В этом посте я хочу рассказать о своём опыте создания интернет-магазина по продаже ширпотреба. Начну с небольшой предыстории. Мне принадлежит доля 25% в магазине, который торгует дешевой одеждой, обувью и различным текстилем. Он выполнен в формате супермаркета, где малая площадь загружена максимальным количеством товара. Всего два человека обслуживает 500 кв.м. Остальные доли в магазине принадлежат другим партнерам и членам их семей. Они давно обсуждали мысль создания интернет-магазина. Я им говорил, что это глупость, но они настаивали. По их мнению, мне давно пора вылезти из своей деревни и увидеть, как далеко ушёл весь мир.
Ладно, где-то в глубине души я понимал, что технологии продвинулись и нужно их осваивать. Решили начать создание интернет-магазина. Ах, да! Всю эту историю взвалили на мои плечи, а зря. Я нашёл контору, которая разрекламировала свой движок для моих целей. В течение месяца разработали дизайн и провели различные работы по настройке.
Первым встал вопрос наполнения. Я упросил девчонок из местного фотоателье отснять товар и загрузить его на сайт. Работа адская. Они очень долго трудились, так как кроме фотографий нужно добавить описание товара. Выбор человека-модели тоже занял много времени. Идеальных людей не бывает, а тех, кто себя считает эталоном красоты «пруд пруди». Выбор парня и девушки, с идеальным внешнем видом, это кошмар. Пришлось нанять специалиста, который проводил кастинг. Этот этап занял три месяца.
Второй, важный вопрос, реклама. Мои партнеры привели какого-то парня, который занимается раскруткой сайтов. Он рассказал, что может «налить» трафика с тизерных сетей. Я оказался в сложной ситуации. Мне известно о безобразиях в тизерных сетях, но партнеры требуют начать. Вечером, я установил код вебвизора в код интернет-магазина. Спустя неделю провели совместную планёрку.
Парень отчитывался о высоких показателях по трафику на сайт интернет-магазина. Счетчики ежедневно показывали четырёхзначные числа. Далее я спросил: «Почему наш сайт не появился в поисковиках?». Он ответил: «Это другая работа, которая отдельно оплачивается». Затем мне стало интересно, почему согласно вебвизора все пришедшие пользователи выполняли на странице сайта одно и тоже действие? Я предоставил распечатку коллегам и этому парню. Он стоял в шоке. И последний вопрос, почему из 5000 человек нет заказов?
Я поясню, что произошло. Этот «шпециалист» нагнал на сайт ботов. Они делали однотипные действия. Сделать заказ бот не может, а счетчики его учитывают. За искусственным трафиком не ходят поисковые боты, поэтому сайт не появился в поисковиках. Все присутствующие на собрании опешили от глубины моих познаний. Ну и кто из нас «дремучая деревенщина»?
Через неделю мои партнеры представили другого, очень крутого московского специалиста по продвижению в социальных сетях. Он работал около месяца: отредактировал страницы интернет-магазина (лендинг), создал группы в соцсетях и рекламные компании. Я внимательно следил за его действиями не вмешиваясь в работу. В конце месяца очередная планёрка. Крутой московский специалист с воодушевлением отчитывался о проделанной работе. Я задал только один вопрос: «Почему нет заказов»? Он ответил, что цены на товары высоки по сравнению с конкурентами. Я сразу выбрал первых шесть крупных конкурентов, но их цены оказались выше наших.
Теперь я поясню, что произошло в этом случае. Существует два вида трафика: теплый и холодный. К теплому трафику я отношу тех, кто в поисковик набрал, например, купить полотенце для рук. К холодному трафику можно отнести людей в соцсетях. Они пришли удовлетворять низшие потребности. Например, узнать кто из друзей с кем спит, кто кому лицо подправил и прочая бытовая дребедень. Таким людям не нужны товары. Их очень сложно уговорить что-то купить. В общем, для нас это пустая трата сил и денег.
Спустя некоторое время мои партнеры представили двух мега крутых специалистов. Один маркетолог, а второй эксперт в области контекстной рекламы. Они полтора месяца колдовали и наступило время отчитываться. Успехи потрясли собравшихся. Мои партнеры меня начали подкалывать: «Видишь, есть заказы. Ребята торгуют». Канешна. Куда мне до них. Я предложил сравнить показатели и рассмотреть статистику. Оффлайновый магазин в городе с населением 20 000 человек продает еженедельно 750 футболок. Через интернет-магазин было продано в среднем 12 штук в неделю. Средний расход на содержание торговой точки 19,70 рубля на единицу товара. Среднемесячный расход на содержание онлайнового магазина 3900 рублей на единицу товара.
