Несмотря на то, что на бытовом уровне это воспринимается как нечто само-собой разумеющееся, природа собственности туманна.
Взгляды на этот феномен были очень разные, вплоть до известного тезиса «собственность — это кража»(Прудон).
Во-первых, надо четко разделять «естественную» собственность, и собственность обусловленную государством.
Естественная собственность, такая, например, как завладение земельным участком для прокорма и жизни первобытной семьи, защищается и гарантируется только силой удержания самой же семьи. То есть, тут нет никакой третьей стороны, обеспечивающей ее. Это не собственность в современном смысле.
Собственность в современном смысле есть договор между государством и сторонним лицом, физическим или юридическим, на эксплуатацию или распоряжение каким-либо ресурсом, принадлежащим по-дефолту государству.
Нет никаких иных концептуальных оснований для собственности!
В сущности, это похоже на аренду.
Некоторые думают, что государство должно им гарантировать собственность(в том числе и защищать) безвозмездно. Но почему оно это должно делать?
Договор обычно предусматривает двусторонние, взаимовыгодные обязательства. И вот тут коренное противоречие: в общем случае, эксплуатация ресурса, называемая «институтом собственности» не обусловлена никакими обязательствами со стороны собственника, а к тому же, собственность свободно отчуждаема.
Единственное обязательство собственника перед государством заключается в том, что(не считая налога на имущество и прочих атавизмов) если он имеет прибыль с собственности, он должен уплачивать налог.
Но это означает, что с него никто не спрашивает за эффективность держания!
Если допустим, один держатель приносит с держания собственности в казну 20% от ее рыночной стоимости, а другой только 1%, не стоило ли бы государству спросить с него за эффективность такого держания? Ведь альтернативный держатель мог бы приносить больше. Какой, в таком случае. у государства смысл сохранять права такого собственника, который невыгоден государству? И с другой стороны, какие реальные основания такого неэффективного собственника предъявлять претензии на дальнейшее держание, кроме его личных желаний?
Для начала изучите классику по марксу-энгельсу (без ленина, сталина — они извратили учение), что такое частная собственность, её разновидности (на средства пр-ва и личная), определение капитализма итд итп. Потом уж после понимания этих конструкций ими оперировать
Во-вторых, я кое-что читал из Энгельса и Маркса, и, если я их правильно понял, они оба либо не понимали природу частной собственности, либо ломали дурочку «в интересах революции». В этом порыве идиотизма они даже доходили до того, что смешивали феодальную и капиталистическую собственность
Так вот понятия собственность, капитализм итд итп — это такие же ёмкие понятия как в математике полиформиз, изоморфизм… более того в математике эти понятия чисто логические, здесь же логически-эмпирические (надо перелопатить горы литературы), что усложняет понимание терминов.
Подавляющее большинство здесь перепрыгнуло через весь пласт знаний, которые надо знать, просто оперируют суперёмкими терминами не понимая сути терминов
Во-первых, вообще то, эти понятия и без теории групп теории категорий вполне себе существуют, а там лишь обретают свой характерный смысл в рамках соответствующей теории.
Во-вторых, я как программист Вам по-секрету скажу, что именно адепты подобной математической лабуды, увлеченные функциональным программированием, на деле показывают себя полными ничтожествами как инженеры(во первых, потому что они прячут свою глупость и никчемность за «умными словами», а во-вторых, потому что математическая синтетика это не метод, а декларация)
Вам на этот вопрос старина Йозеф ответил в свое время
Так или иначе, человек который ничего кроме воспроизведения догм не умеет для меня не интересен, так что расслабьтесь
Собственность сформирована изначально из землевладения, хотя землевладение ранее не было эквивалентно современной собственности, оно предполагало власть и ответственность на выделяемых землях, и не предполагало свободного отчуждения
Поэтому, землевладение, в своем чистом виде, ближе к чиновничьей власти, чем к собственнической. Такой владелец помимо прав имеет обязательства, и права его обусловлены обязательствами.
Либеральный капитализм извратил это, освободив владельца от обязательств по эксплуатации ресурса, но оставив все права, которые уже не были чем бы то ни было обусловлены. Эти процессы начались еще до становления капитализма.