Вчера «Аэрофлот» показал пример мастерского выхода из негативной информационной среды с пользой для себя.
Все началось с того, что с 15 февраля авиакомпания ввела новые ограничения на провоз ручной клади в кабине самолета и установила строгий контроль этих норм перед посадкой.
Пассажиры начали массово возмущаться. Ведь «Аэрофлот» сделал шаг, характерный для авиакомпаний-лоукостеров, а не для перевозчиков, которые ассоциируются с престижностью.
Недовольные пассажиры даже создали петицию на change.org с требованием отступить от неразумного контроля ручной клади.
За несколько дней петицию подписало более 60 тыс. человек.
26 февраля «Аэрофлот» очень технично перевернул историю. Расщедрился на увеличение норм ручной клади. О чем сообщил в пресс-релизе.
В итоге в топе новостей — сообщение не о недовольстве пассажиров, а о щедрости компании.
Это был пример высшего пилотажа при выходе из околокризисной ситуации. И пример недалекости освещающих события СМИ.
Пассажиры были недовольны размерами ручной клади – были. «Аэрофлот» увеличил – увеличил. Значит молодец – молодец.
На детали внимание особо не обращается. А в них вся соль.
«Аэрофлот» увеличил габариты лишь ширины ручной клади. И лишь на 5 см – с 20 до 25 см.
О том, что строгий контроль будет отменен, не сообщается. А это главное.
При выходе на посадку ручная кладь пассажиров по-прежнему будет проверяться «на соответствие нормам авиакомпании по размерам, весу с помощью специальных измерительных приборов».
«Аэрофлот» при этом объясняет все последние нововведения лишь приведением стандартов компании в соответствие с действующими федеральными авиационными правилами и жалобами пассажиров на нехватку мест для размещения ручной клади в салоне.
Почему только сейчас? И соответствовать чему — тем новым правилам, принятие которых лоббировал сам «Аэрофлот»?
И откуда компания взяла все эти жалобы, если процент занятости пассажирских кресел у перевозчика существенно меньше, чем, к примеру, у «Победы». Значит и место должно быть.
Не исключено, что в «Аэрофлоте» заранее предвидели возможность недовольства пассажиров и готовы были к прибавке 5 см.
Зачем «Аэрофлот» устроил такой переполох, опасный долгосрочными имиджевыми потерями?
В компании наверняка проанализировали эффект от ужесточения норм провоза ручной клади в своем дочернем лоукостере – «Победе». Во второй половине 2017 года эти габариты в «Победе» сузились до 36 x 30 x 27 см (в «Аэрофлоте сейчас, после +5, 55 x 40 x 25).
Ни один из европейских лоукостеров не заставляет пассажиров ограничиваться в полете сумкой с такими экстремальными значениями как «Победа».
Последствием этого шага наверняка стал резкий рост числа покупающих у «Победы» мест багажа от 499 руб. на сайте. И в разы дороже в аэропорту.
Эффект для компании, вероятно, был существенным. Существенно позитивным с точки зрения экономики. Поэтому опыт «Победы» могли решить перенять и на «маму».
Есть еще одна причина. Косвенная. Ментальная.
Где-нибудь в Испании пребывание в местном аэропорту напоминает что-то среднее между дружеским общением и карнавалов (в лучшем смысле этого слова), когда сотрудники обслуживают даже пассажиров лоукостеров доброжелательно и без придирок.
Предпосадочные процедуры «Победы» где-нибудь в Екатеринбурге иногда напоминают экзекуцию: пассажиры воспринимаются как заведомые преступники законов авиакомпании. Ручная кладь будет изучена местными агентом по регистрации до миллиметра с выражением лица надзирателя колонии.
«Аэрофлот» не удержался от соблазна перенять победные традиции в обслуживании.
Теперь у «Аэрофлота» есть 2 пути. Первый – отыграть все обратно, вернув правила, действовавшие до 15 февраля.
Второй – остановиться на +5 см и получать систематический негатив от клиентов. И запустить процесс трансформации ассоциации «Победа» = «Аэрофлот» в «Аэрофлот» = «Победа». Она же «Аэрофлот» = лоукостер.
Если, конечно, с «Аэрофлота» как бенчмарка не возьмут пример другие российские авиакомпании. И не приведут стандарты обслуживания в соответствие с действующими особенностями национальной модели поведения в других областях.
Вероятность последнего большая. И это, безусловно, позитив для «Аэрофлота» с точки зрения бизнеса на долгосрок.
Но совсем не то, что заставит россиян перестать стать нацией не особо веселых людей.
Как выход предлагали оставить эту люстру в сторонке и проследовать на борт.
Как альтернатива — если она откажется, то откат лайнера от приемного портала, выгрузка багажа данной пассажирки и она не летит этим рейсом. Причем все это за счет виновницы проишествия. Каким билетом и рейсом полетит данная пассажирка в Россию служащих аэропорта на волновало.
Пришлось тетке со слезами на глазах оставить люстру у трапа и проследовать в салон с положенной ручной кладью.
Это порядок у них там, а не бардак у нас здесь.
Альтернатива выгрузка багажа, а почему не погрузка, по времени погрузка быстрее. А так повезло сотрудникам люстра на халяву.
Мое мнение — это было идиотское решение действовать именно в таком порядке. Мое мнение как клиента об ак сильно ухудшилось. Можно было обойтись как и все выборочной проверкой заведомо больших сумок! А не придираться при выходе на посадку к каждому сантиметру.
какой ещё положительный момент
Нужно сделать плохо, а потом вернуть как было.