дагестанского автопарка.
Как я уже говорил, за прошлый год в России произведено 1,1 млн. легковушек. Давайте разберёмся, много это или мало. Рассмотрим 6 стран. Япония и Германия – это сильнейшие игроки на мировом рынке машиностроения. Если количество авто, производимых за год в этих странах, поделить на число их жителей, то получатся внушительные цифры: 70 машин на 1000 немцев и 62 машины на 1000 японцев.
Эти страны большинство автомобилей экспортируют, то есть их обладателями становятся жители других стран, но всё равно это сравнение очень наглядое.
На этом фоне показатели иных производителей выглядят бледно. Штаты занимают 4 строчку в мире по количеству собранных авто, но если поделить на число американцев, то гордиться особенно нечем: 12 машин на 1000 человек в год. Российский автопром в этом году улучшит свои показатели, уже зафиксирован рост на 20%, но по итогам прошлого года было произведено всего 8 машин на 1000 человек. Впрочем, отставание от Америки не существенное. Такая разница легко покрывается за 2-3 года. Сейчас в России создаётся примерно столько же легковых машин на 1000 жителей, как в Бразилии. А вот например Индия по количеству выпускаемых авто занимает 6 место в мире, но с учётом огромного населения в относительных цифрах это мало: 3 автомобиля в год на 1000 человек.
Статистика ведётся не только по странам, но и по компаниям производителям. Это правильно, потому что все глобальные концерны имеют заводы в разных частях света, и изготавливаемые там автомобили идут в зачёт той страны, где находится производство. Поэтому Тойота выпускает больше автомобилей, чем вся Япония. А Форд больше машин, чем Штаты. Интересно посмотреть, на каком месте находятся российские заводы. АвтоВАЗ занимает 36 место, ГАЗ (Горьковский автозавод): 44-е. До лидеров им очень далеко.
В России это понимают, поэтому правительство идёт таким путём: оно старается создать условия, чтобы у нас открывали заводы глобальные компании, а создав сборочную площадку, шли по пути локализации. Деньги чужие, инвестор иностранный, а рабочие места созданы в России, налоги платятся у нас и заказы на комплектующие получают отечественные компании.
Все производители, как с российскими корнями, так и с иностранными, поставлены в одинаковые условия. Среди автомобилей, проданных в России с января по сентябрь, 10 лидеров изготовлены у нас, хотя многие из них являются иномарками.
В завершение программы отмечу интересный феномен. В Соединённых Штатах Америки автомобильный рынок начал падать одновременно с нашим: в 2014 году. Стала дешеветь нефть, и в Америке упали цены на бензин. Продажи автомобилей должны были вырасти. Но этого не произошло. Напротив, началось стремителное падение, которое продолжается и по сей день.
За три года продажи упали на четверть, и восстановлением (в отличие от российского рынка) там даже не пахнет. Парадокс. Экономистам ещё только предстоит его объяснить.
машины построили, а домов с гаражами нет
ща собянин сделает реновацию и появятся гаражи в домах!
заживем!
Я бы объяснил бедностью этих регионов, а не патриотизмом
К примеру товарооборот только одного Дагестана за 2016 год дважды превышает товарооборот Саратовской области.
Так же опережает такое области как:
Пермская
Нижегородская
Кировская
Самарская
Крым, кстати да, раза в 3
Архангельская
Воронежская
Ставропольская
...
я не беру уже всякую мелочь типа Коми и прочий Марий Эл.
уступает только таким здравницам как Краснодарский край (раза в два) и немного уступает Ростовской области.
Так что тут дело не в отсутствии денег, они у населения есть и не в патриотизме, а к отношении к приорам\вестам как в суперликвидному товару. Его всегда можно очень быстро продать, при необходимости.
Раньше доля российского автопрома была еще выше, сейчас она медленно замещается королами и камри, но не очень охотно.
Впервые слышу, что бы кто то покупал машину, потому что ее можно быстро потом продать. Что за бред?
Твое объяснение бедности низкой средней зарплатой в стране основано на не знании простых экономических аспектов.
Почему-то средняя в 27к в Саратовской области приводит к розничному товарообороту, который в два раза меньше той области где средняя 17к.
Интересно, как ты сей «парадокс» объяснишь в рамках скиллов в экономике?
Как при самой низкой з\п можно находится в топ7 по розничному товарообороту?
Дагестанцы покупают автоваз, потому что продать легко. Вот хорошо живут то. Отказывают себе в удовольствии ездить на иномарках только потому, что продавать тяжело. Хорошо живут!
Розничный товарооборот опровергает этот тезис.
Как может кто-то получая 17к, покупать авто за 670-700к? (стоимость Весты, Приора чуть дешевле)
Одновременно игнорируя Солярисы и прочие Киа с Рапидами в той же ценовой категории.
Загадка тебе, подумай на досуге.
У нас покупки зарубежных машин сильно снизились, но много уходит на покупку запчастей для подержанных машин.
www.oica.net/category/production-statistics/2016-statistics/
там всё считается
жалеют, потому что новые роскамри намного хуже качеством.
У меня есть CRV английской сборки, 100 тыс. Но поломки были. И уж явно не от того что ее в Англии собирали :)
Мифы все это.
Ну и надо понимать что эпоха супернадежных машин ушла.
Где хваленые немецкие машины? Только японцы держатся, но тоже потихоньку сдают.
5 продаж это не седаны. Это пикапы и SUV. Во вторых американская производство автомобилей и продажи это две огромные разницы. Делают все в мексике. И на это есть причины — компании практически не платят в мексике налогов.
О том и речь: в США автомобилей производят мало, скоро мы их догоним.
Не сделаешь — ты сделают другие, а рынок в России не маленький.
Где сейчас Опель сбежавший с российского рынка? а нет уже его, продан французам.