Как сериалы предсказывают наше будущее: 1. Игра престолов. На основе статьи https://snob.ru/selected/entry/121416
Большая литература, несмотря на все «интернеты», умереть не могла. Ведь роман — это тот способ, которым человечество структурирует свое бытие.
Способы могут меняться, но как-то структурировать свое бытие нам все равно надо. Незаметно для всех нас большая литература пережила реинкарнацию и воскресла в форме телевизионного сериала.
Именно в сериале сокрыта теперь тайна нашего с вами общего культурного нарратива.
Приглядимся повнимательнее к этому удивительному превращению романа в сериал.
Во-первых, и то, и другое скармливается порциями. И романы изначально печатались в литературных журналах — частями и главами. И сериалы идут сериями и сезонами.
Тут, как вы понимаете, сугубо экономический расчет — подсаживаешь аудиторию на продукт и дальше стрижешь ее, сколько можешь. иногда складывается впечатление, что пушкинский «Современник» и «Новый мир» Луначарского-Стеклова просто перелицевались в HBO и Netflix.
Полный метр больше не дает авторам шанса на полноценное высказывание. Этот форматный переход неизбежен: мы мигрируем от текстовой культуры к культуре визуальной. Человечество больше не пишет и не читает. Оно обменивается картинками, фотографиями и видеофрагментами. Какой тут роман?!
Остатки мысли пытаются сохраниться в инфографике, а также в «слайдах» научных докладов и «говорящих головах» роликов TED. Вот она — сила естественного отбора: не окартинил — не преуспел.
Во-вторых, «культовость». В сериалах сосредоточены основные деньги Голливуда, здесь же работают звезды первой величины — актеры, режиссеры и, что особенно важно, лучшие сценаристы.
Жаждущие эксперимента сценаристы (то есть лучшие из них) сначала были вынуждены идти в телевизионный сериал, но за хорошими историями потянулись и остальные «звезды».
Если мы хотим вглядеться в свое будущее, нам нужно посмотреть сквозь «текст» сериалов.
великие романисты бывают удивительно чутки к тому, что, можно было бы назвать «темным валовым чувством» времени. лучшие романисты прошлого и именно в своих романах — прекрасно предсказывали человека из наступающего будущего и блистательно угадывали основные черты того социального мира, в котором этот человек окажется. Сегодня лучших рассказчиков поглотил Голливуд. Так что теперь, если мы хотим вглядеться в свое будущее, нам нужно посмотреть сквозь «текст» сериалов.
«Игра престолов», или Новая архаика
Роман — это то, что происходит с самим героем. И чем сильнее это его внутреннее преображение, тем более сложной социальной культурой порожден соответствующий роман.
Если общество примитивно, то и субъекты в этом обществе производятся одномерные и простенькие. Представьте себе историю, которая, подобно «Одиссее», состоит из набора разных баек. Их можно переставлять с места на место, какие-то и вовсе выкинуть, но суть произведения не изменится. Да, герой претерпевает всякое, но сам не меняется.Это примитивный — авантюрный роман.
А теперь другой тип романа, уже классический. «Братья Карамазовы». Герои преображаются: Алеша из наивного глупыша вырастает в Пророка, а Грушенька — из развратницы в святую женщину.
Собственно эта — фрэзеровско-кэмпбелловская — модель «классического романа» до сих пор лежит в основе любого голливудского блокбастера.
А сериальщики убили «классический роман» выстрелом в затылок.
«Игра престолов» нарушила главное и казавшееся до сих пор незыблемым правило. Первый сезон еще не успел закончиться, а создатели сериала на глазах у изумленной публики убили «главного героя» (Эддарда Старка). авторы эпопеи сорвали этим ритуальным убийством фантастический куш: теперь зритель не оторвется от этого шоу. Ведь в любой момент может произойти все что угодно!
Сюжет разворачивается то в одной части мира, то в другой. Из камня вдруг вылупляются драконы. Умерший Сноу ни с того ни с сего возвращается к жизни. Полная чехарда — героев, сюжетных линий и жанров.
Да, в «Игре престолов», нет ни общего сюжета, ни главного героя. И ни один из претендентов на эту роль внутренне не преображается. Все они реактивны: нам задают определенный психологический тип — хоть Тириона Ланнистера, хоть Матери Драконов, хоть какого-нибудь Брана Старка, — и он ведет себя по-разному лишь в зависимости от внешних обстоятельств, оставаясь внутренне неизменным.
При этом фрагменты повествования, по сути своей, случайны. Появилась «красная женщина», что-то напортачила — и привет. Обнаружились люди в масках, поубивали «безупречных» — и до свидания. Добавь их в сериал или убери их из него — ничего в сущности не изменится.
То есть, при невероятной сложности этого крупномасштабнейшего сериала, его конструкция в целом предельно децентрирована, обезличена и «авантюрна». И мы смотрим, и мы заворожены.
Разве не по этому же принципу работает Сеть и социальные сети? Разве не таким же образом организовано сейчас наше общество, утратившее единство «целей» и «смыслов», атомизированное и разделившееся на бесконечное множество меньшинств по интересам?
Новый архаический (то есть примитивный) мир идет нам навстречу, а мы совершенно не замечаем этого, потому что внешне он представляется нам невероятно сложным. Но это лишь иллюзия восприятия, ведь вся эта показная сложность — не структурная, а количественная.
Таковы реалии нашего мира: каждому из нас необходимо знать очень многое, но мы уже не способны разобраться хоть в чем-либо достаточно глубоко.
Собственно, в этом и состоит пророческий секрет «Игры престолов»: современное нам общество производит «умных глупых» — людей, знающих многое (или знающих, где это многое можно узнать — например, в Wiki),но не способных расти, преодолевать и трансформировать себя. Резиновые куклы, лишенные, по большому счету, подлинной адекватности.
P.S. goo.gl/5CTbRU Что нам ждать от будущего и как в нем преуспеть
t.me/SmartEventMos Деловые события Москвы. Будь в курсе — подпишись!
P.P.S. Пользуйся КриптоКартой: Получите легкий доступ к цифровой экономике с картой TalkBank Сrypto www.talkbank.io/crypto/ Код купона: SMARTEVENT Вместе с картой 500 бонусов. Кешбек — 5%.
Сильно.
крестьянин поработает в поле и к лучине расти над собой
это и о сериалах и о продукции Голливуда в целом