Илья Коровин
Илья Коровин личный блог
11 ноября 2019, 10:59

НАУФОР и ЦБ высказались по ситуации апреля и декабря 2018-го года.

Как я понял, многие на Смартлабе не в курсе  данного процесса, поэтому решил копирнуть  сюда то, что я писал в ФБ по этому вопросу :

Продолжается переписка Банка России и НАУФОР по поводу ситуации принудительного закрытия брокерами позиций клиентов на срочном рынке Московской Биржи в апреле и декабре 2018-го года и необходимости внесения изменений в нормативные документы, чтобы таких ситуаций не происходило впредь.
И более того, в этой переписке диагностируется все больше проблем, приведших тогда к убыткам участников рынка. Причем, практически все как новые, так и старые аргументы НАУФОР и ЦБ местами чуть ли не дословно повторяют все те аргументы, что я говорю по этой ситуации в судах и в СМИ в последние 1,5 года.

Так, в письмах Банка России и НАФОР от 3 и 7 октября в качестве причин катастроф 2018-го года указывались только проблемы на уровне брокеров, а именно :
1. “Несвоевременное принудительное закрытие брокерами позиций клиентов”©
2. ”Отсутствие в регламентах брокеров единообразного и формализованного подхода к закрытию позиций клиентов”©
3. А также указывалось, что “в настоящее время Регламент в большей степени служит инструментом ограничения ответственности Брокера, наделяя Брокера обширными правами “©
(подробно с первоисточниками можно ознакомиться по ссылкам вот тут https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2476092425947485&id=100006402543190  https://www.kommersant.ru/doc/4119370…)

Однако, в последующей переписке, в частности в письме НАУФОР от 16 октября ( ссылка тут - http://naufor.ru/tree.asp… ), мы видим обнажение новых проблем, причем уже не только на уровне брокеров, но на уровне НКЦ и Биржи, а именно:

1. “Неоптимальный подход к установлению клиринговой организацией минимальных ограничительных уровней ставок рыночного риска риска в условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке” © То есть –проблемы НКЦ в установлении планок и размера ГО в кризисных ситуациях апреля и декабря2018-го, о чем я говорил много раз.
2. “В целях снижения возможности повторения соответствующих негативных последствий необходимо усовершенствовать прозрачность и предсказуемость изменения уровня гарантийного обеспечения на организованном срочном рынке.© Что ставит под сомнения утверждения брокеров и Биржи о том, что механизм расчета ГО прост и понятен для конечного потребителя.Это конечно же СОВЕРШЕННО НЕ ТАК, я об этом говорю постоянно. И очень отрадно, что Регулятор наконец обратил на это внимание.
3. “Представляется целесообразным вернуться к обсуждению вопроса о границах распространения требования о лучших условиях исполнения поручений в отношении сделок, совершаемых брокером для закрытия позиций ( ….)поскольку, в ситуации сильной волатильности одновременное закрытие позиций большого числа клиентов может привести к увеличению волатильности и создать предпосылки к нарушению стабильности всей финансовой системы. “© Более того – я подробнейшим образом описывал этот механизм самосрабатывающего обрушения устойчивости фин.системы из-за несовершенства регламентов Биржи и Брокеров в вопросе планок, поднятия ГО и принудительного закрытия. В частности, описывал в статье в газете Деловой Петербург в августе сего года, в преддверии рассмотрении иска моих клиентов к БКС, НКЦ и Бирже в Арбитражном Суде г.Москвы (https://www.dp.ru/a/2019/08/01/Reglament_birzhi_mnozhit_ri…).

Кроме того, из переписки следует, что сейчас на базе НАУФОР создается рабочая группа, (в том числе с привлечением специалистов из Банка России), по внесению изменений в существующие и возможно –создание новых нормативных документов, для решения вышеописанных проблем и устранение на будущее повторения катастроф апреля и декабря 2018-го года. С одной стороны -это все чрезвычайно обнадеживает, с другой стороны –есть обоснованная тревога по поводу того, чем в итоге закончатся эти инициативы Регулятора и СРО, поскольку решать проблему в основном предстоит именно тем людям из брокерской среды, кто прекрасно знал о ее существовании все эти годы и был либо не в состоянии ее решать, либо был в этом не заинтересован.Хотя о наличии этих проблем я лично ( и не только я) предупреждал многократно начиная еще с 2014 го года и в статьях и в докладах на самых представительных профессиональных форумах. В итоге, какой бы не была истинная причина многолетнего отсутствия решения этих проблем, есть большие сомнения в том, что можно продолжать делать тоже самое, что и раньше, силами тех же людей, что и раньше, и надеяться на иной результат.

Отчасти, проблема представляется мне еще и в том, что обычно при вынесении решений по подобым вопросам, в дискуссиях принимают участие только представители брокеров и биржи( достаточно посмотреть на соcтав подобных комиссий и рабочих групп), а у участников рынка возможности участия в обсуждении нет.Что довольно странно, учитывая, что брокеры естественным образом лоббируют свои интересы при вынесении всех подобных решений и их обсуждений, а их интересы зачастую прямо противоположны интересам их клиентов.Так стоит ли удивляться тому, что существующая нормативная база катастрофическим образом смещена в сторону наличия прав брокеров практически на ЛЮБЫЕ действия в отношении счетов их клиентов в кризисные моменты, при этом – не наделяя их практически никакой ответственностью за результат реализации этих своих прав?

