Пока страна отсиживается дома, а американский рынок штормит, российские участники рынка обновляют внутридневные рекорды торгов. Во вторник, 7 апреля, оборот иностранными ценными бумагами на Санкт-Петербургской бирже превысил $491 млн (см. пресс-релиз). Мы, в свою очередь, продолжаем изучать компании, к которым в связи с эпидемиологической обстановкой сейчас приковано всеобщее внимание. Сегодня на очереди авиаперевозчики.
Стремясь предотвратить или минимизировать распространение вируса, страны Европы и Азии свернули практически все пассажирские авиаперевозки, оставив только грузовые. США не пошли таким путем. Руководство страны не стало принимать кардинальных мер, решив ограничиться только запретом на въезд в страну для европейцев. Сейчас, когда эпидемия в США набирает обороты, рекомендации оставаться дома уже никто не игнорирует. Несмотря на то, что жестких ограничений на общегосударственном уровне (за исключением некоторых штатов) не вводилось, американцы предпочитают не пользоваться услугами авиакомпаний без серьезной необходимости. Спрос на авиабилеты упал практически до минимальных значений.
На графике P/ASM* показано отношение значения индекса NYSE ARCA AIRLINE (XAL) и суммарной провозной мощности всех авиакомпаний США (располагаемые кресло-мили или ASM). В начале апреля мультипликатор достиг минимальных значений за всю историю сбора данных Бюро транспортной статистики США.
*ASM — доступные кресло-мили (available seat miles). Показатель провозной мощности авиакомпании. Рассчитывается путем умножения количества кресел во всех самолетах компании на количество миль, которое эти самолеты преодолели за отчетный период.
На Санкт-Петербургской бирже торгуются акции 8 американских авиакомпаний и 2 адр на акции китайских авиаперевозчиков. В этом материале мы сравним компании по основным параметрам и мультипликаторам, а так же посмотрим, как они и отреагировали на ограничения на полеты и снижение спроса.
Эффективность авиакомпаний США
На следующем графике посчитана разница между отраслевыми показателями дохода компании на доступные кресло-мили (Revenue per ASM — RASM) и затратами компании на доступные кресло-мили (Cost per ASM — CASM). Естественно, что график не учитывает ситуацию на рынке, которая сложилась в связи с эпидемией.
*По данным авиакомпаний
*По данным авиакомпаний
Southwest Airlines Co (SPB: LUV)
Авиакомпания с полувековой историей специализируется на пассажирских авиаперевозках внутри страны. Штат насчитывает более 60 тысяч сотрудников, которые стремятся поддержать высокий уровень сервиса для 130 миллионов пассажиров. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы в 102 пункта назначения в США и еще в 10 стран. В пиковые сезоны путешествий Southwest осуществляет более 4000 рейсов в день. Важно отметить, что авиапарк компании состоит исключительно из самолетов марки Boeing, по этой причине Southwest понесла серьезные финансовые и репутационные издержки, когда в 2019 году один из самолетов бренда, Boeing 737 MAX, потерпел крушение. Сейчас компания владеет 34 самолетами этой модели и до авиакатастрофы планировала удвоить их количество. В данный момент Southwest судится с Boeing, рассчитывая получить компенсацию.
Однако, даже с учетом убытка из-за вывода из эксплуатации новых самолетов, 2019 год был для компании рекордно прибыльным. Операционная выручка в 2019 году составила $22,4 млрд, на 2,1% больше, чем в 2018 году. Это притом, что около 1,6% выручки компания потеряла из-за заземления своих Boeing 737 MAX.
Вплоть до 12 марта компания сохраняла оптимизм и анонсировала открытие новых направлений. Однако в связи с эпидемией ей уже пришлось приостановить около 1500 ежедневных рейсов, что составляет около 40% от ее расписания. Как и другие авиаперевозчики, она страдает от отсутствия спроса. Компания приостановила прием на работу и выкуп акций, а также урезала зарплату генерального директора на 10%.
