Часть I Технологический ландшафт в постоблачную эпоху
Глава 1 От облака к матрице
В этой вводной главе мы объясняем, почему, на наш взгляд, мир вступает в постоблачную эпоху.
это будет уже не облако удаленных услуг, а всеобъемлющая матрица возможностей, отражающая весь спектр человеческой деятельности. Эта обширная социальная инфраструктура быстро превращается в мировой экономический центр притяжения, к которому должен приспособиться каждый бизнес. Хотя некоторые тенденции и динамика, представленные в этой главе, могут быть знакомы читателю, они являются основой для последующих размышлений.
Появляются новые слова для описания новых реалий
новые слова отражают новые реалии.
изображенный выше символ матрицы предназначен для подчеркивания того, что высокоэффективные горизонтальные сервисы сегодня пересекают традиционные вертикальные отраслевые наборы процессов. (Рассматривались и другие названия: сетка, решетка, метавселенная и цифровое полотно).
Матрица вберет в себя бóльшую часть нашей деятельности и повлияет даже на то, как мы видим и воспринимаем себя. Мы считаем, что использование новой терминологии поможет лучше разглядеть грядущие изменения.
Матрица изменяет характер обновления, функционирования и конкуренции
Как дороги, телефоны и электричество питали экономику XX в., так и интеллектуальная цифровая инфраструктура будет лежать в основе общества XXI в.
Матрица позволяет нам рассматривать эту инфраструктуру с двух точек зрения.
Во-первых, это переход от преимущественно вертикальных бизнес-структур к горизонтальным. В XXI в. фирмы все чаще полагаются на высокоэффективные горизонтальные, межотраслевые возможности. Крупнейшие межотраслевые компании, такие как Google, Amazon, Facebook, Apple и Microsoft, стали самыми дорогими в мире.
Во-вторых, горизонтальные слои матрицы формируются благодаря периодическим волнам инноваций: общедоступный интернет, всемирная паутина, эра облачных/социальных/мобильных технологий, а сейчас – машинный интеллект и автоматизация. Каждый предыдущий слой приводил к открытию новых способов использования технологий и появлению революционных компаний.
Существующие компании смогут разработать эффективные матричные стратегии. Но, серьезные сдвиги в социальной инфраструктуре часто приводят к появлению новых отраслевых лидеров. Не каждая компания сможет стать частью постоблачного будущего.
Матричные инновации берут начало на потребительском рынке
Как показано на рисунке, матричные инновации в настоящее время все больше берут начало на потребительских рынках и распространяются снизу вверх с точки зрения масштаба, финансирования и операционной практики. Таким компаниям, как Google, Facebook, Amazon и Netflix, нужно постоянно разрабатывать новые технологии и методы обслуживания своего миллиардного рынка пользователей.
Как мы покажем в главе 2, наша потребительская деятельность привела к появлению больших данных, которые в свою очередь создали условия для развития технологий глубинного обучения.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что объемы данных, генерируемые сотнями миллиардов, а потом и триллионами устройств, подключенных к интернету, в конечном итоге затмят информацию о потребителях.
Добавляется новый слой интеллекта и автоматизации
формирование матрицы происходит не сразу и имеет четкие этапы.
Но учитывая, что последние поколения скептиков неизменно промахивались, нам следует с осторожностью относиться к мнению третьего.
Вложения в построение матрицы — крупнейшая инвестиция нашего времени
на долю компаний матрицы в настоящее время приходится более половины суммарной рыночной капитализации ведущих компаний США. Информационные технологии так же важны для экономики ХХІ в., как автомобили, ископаемое топливо и финансовые услуги для ХХ в.
Инфраструктуру матрицы ожидают еще более масштабные инвестиции. Мы все еще находимся на раннем этапе использования датчиков, умных продуктов, беспилотных транспортных средств, персонализированной медицины, интернета вещей и других технологий, генерирующих большие объемы данных. Именно поэтому нам потребуются куда большие вычислительные мощности и пропускная способность двусторонних каналов связи. Многие эксперты считают, что закон Мура сохранит свою актуальность еще минимум десятилетие. Это, в свою очередь, обостряет необходимость разработок в области квантовых вычислений у другой ИТ-экзотики.
К сегодняшним матричным предпринимателям следует относиться как к современным Эдисонам и Тесла.
Новые способы создания стоимости стабильно переходят в матрицу.
Перемещение источников стоимости и прибыли с давних пор является характеристикой меняющихся рынков технологий.
Сегодняшняя волна матричных инноваций ведет к миграции источников стоимости практически во всех секторах. Источники стоимости в автомобилестроении, например, смещаются в сторону программного обеспечения и мобильных услуг. Точно так же источники стоимости в здравоохранении переходят в сферу периферийных устройств, обработки медицинских изображений и других данных; в рекламе — в сферу социальных и других цифровых сетей; в оценке удовлетворенности потребителей — в сферу онлайн-рейтингов; а в военном деле — в сферу киберпространства и автономных боевых систем.