Мега крутые специалисты решили со мной поспорить и доказать, что я не прав. Стоимость клика в яндексе составляет 15 рублей это меньше 19,70. Мои партнеры снова были в шоке. Я рассказал о воронке продаж. Да, стоимость клика 15 рублей. Из их статистики следует, что на сайт пришло 1000 человек (15 000 р.). Только 10 человек сделали заказ. Значит стоимость покупателя (лида) 15 000 р. / 10 человек = 1 500 рублей. Далее раскидываем на проданные товары зарплату, почтовые сборы, прочие расходы и получаем 3 900 р. на единицу товара. При стоимости футболки от 250 рублей мы имеем колоссальные затраты на её продажу.
Я согласен с тем, что в дальнейшем можно применить хитрую методику. Например, мы знаем скорость износа купленной вещи и в этот момент присылать СМС-ку покупателю с предложением повторить покупку этого товара. Эту методику мы успешно реализуем в оффлайновом магазине. На 1000 смс-напоминалок приходится в среднем 912 новых покупок. Для интернет-магазина эта часть воронки продаж не будет так работать. Мы упрёмся в почтовые расходы и цену товара. Отказов будет намного больше. Как следствие, мы не сможем окупить первоначальные затраты в 3 900 рублей на привлечение покупателей.
Проект интернет-магазина закрыт. Слава богу, мои партнеры отказались от этой «авантюры» в пользу масштабирования формата существующего магазина на другие города. Для себя я сделал несколько интересных выводов.
Во-первых, товар, который хорошо смотрится на полке магазина, не всегда может продаваться через интернет. Причина в упаковке. Производители упаковывают, например, простынь очень широко. Это эффектно смотрится на полке магазина, но дорого для почтовой доставки. Упаковка должна быть компактной.
Во-вторых, ежедневный СПАМ на тему скидок и подарков это издевательство интернет-магазина над своими покупателями. Разработанная несколько лет назад моя методика «износа» более эффективна. Однако, не все производители соглашаются на эксперименты. Приходится самостоятельно носить вещи и определять период утраты ими потребительских свойств. Здесь же, не все соглашаются снижать скорость износа. Многие до сих пор борются за качество.
В-третьих, онлайновый магазин не может существовать без оффлайновой версии. Ареал распространения товара не дальше существующей торговой точки. Эту мысль пока подтверждают некоторые выводы Х5 по доставке продуктов питания их интернет-магазином.
городской в деревню приехал, с местными у магазина пересёкся и спрашивает:-А куда у вас тут вечером можно сходить ?
ему в ответ:-Вечером у нас можно сходить на ЪуЪ и в ведро.
СМС-напоминалки — мега идея.
Те же футболки продают тысячи интернет-магазинов
1) курьер привез не тот заказ, каких-то бодибилдеров :)
2) на второй день привез тот, но одна футболка XXL вместо L
3) из заказа одного цвета нет, потому что он редкий (а зачем он на сайте висит?)
и такой вот бардак у многих, от этого у пользователя негативный экспириенс везде и всюду, даже алиэкспресс научился нормально торговать…
магазин ваш есть в дубль гис?
интернет магазин нужен для того что б посмотреть что у вас есть в наличии не выходя из дома и сравнить цены, например искал я термобельё, искал через гугл яндекс у себя в городе, и через дубль гис, если нет сайта то вас не найдут не выходя из дома, потом если ваш товар понравился зачем в следующий раз к вам идти, можно зайти на сайт и глянуть что есть, а у вас его нет (
например нашёл магазин в дубль гисе, продаёт термобельё, хочу зайти на сайт, а его нет, ну и пшёл он нах отсталый динозавр), ищу другой, короче у себя в городе не нашёл, нашёл в москве прислали посылкой
моё мнение — сайт нужен, вот только нанимали вы для его раскрутки кого то не того (как раскрутить интернет магазин я так то понятия не имею если что, но сайт нужен)
Далее вопрос
— ну тысяча причин может быть, не находят поисковые роботы, сайт забанили поисковики, сайт в поиске есть, но на 100500й странице поиска. ИМХО задачу надо ставить типа «Хочу чтобы сайт был в первой десятке по запросу 'Футболки с котиками в Кирове' » или что-то в этом роде, если вам нужен трафик с поисковиков. Или вообще ставить задачу на рост продаж, а там как хотите крутитесь.
— поисковые роботы просто индексируют страницу, им все равно кто на нее заходит, да они и не знают.
А чего не заказали контекстную рекламу? Мне кажется для вашего случая она была бы более целесообразна.
Потом раскрутился инстаграм, тем, кто продает одежду и прочие «красивости», стало полегче.
Зарубежом для мелких магазинов главное — удачно разместиться на ebay, amazon. И уже там стремиться попадать в рекламные рассылки, в тамошние рекламы и всякие featured product placement-ы
Так что дело не столько в рекламной площадке, сколько в профессионализме и опыте маркетолога. Сейчас слишком много школьников развелось на фрилансе, которые дискредитировали эту деятельность.
