Газировка попала в сладкий капкан
Всемирная организация здравоохранения рекомендует употреблять не более 25-50 гр. сахара в день. В суточную норму входит и тот сахар, который мы употребляем вместе с едой.
Согласно статистике 2015 года от Euromonitor, топ-10 стран с наибольшим количеством потребления сахара в день на человека выглядит следующим образом:
Абсолютные лидеры этого рейтинга – жители Америки. Среднестатистический американец употребляет ежедневно по 21 чайной ложки рафинированного сахара. Примерно треть «сахарных инъекций» (33%) содержат в себе сладкие безалкогольные напитки. Из 21 ложки сахара 15 попадают в организм именно с ними.
Естественно эта статистика уже давно на слуху, и, возможно, переломный момент наступит очень скоро. По данным последних опросов, 70% американцев в той или иной степени обеспокоены уровнем сахара в своем рационе, почти половина из них стремится заменить сахар на более безопасные аналоги (стевия, агава и др.) и стараются избегать искусственных подсластителей. 22% опрошенных заявили, что стремятся сократить потребление сахара в целом. При этом по мнению респондентов наиболее вредными продуктами являются газированные напитки, соки, конфеты, соусы, консервированные фрукты и ароматизированный кофе.
Итак, рассмотрим пять крупнейших компаний – производителей безалкогольных напитков, акции которых торгуются на Санкт-Петербургской бирже:
The Coca-Cola Company (SPB: KO)
Как утверждает сама Coca-Cola, название его заглавного бренда является вторым по узнаваемости словом в мире после «Ок». Действительно, этот бренд в представлении не нуждается, но так ли хорошо идут у него дела? Пять лет назад усиливающаяся тенденция к здоровому питанию в США и в мире привела к тому, что рост доходов замедлился настолько, что руководство начало предпринимать экстренные меры по повышению маржинальности бизнеса и диверсификации продуктовой линейки. Так продуктовое портфолио компании пополнилось соками, чаем, энергетическими напитками и кофе. Однако газировка Coca-Cola до сих пор остается флагманским продуктом, прибыль от которого составляет около половины годового дохода. Подразделения компании стараются изо всех сил удержать стабильный рост продаж, иногда даже нарушая собственные договоренности (история с Monster Beverage ниже по тексту). В любом случае обширная дистрибьюторская сеть, мощный маркетинг и сильный бренд позволяют компании легко адаптироваться к новым обстоятельствам, выводя на рынок новые продукты и модифицируя старые. Кстати, Berkshire Hathaway Уоррена Баффета по-прежнему является основным акционером The Coca-Cola Company.
В третьем квартале чистая выручка выросла до $9,5 млрд, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
PepsiCo, Inc. (SPB: PEP)
Пепси покорил страну Советов в 70-х годах ХХ века и с тех пор успешно конкурирует со своим главным соперником – Coca-Cola. Историческое противостояние между компаниями всегда было жестким. В 1934 году чтобы поднять продажи, «Пепси» начали продавать в бутылках вдвое большего размера (12 унций ≈ 360 мл), чем Coca-Cola, но за ту же цену (5 центов). В 2005 году впервые за 112 лет конкуренции рыночная капитализация PepsiCo впервые превзошла капитализацию Coca-Cola Company. Однако в этом есть доля лукавства, поскольку прибыль от продаж Пепси составляет лишь малую часть дохода компании. Линейка холодных напитков PepsiCo представлена 22 брендами, среди которых соки Tropicana, газировка Mountain Dew, 7UP и Merinda, Lipton iced tea и Starbucks Bottled Frappuccino. Доля прибыли от совокупных продаж всех напитков в 2018 году составила лишь 46%. Большую часть дохода PepsiCo получает за счёт снекового подразделения: 36 брендов во главе с чипсами Lays и Cheetos.
Крупнейшими инвесторами в PepsiCo являются две самые известные инвестиционные компании: The Vanguard Group, владеющая 8,48% акций, и BlackRock Institutional Trust Company, владеющая 6,71% акций.
3 октября компания отчиталась за 3 квартал 2019 года, по итогам которого прибыль составила $17 188 млн, что на 4,26% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Keurig Dr Pepper Inc. (SPB: KDP)
История компании Keurig Dr Pepper началась в 80-х годах с производства чая, кофе и какао, который они продавали ресторанным и ритейловым сетям под лейблом Green Mountain Coffee Roasters. В 1993 году компания начала инвестировать в стартап Keurig, который занимался разработкой капсульной кофемашины, а в 2006 году — полностью поглотила и выкупила бренд Keurig. Сейчас это подразделение делает компактные приборы для приготовления напитков дома: чая, кофе и какао. В прошлом году Keurig совместно с AB InBev (SPB: BUD) сделали машину для домашнего производства коктейлей и пива. Машина может перемешать, взболтать и газировать напиток. В 2018 году Keurig Green Mountain приобрела Dr Pepper Snapple Group, положив начало существующей компании. Интересный факт: несмотря на то, что газировка Dr Pepper вынесена в название компании, она не обладает полными правами на этот бренд. В большей части Европы права на имя принадлежат Coca-Cola Company, а в Польше, Австралии, Новой Зеландии и Канаде – PepsiCo. Такая же ситуация с 7Up: KDP владеет правами на бренд только в США.
Чистая прибыль Keurig Dr Pepper Inc. во втором квартале 2019 года увеличилась до $314 млн, что на 278% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая разница в прибыли во многом связана со слиянием с Maple Holdings Parent Corp. в июле 2018 года, которое сделало Keurig Dr Pepper четвертой по величине американской компанией по производству напитков. Отчетность за третий квартал ожидаем 7 ноября до открытия рынка.
Monster Beverage Corporation (SPB: MNST)
Крупнейший производитель энергетических напитков (бренды Burn, Monster Energy) в последнее время у всех на слуху в связи с нашумевшем скандалом с Coca-Cola. В 2015 году Coca-Cola выкупила 15% акций компании, заключив при этом партнерское соглашение, согласно которому Coca-Cola приобрела право собственности на соковую продукцию и газированные напитки (то есть все неэнергетические бренды Monster Beverage), в обмен на свои бренды энергетических напитков. Правда, в 2019 году вопреки договоренностям на европейском рынке вышел энергетик Coca-Cola Energy. Это событие значительно пошатнуло позиции Monster Beverage и отрицательно сказалось на котировках.
В начале августа компания опубликовала отчетность за второй квартал. Чистый объем продаж во втором квартале 2019 года показал рост на 8,7% и составил $1,10 млрд по сравнению с $1,02 млрд за аналогичный период прошлого года.
National Beverage Corp. (SPB: FIZZ)
Пятый по величине производитель сладких напитков в США. Управляет 15 различными брендами напитков, преимущественно фруктовых и диетических. За последний год компанию сотрясал ряд судебных разбирательств, которые по большей части не были связаны непосредственно с продуктами или клиентами. Однако эта волна негатива токсично отразилась на имидже в целом и на продажах в частности. За плохую отчетность National Beverage Corp. весьма забавно оправдывалась в официальных пресс-релизах:
«We are truly sorry for these results stated above. Negligence nor mismanagement nor woeful acts of God were not the reasons – much of this was the result of injustice!»
5 сентября компания отчиталась за первый квартал 2019 года. Чистый объем продаж составил $263,6 млн, что почти на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.