Многие любят сравнительный анализ из-за его простоты и быстроты использования. Достаточно нескольких минут, чтобы понять дорогая или дешевая компания. Но, как и в любом деле, тут также есть свои нюансы, об одном из которых я и хотел бы рассказать в этой статье. Речь пойдет о, наверное, самом известном мультипликаторе P/E.
Сам мультипликатор незамысловат и вычисляется как стоимость всех акций компании, деленная на прибыль компании. Либо же цена акции, деленная на прибыль на одну акцию. Это мультипликатор показывает вам окупаемость ваших инвестиций при неизменности показателей компании, сколько лет вам будет нужно, чтобы полностью вернуть свои вложения. Для примера P/E Tesla 1496, это значит, что если прибыль компании не изменится, то вы окупите свои вложения только через полторы тысячи лет. Что говорит о том, что покупка акций Tesla при текущих значениях, выглядит довольно долгосрочной инвестицией.
Теперь к нюансам. Этот простой мультипликатор можно представить по-другому, через формулу Гордона для сформированных компаний (Tesla не совсем подходит, но на ее примере очень хорошо будет понята вся суть этой статьи). Сама формула выглядит как:
Стоимость всех акций компании = ожидаемые дивиденды в следующем году/(требуемая доходность акционерного капитала – ожидаемый рост прибыли компании)
Чтобы из этой формулы получить P/E, мы должны разделить стоимость всех акций компании на прибыль компании, и тогда мы получим изменение в числителе, где ожидаемые дивиденды буду заменены на коэффициент выплаты (коэффициент выплаты = дивиденды/чистая прибыль компании):
P/E = коэффициент выплаты/(требуемая доходность акционерного капитала – ожидаемый рост прибыли компании)
И получается так, что чем выше ожидаемый рост компании, тем меньше у нас знаменатель, и тем выше получаемое значение P/E. Поэтому растущие компании всегда будут иметь высокое значение этого мультипликатора.
Но как же быть, как сравнивать компании между собой с помощью мультипликатора P/E, или же он плохо подходит для этих целей? Если вы будете просто сравнивать компании посредством этого мультипликатора в лоб, то ничего хорошего вы не получите.
Понимая детально «внутренности» этого мультипликатора, и понимая, какую роль в его конечном значении играет рост прибыли компании, мы можем добавить в свой анализ оценку этого роста для получения более целостной картины. Одним из возможных решений может служить мультипликатор PEG, которые рассчитывается как P/E компании, деленный на ожидаемый рост прибыли. В связке два мультипликатора P/E и PEG будут давать лучшее понимание того, какая из компаний стоит дешевле. Если оба из них у одной компании оказываются ниже, то это хороший сигнал того, что компания недооценена. Если же P/E выше, а PEG ниже, то тут надо учитывать порядок цифр. Например, у нас есть две компании с мультипликаторами P/E и PEG 17 и 15, 0.9 и 2.1 соответственно. Несмотря на то, что у первой компании мультипликатор P/E выше, темпы роста компании значительно выше чем у второй, поэтому невзирая на более высокие показатели P/E, первая компании является более привлекательной.
Больше полезных статей читайте в моем Telegram канале.