Мы призываем организации попытаться понять, как источники стоимости перемещаются в матрицу в их секторе и как можно воспользоваться происходящими изменениями. Эти вопросы будут рассмотрены подробнее в главах 4 и 5, где основное внимание уделяется использованию конкретных платформ и возможностей матрицы.
Интеллектуальные матричные сервисы охватят практически все
Заглядывая в будущее, можно утверждать, что ИТ-поставщики постараются создать бесплатные матричные сервисы практически для любого вида человеческой деятельности.
Практически все функции, перечисленные на рисунке, используются миллиардами людей, а соответствующие технологии, таким образом, могут стоить миллиарды долларов. Экономия за счет масштаба помогает понять, почему, например, в 2016 г. Microsoft выложила порядка $300 млн за SwiftKey, крошечную британскую фирму по прогнозированию нажатий клавиш. Даже мельчайшая часть матрицы может оказаться чрезвычайно ценной. Осознание этого питает в значительной мере современную индустрию венчурного капитала.
Все сервисы, представленные на рисунке выше, можно рассматривать как строительные блоки будущих систем более высокого уровня с возможностями, которые мы даже не можем представить себе сейчас.
Просто задумайтесь о том, как Uber объединила существующие смартфоны, GPS-карты, платежные API и облачные серверы и преобразовала индустрию такси.
Компании матричной платформы обычно играют по совершенно другим правилам
Матричные компании являются настолько прорывными, что обычно играют по совершенно другим правилам, перечисленным на рисунке. Взятые вместе, эти стратегии приводят к появлению самых успешных бизнес-моделей. Например, у матричных фирм зачастую облегченные активы (и баланс) — у Uber нет собственных транспортных средств, а у Airbnb — гостиничных номеров. Google и Facebook в сущности не генерируют контент. Их затраты являются переменными, а предельные затраты фактически нулевые.
Но самые большие отличия по-прежнему финансовые. Из-за сильного сетевого эффекта и экономии за счет масштаба интернет-рынки строятся по принципу «победитель получает все», когда львиная доля прибыли достается одному лидеру. Кроме того, многие матричные компании могут позволить себе модель «прибыль потом». Посмотрите на Amazon, которая на протяжении большей части своей истории работала практически без прибыли, что позволило ей давить на некогда могущественную Walmart.
В каждой отрасли существуют многочисленные многообещающие матричные игроки
Google, Apple, Facebook и Amazon (иногда совместно называемые GAFA) располагают практически неограниченными финансовыми ресурсами и поэтому не имеют реальных границ для своих амбиций.
Внизу каждого столбца находится крупная китайская фирма. Поскольку Китай стимулирует развитие собственных матричных компаний, каждому из американских гигантов обычно соответствует прямой китайский аналог. Например, Amazon — Alibaba, Uber — Didi, Facebook — Tencent, Google — Baidu, Apple — Huawei. Если на своей территории Китай успешно держит американских лидеров под контролем, то перспективы его фирм за пределами страны остаются туманными.
Каждая страна стремится создать собственную «правильную» матрицу
Как будет показано в главе 11, мы движемся к менее глобальной, более многополярной матрице с повышающимся уровнем национального протекционизма, цензуры и других видов контроля.
Матрица станет основой экономики ХХІ в.
Рисунок показывает наше представление о прорыве в экономике, связанном с технологическими эпохами.
Сейчас мы входим в эпоху постепенного развертывания матрицы.
ИТ-индустрия существует всего лишь 50 лет, и с учетом экспоненциального развития технологий следующие полвека, скорее всего, принесут значительно больший результат. Но, как бы это чудесное технологическое будущее ни называлось, можно с уверенностью сказать, что оно не будет «облачным».
В какой мере все это касается вас?
Для людей ключевой вопрос заключается в том, насколько важны технологии для карьеры и будущего. Хотя ответы на этот вопрос могут быть разными, специалисты с цифровыми навыками уже пользуются существенными преимуществами при трудоустройстве. В главе 9 мы покажем, что эти преимущества будут только расти по мере того, как ИТ-инновации распространяются на человеческую платформу.
Для компаний и людей, которые решили стать частью нового мира, 2020-е гг. представляют захватывающие возможности.
Это похоже на фильм «Матрица», где Морфеус ставит Нео перед выбором: «Назад дороги нет. Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и будешь верить во что хочешь. Примешь красную — останешься в стране чудес, и я покажу тебе, насколько глубока кроличья нора».
Электронная книга https://t.me/kudaidem Подпишитесь- будьте в курсе.