Delta Air Lines, Inc. (SPB: DAL)
Delta обслуживает почти 200 миллионов человек ежегодно, летая по более чем 300 направлениям в 50 странах. Является одним из основателей альянса SkyTeam. Партнерство с Aeromexico, Air France-KLM, Alitalia, China Eastern, GOL, Korean Air, Virgin Atlantic, Virgin Australia и WestJet, позволяет компании предоставлять более конкурентные предложения клиентам по всему миру. Более 70% доходов компании приносят внутренние пассажирские перевозки, сосредоточенные вокруг высокодоходных базовых узлов в Атланте, Детройте и Солт-Лейк-Сити, а также прибрежные хабы в Бостоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Сиэтле. В планах Delta на 2020 год – консолидация операций в Токио и развитие приоритетного направления Токио-Ханеда. С 2013 года компания занялась обновлением самолетного парка и начала отходить от политики приобретения подержанных лайнеров.
2019 год стал одним из самых удачных для компании, выручка составила $47 млрд, на 7.5% больше, чем в 2018 финансовом году. Скорректированная прибыль на акцию составила $7,31, на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В связи с эпидемией коронавируса Delta была вынуждена сократить международные авиаперевозки на 20-25%, а внутренние на 10-15%. Согласно отчету самой компании:
United Airlines Holdings, Inc. (SPB: UAL)
Холдинг объединяет две ключевые компании United и United Express, которые вместе выполняют около 4900 рейсов в день в 362 аэропорта на шести континентах. В 2019 году компании холдинга осуществили более 1,7 миллиона рейсов, обслужив в общей сложности более 162 миллионов клиентов. Компания располагает одной из самых обширных в мире сетью маршрутов, основу которых составляют транспортные узлы в США. Компания United располагает 791 магистральным самолетом, а United Express владеет 581 региональным самолетом. United является одним из основателей Star Alliance, который обслуживает 195 стран через 26 авиакомпаний-партнеров.
В 2019 году в результате запрета на эксплуатацию Boeing 737 MAX компания была вынуждена заземлить 14 самолетов этой серии и остановить закупку 16 дополнительных самолетов.
Тем не менее 2019 год стал рекордным для United Airlines по числу перевезенных пассажиров. Выручка за финансовый год составила $10,88 млрд, что на 3,8% больше, чем в предыдущем году.
В связи с эпидемией коронавируса United Airlines объявила, что не будет проводить недобровольные отпуска или сокращения зарплат сотрудников в США до 30 сентября. В начале марта компания сообщила о 20% сокращении рейсов на следующие 90 дней. В понедельник 6 апреля вышла новость о сокращении рейсов из 3 аэропортов: Международный аэропорт имени Джона Кеннеди и LaGuardia в Нью-Йорке и аэропорта Ньюарка. В период с 9 апреля по 6 мая в совокупности во всех трех воздушных портах будут функционировать 13 ежедневных рейсов вместо обычных 271.
American Airlines Group (SPB: AAL)
American Airlines предлагает своим клиентам 6800 ежедневных рейсов в более чем 365 пунктов назначения в 61 страну мира. Ежегодно компания обслуживает более 200 миллионов клиентов. С 2013 года American Airlines инвестировала более 30 миллиардов долларов в развитие и теперь управляет самым молодым авиапарком среди сетевых операторов США. Компания является одним из основателей альянса oneworld®, члены которого летают по более 1 100 направлениям в 180 стран мира.
2019 год был годом планового роста. American Airlines открыла 19 новых гейтов в международных аэропортах Далласа и Дугласа и запланировала дальнейшее расширение. Выручка компании в 2019 году составила $45,8млрд, что на 2,3% больше, чем в 2019 году. Инфографика по итогам 2019 года.
Эпидемия внесла свои коррективы в планы развития, 2 апреля American Airlines опубликовала свой ответ коронавирусу. Этим летом компания приостановит более 60% своих международных перелетов по сравнению с тем же пиковым периодом в 2019 году. Будут сокращены перелеты в Тихоокеанском регионе на 80%, в Атлантике на 65% и в Латинской Америке на 48%. Эти изменения обусловлены значительным снижением потребительского спроса, а также правительственными ограничениями на поездки. До 2021 года отложены запуски новых направлений Филадельфия-Касабланка, Чикаго-Краков, Сиэтл-Бангалор, а также несколько новых зимних направлений. Отменены до 2021 года 25 летних сезонных рейсов.