И разве не было бы логичным, чтоб интересы участников рынка учитывались уже ПРИ СОСТАВЛЕНИИ подобной нормативной базы, путем прямых консультаций и непосредственного участия представителей клиентов брокерских компаний в соответствующих рабочих группах по выработке этих норм? Кто как не участники рынка знают каким образом те или иные особенности действий и нормативной базы Биржи, НКЦ и брокерских компаний, влияют на практические условия осуществления ими биржевой деятельности? Не пора ли наконец спросить мнение людей “с другой стороны прилавка” – непосредственно потребителей всей этой нормативной базы, а не только посредников между ними и Биржей?


Более того, предлагаемые изменения напрямую касаются не просто срочного рынка, а во многом – именно опционной его части, что предъявляет дополнительные требования к квалификации и практическому опыту людей, кто будет принимать решения о новых правилах и изменениях, касаемых регулирования торговли таких специфических инструментов, как опционы, в которых квалифицированных специалистов-практиков на порядки меньше, чем в других инструментах.

Таким образом, я призываю всех неравнодушных участников как в целом срочного, так и частности — опционного рынка, особенно имеющих богатый практический опыт прохождения через кризисные ситуации на нашем рынке – не оставаться в стороне от данного процесса, а постараться донести до Регулятора свои обоснованные мнения и возможно – мы сообща сможем повлиять на то, чтоб абсолютно правильные и справедливые инициативы Банка России не вылетели в свисток и не были замылены на уровне принятия конечных нормативных актов.

Можно конечно продолжать критиковать систему и одновременно ждать, что она все за вас решит в ваших интересах – но это не логично и не конструктивно. Банк России сделал шаг навстречу участникам рынка ( не в первый уже раз, кстати), четко показывая заинтересованность решить вышеописанные проблемы. И я считаю, наша задача –помочь ему ответным движением в вопросах конкретных предложений по реализации решения этих проблем. Без ругани и излишней рефлексии, а конструктивно и профессионально. Как считаете?


UPD.В комментариях спрашивают, какие конкретные предложения. Лично я предлагаю следующее (хотя у сообщества могут быть и свои мнения):

1. Четкость и прозрачность правил поднятия ГО. Чтоб у этого поднятия были ограничения, не приводящие к катастрофам, как в 18-ом году.В идеале -ГО должно быть максимально неизменным и подниматься только в САМЫХ крайних случаях и ограниченно (и только заранее, например перед длинными выходными, а не постфактум когда движение уже произошло).Отдельно нужно проработать вопрос по планкам, в идеале -они не должны приводить к поднятию ГО вообще.

2. Четкость и прозрачность правил по закрытию клиентских позиций брокером (причем жел-но, чтоб эти правила учитывали разные стратегии и особенно- разные инструменты, так как риски в опционах отличаются от рисков в линейных активах).

3. Ответственность брокера, если он нарушил правила закрытия и/или допустил снижение активов клиента более, чем размера средств клиента. То есть -чтоб не было долгов клиента перед брокером.Если брокер допустил долг -то списывает его (в идеале).Полномочия брокера на закрытие позиций можно при этом даже расширить ( при условии четкости и прозрачности), но с учетом наличия ответственности.

4.Более жесткие правила для ММ-ейкеров на поддержание ликвидности рынка.Не должно быть ситуаций, когда ММ-ейкеры пропадают из стаканов полностью ( как минимум по самым ликвидным инструментам такого быть не должно)

Если эти четыре пункта (или как минимум 2 первых) будут реализованы, то все остальное будет только лучше. Если это приведет к тому, что ГО будет изначально высоким, то в этом нет ничего страшного, главное чтоб ГО было максимально стабильным.Это безусловно приведет к снижению рисков на срочном рынке, это приведет к снижению активности геймблеров, но это однозначно приведет на рынок более серьезные осторожные деньги (которые по умолчанию всегда бОльшие, чем спекулятивные) и повысит ликвидность. Четкость, прозрачность и максимальная стабильность ГО — вот три кита, на которых будет выстраиваться ликвидность срочного рынка.

А снижение кол-ва геймблеров и излишних рисков-это только благо, и кстати полностью укладывается в инициативы регулятора по защите прав частных инвесторов и ограничение их от рискованных инструментов.Подняв и застабилизировав ГО — риски на срочном рынке снизятся автоматически, даже без всяких дополнительных законов, аттестаций и контроля.

235 Комментариев
  • Тимофей Мартынов
    11 ноября 2019, 11:01
    плюсанул
  • KarL$oH
    11 ноября 2019, 11:08
    Таким образом, я призываю всех неравнодушных участников как в целом срочного, так и частности — опционного рынка, особенно имеющих богатый практический опыт прохождения через кризисные ситуации на нашем рынке – не оставаться в стороне от данного процесса, а постараться донести до Регулятора свои обоснованные мнения и возможно – мы сообща сможем повлиять на то, чтоб абсолютно правильные и справедливые инициативы Банка России не вылетели в свисток и не были замылены на уровне принятия конечных нормативных актов.

    Я помню твой сериал еще с апреля 2018 года, напомни в двух словах хотя бы краткое изложение предыдущих серий. Где можно почитать?

    У тебя был ушлепошный брокер БКС, я правильно понимаю? Когда они зарезали позы, какая была плановая чистая позиция? -50% от стартового капитала или еще раньше?
  • минусанул
  • FZF
    11 ноября 2019, 11:16
    Всё это кончится тем, что ГО изначально будет в 5 раз выше. У разработчиков техники есть такой термин «защита от дураков». Попытка нанести урон «системе» закончится тем, то «система» введет ограничения для всех участников, поскольку определить неадекватов на начальном этапе не имеется возможности.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн