В условиях остановки целой отрасли корректно сравнить эффективность компаний и провести стоимостную оценку невозможно. Поэтому я решил сопоставить качество круизных компаний по двум аспектам: финансовому балансу до кризиса и возможному сроку погашения долгов в случае возобновления работы на полном объеме. Более подробное знакомство с каждой компанией и её финансовым положением я делал на своем канале в Telegram.
1. С точки зрения «готовности» к трудным временам Carnival выглядел существенно лучше среди конкурентов. Так, отношение его чистого долга равнялось всего 2 против 3-3.5 у Royal Caribbean и Norwegian Cruise Line:
По рентабельности операционной прибыли Carnival немного уступал младшим коллегам, но существенно выигрывал в абсолютных значениях прибыли за счёт гораздо большей занимаемой доли рынка:
2. Для очень упрошенной оценки возможного срока погашения долгов я разделил текущие долги компаний, с учетом всех взятых новых кредитов, на операционную прибыль за 2019 г.:
В дополнение можно привести оценку ежемесячного «сжигания» кэша и запаса денежных средств по обязательным платежам, проведенную Barrons:
Из рассмотренных компаний все три обладают очень большими рисками. Разумеется, маловероятно, что все три представителя обанкротятся и покинут индустрию. Но восстановление финансовых показателей и котировок может занять даже больше, чем сроки погашения новых долгов. Тот же Barrons приводит сроки восстановления отрасли в предыдущие кризисы, достигавшие нескольких лет – а это кризисы, в которых не было остановок на несколько месяцев:
На данный момент я думаю в 1-2 этапа набрать немного акций Carnival со сроком «ожидания» результата более 3 лет.
Данный обзор не является инвестиционной рекомендацией и не может служить сигналом к покупке или продаже тех или иных ценных бумаг. Каждый частный инвестор несет личную ответственность за все свои инвестиционные решения.
Буду рад вашей оценке и комментариям. Помимо статей и разборов компаний я также периодически делюсь практическим опытом семейных инвестиций на разных фондовых площадках мира на своем канале.
Вы хотели купить её тогда по $50? I don't think so.
Вы хотите купить её сейчас по $14 в надежде что вот оно дно, и ниже уже некуда. Есть куда — может $10, может $5, а может $3?
я же написал, что покупать, вероятно, буду в 2 этапа. Я готов взять немного и сейчас, а потом добрать в случае падения.
Полезно помнить простую арифметику: что такое падение на 95%? Это когда актив падает на 90%. А потом еще на 50)))
Дно угадают случайные единицы — я не ставлю такой цели. Я исхожу из принципа, что отрасль вся никуда не денется на горизонте 3-5 лет, и сильнейший игрок на ней должен остаться. С этой точки зрения сегодняшние $14 за бумагу Carnival выглядят неплохо.
Три перечисленных кризиса это кратковременное падение спроса в целом, а не платежеспособности спроса. Нынешний — другой по своей природе. когда ворота откроют выяснится что спрос есть, но платежеспособность его упала. Опять же, если тупо считать, то это значит загрузка будет полной, а выручка снизится.
Чисто из вредности, я самого крупного просто так бы не брал, а глянул бы на возможности перепрофилирования флота или бизнеса в целом или его части у всех трех. может быть там есть кое-что неинтересное. К тому же времени — есть :)