Alaska Air Group (SPB: ALK)
Alaska Air Group ведет свою историю с 1932 года. В конце 1960-х компания объединилась с авиакомпаниями Alaska Coastal-Ellis и Cordova, легендарными перевозчиками на юго-востоке Аляски, принадлежащими пионерам авиации Shell Simmons, Bob Ellis и Mudhole Smith. К концу 1980-х годов компания увеличились в три раза, летая от Мексики до России. В декабре 2016 года компания приобрела Virgin America и стала одной из крупнейших на Западном побережье. Alaska была первой авиакомпанией в Северной Америке, которая начала продавать билеты онлайн, и первой в мире, которая позволяла клиентам регистрироваться и распечатывать посадочные талоны через Интернет.
По итогам 2019 года Air Group сообщила об увеличении трафика на 9,4% при увеличении пропускной способности на 4,7% по сравнению с декабрем 2018 года. Коэффициент загрузки увеличился на 3,7 пункта до 85,9%. Операционная выручка компании в 2019 году составила $ 2 228 млрд, что на 8% больше чем в 2018 году.
В связи с эпидемией расписание рейсов на апрель и май будет сокращено примерно на 70%. В начале года компания объявила о 7% увеличении квартальных дивидендов до $0,375 на акцию. Первые повышенные дивиденды были выплачены 5 марта, а 25 марта вышло сообщение приостановке дивидендных выплат. До 30 сентября 2020 года компания снизила заработные платы руководящего состава, так, генеральный директор и президент Alaska Airlines лишились 100% оклада, президент Horizon Air – 50%, остальной руководящий состав недополучит от 20-30% месячного жалования. Приостановлено индексирование заработной платы, производится сокращение рабочих часов для руководящего состава.
Allegiant Travel Company (SPB: ALGT)
Allegiant предоставляет комплексные туристические услуги, сердцем которых является собственная авиакомпания. С 1999 года Allegiant Air развивает туристические беспересадочные авиамаршруты из малых и средних городов США в места для отдыха мирового класса. Базовые цены на авиабилеты компании составляют менее половины стоимости обычного внутреннего билета в оба конца. Через дочернюю компанию идет строительство курорта Sunseeker Resort Charlotte Harbour на юго-западе Флориды. Кроме того, компания владеет сетью семейных развлекательных центров Allegiant Nonstop. В 2020 году компания осуществляет авиасообщение по 512 маршрутам, в 97 малых / средних городах, в 30 мест отдыха. При этом по 94 направлениям у Allegiant вообще нет конкурентов.
2019 год стал самым успешным в истории Allegiant, ей удалось выполнить свой годовой план на 99.96% и увеличить показатели доходности по всем направлениям. Выручка составила $1,84 млрд, что на 10,4% превышает показатель прошлого года. Всего за год услугами компании воспользовалось более 15 млн человек, на 9,2% больше чем в 2018 году.
В феврале 2020 услугами компании воспользовались 1,2 млн пассажиров, на 18,2% больше чем в феврале 2018 года. По словам представителей компании, эпидемия ударила по ним меньше, чем по коллегам по цеху, однако, конечно, не обошла стороной. Из-за снижения спроса Allegiant уже сократила пропускную способность на 15% в апреле и мае, и ожидается, что эта цифра вырастет до 30-35% с последующим дополнительным сокращением. Компания также прекращает деятельность по проектам, не относящимся к авиакомпаниям, включая приостановку строительства Sunseeker Resort Charlotte Harbour и связанную с этим реконструкцию Kingsway Country Club. Семейные развлекательные центры, работающие в Уоррене, Мичигане и Клирфилде, также закрыты.
Spirit Airlines (SPB: SAVE)
Компания выполняет рейсы в 77 пунктов назначения в США, Латинской Америке и Карибском бассейне. Spirit относится к перевозчикам сверхнизкой стоимости, используя тарифные модели, предусматривающие взимание платы за услуги, которые часто включаются в базовую стоимость билетов у традиционных перевозчиков. Пассажиры могут настраивать свой маршрут и выбирать опции за дополнительную плату, что позволяет перевозчику получать дополнительный доход, превышающий 40% от общего дохода. Производительность по времени (on time performance) Spirit одна из лучших в стране, по этому параметру компания догоняет даже Delta.
Выручка Spirit в 2019 году составила $3,830 млрд, это на 15,3% больше чем в 2018 году.