Львиная доля всех товаров интернет-магазинов в России на данный момент продается посредством одной единственной интернет площадки — яндекс маркета.
Даже при поиске в гугл вы все равно попадете на эту площадку.
Исключение составляют только небрендированные китайские товары с алиэкспресс)
Правда сколь нибудь значимой прибыли такая торговля все равно не приносит. Но это уже другой вопрос.
Ничего себе. У вас в радиусе 100 км. вокруг других магазинов нет? Я как раз в таком городе живу и раньше занимался магазином, так вот у нас оборот раз в 10 меньше будет считаться очень хорошим.
Может. Вайлдберрис и прочие существуют.
P.S.: Написал про суть проблемы чуть выше.
Вот именно школьники смущают
Совсем недавно на Смартлабе уже подобную тематику обсуждали
вещь вполне возможная, но достигают этой цели только владельцы нескольких квартир в москве на садовом кольце немногие
Я не представляю, кто берёт 750 футболке в городе на 20000 человек. (И обычно это живут бабушки и дедушки)
А для нового бизнеса продраться через толпу аггрегаторов, которые всегда на первой странице — очень сложно. Но можно. Я так понимаю, что эту проблему невозможно залить деньгами. Надо время и дисциплинированная работа над контентом сайта
Это безотносительно к другим аргументам, о которых Вы писали, и которые тоже могут иметь место — например, что футболки таки действительно может быть не лучший товар для интернета (например)
Спасибо, что написали, было интересно прочитать, мы как раз с партнером делаем omni-channel проект в Штатах и Канаде, 100% онлайн… узнаем много нового в процессе :-)
Андрей Л. (Гуру Хренов),
omni-channel — это чего такое?
тоже напиши свой путь, интересно почитать
как-нибудь напишу, если будет чем похвастаться
Omni-channel — это когда один и тот же товар продается на всех площадках — свой сайт, фейсбук, амазон и т д
и треть миллиона просмотров ютюба
и десятки тысяч посещений судя по карте мира
но за 5 лет не заработано ни копейки за информацию
ни донаты ни готовые формы оплат
ни номер кошелька в ютюбе
ничего не монетизировалось
поэтому всегда скептически читаю
про продажи через интернет якобы стабильные
хотя в начале века продавал двд по 10 долларов
по почте и там математика проста:
есть шайба двд записанных — нету денег
продана шайба двд записанных хоть за год — есть деньги
донат и МЫ donate & WE
В городках по 20 тыс населения нужны пункты выдачи товара от больших магазов. Там сколько нибудь большой магаз держать не выгодно.
У меня в таком городишке пункт выдачи товаров от большого инет-магаза запчастей. Снимаю четыре квадрата. Сидит человек. В чистом виде, в зависимости от сезона, 50-80 тыр. в месяц.
DHS открыл магаз на 800 кв.м. Зал пустой почти всегда. Ситилинк открыл пункт выдачи. Обслуживает один чел. Площадь 20 кв. Наблюдаю, кто из них раньше закроется.
Предлагал знакомым открыть по франшизе от валдбериса. Очкуют. А мне самому уже ленно.
Сейчас надо лезть под раскрученные бренды. Крутить своё дорого и долго.
Создавать интернет-магазин нужно только в одном случае — вы умеете продавать что-то лучше, чем ваши конкуренты. Лучше — это значит умнее, дешевле, быстрее, удобнее, веселее и т.д.
В вашем случае совершенно очевидно, что для создания интернет-магазина нет никаких причин.
Есть страницы просвещенные там каждому городу где пишут новости или обсуждают что то. Вот через них и стоило делать рекламу.
По мне делать инет магазин с футболками да и ещё в глубинке занятие аховое, проще через соц.сети.
Сторонним профи часто вообще по-барабану, какие там у бизнеса продажи и отдача от рекламных кампаний, он сделал свою незначительную часть и забыл про ваш сайт.
P.S.: Сам в недалеком прошлом занимался поддержкой инет-магазинов и наблюдал всю эту хрень от первого лица. Совершенно точно могу сказать, что без надежного спеца (админа, кто будет его сопровождать) за проект лучше не браться. Фрилансеры и студии обувают заказчиков только так! Автору поста еще повезло, что он соображает в некоторых вещах типа «воронки продаж» и знает, что такое боты, веб-визор и прочее; а многие же вообще ни бум-бум!
По хорошему, нужно было, конечно, сначала посчитать почем будет выходить продажа 1 маечки вам и клиенту, выгодно ли это продавцу и клиенту. И уже тут подумать.
Тем не менее, иметь сайт-каталог с привязкой к онлайн картам тоже полезно, плюс уникальный контент, который можно использовать в продвижении через соцсети, так что не все деньги в потери.
За идею с смс по износу — респект!