В связи с эпидемией компании пришлось отменить все рейсы из Нью-Йорка, Коннектикута и Нью Джерси. В общей сложности заморожены до 4 мая вылеты из 5 аэропортов в данном регионе.
Hawaiian Holdings, Inc. (SPB: HA)
Hawaiian Holdings, Inc. занимается пассажирскими и грузовыми авиаперевозками внутри Гавайских островов, между Гавайскими островами и США, а также между Гавайскими островами и южной частью Тихого океана, Австралией, Новой Зеландией и Азией (международные маршруты). Компания предлагает прямые рейсы на Гавайи из большего числа городов США, чем любая другая авиакомпания. Опросы потребителей Condé Nast Traveller, Travel + Leisure и TripAdvisor позволили Hawaiian войти в число лучших авиакомпаний, обслуживающих Гавайи. В среднем более 170 рейсов в день из 260 приходятся на рейсы между Гавайскими островами.
В 2019 году услугами авиакомпании воспользовались 11,8 млн пассажиров. Выручка за год составила $2.8 млрд, на 0,18% меньше, чем в 2018 году.
В связи с государственными ограничениями, вызванными эпидемией, компания значительно сократила расписание как внутренних, так и внешних рейсов. На внутренних перевозках остались только ключевые маршруты, необходимые для поддержания базовой транспортной доступности между островами, на внешнем сохранились два рейса в неделю Гонолулу-Лос-Анжелес и Гонолулу-Самоа, чтобы обеспечить базовый уровень доступа за пределами штата.
А еще Китай
Помимо вышеперечисленных компаний, на Санкт-Петербургской бирже можно купить американские депозитарные расписки на акции двух крупнейших авиаперевозчиков Китая: China Southern Airlines Company и China Eastern Airlines Corporation Limited
China Southern Airlines Company
Одна из трех крупнейших авиакомпаний Китая, China Southern выполняет более 3000 ежедневных рейсов в 224 пункта назначения в 40 странах мира. Оператор управляет обширной внутренней сетью в Китае с опорой на два крупнейших хаба в Гуаньджоу и Пекине, а также международными перевозками на Ближнем Востоке, в Азии, Африке, Европе, Северной Америке и Австралии. С 2007 года China Southern является членом альянса SkyTeam. Компания обладает крупнейшим парком и наиболее развитой маршрутной сетью, а также предлагает самую большую пропускную способность среди всех авиакомпаний в Китайской Народной Республике. China Southern Cargo является грузовой дочерней компанией China Southern Airlines, состоит в альянсе SkyTeam Cargo с 2010 года. В настоящее время China Southern Airlines эксплуатирует более 850 пассажирских и грузовых транспортных самолетов.
Выручка компании в 2019 году составила 154,32 млрд юаней, на 7,7% больше чем в 2018 финансовом году.
China Eastern Airlines Corporation Limited
China Eastern Air Holding, расположенная в Шанхае, также входит в тройку крупнейших авиаперевозчиков Китая. Компания стала первой китайской авиакомпанией, котирующейся на фондовых рынках Нью-Йорка, Гонконга и Шанхая в 1997 году. При этом контрольный пакет акций перевозчика принадлежит государству. Компания базируется в Шанхае и играет важную роль в обеспечении внутренних перевозок и обслуживании этого региона, который считается международным финансовым и транспортным центром Китая. В основном China Eastern Airlines ведет деятельность на рынке гражданской авиации, включая пассажирские, грузовые авиаперевозки, доставку авиапочты, обслуживание туристической отрасли и предоставление других транспортных услуг. Компания выполняет рейсы из трех узловых аэропортов в восточном, северо-западном и юго-западном Китае, а именно в Шанхае, Сиане и Куньмине соответственно.
В настоящее время компания управляет парком из более чем 600 самолетов со средним возрастом, менее 5,5 лет, который является одним из самых молодых парков среди крупнейших авиакомпаний мира. Являясь членом альянса SkyTeam, CEA обслуживает более 100 миллионов пассажиров во всем мире. Воздушная сеть CEA в рамках альянса достигает 1052 пунктов назначения в 177 странах.
Выручка компании в 2019 году составила 120,98 млрд юаней, на 4,3% больше чем в 2018 финансовом году.