На smart-lab.ru было очень много содержательных постов касательно анализа компаний Fix Price и Ozon.ru. Но зачем фокусироваться только на этих компаниях, ведь в мире есть столько интересных вариантов среди компаний в сегменте электронной коммерции и ритейла.
В этом посте речь пойдет о китайском eCommerce гиганте — JD.com.
Чем занимается компания JD.com?
Компания JD.com преимущественно занимается интернет торговлей по модели B2C (business to consumers), т.е. компания закупает у оптовиков различную продукцию, начиная от различной электронной техники, заканчивая одеждой, товарами для дома и многое чем еще и продает ее на своем сайте многомиллионной базе покупателей. Обладая крупнейшим логистическим комплексом по всему Китаю, компания JD.com сама доставляет заказы покупателем прямо до их двери — всегда быстро, всегда надежно.
Еще в далеком 2003 г. (в этот год была эпидемия SARS, тогда так же позакрывались оффлайн магазины, и был введен карантин) основатель компании Ричард Лю увидел будущее за интернет коммерцией. И ровно с того года менеджмент компании JD.com последовательно инвестировал крупные суммы в строительство логистической инфраструктуры и технологии. И можно смело сказать, что сегодня компания JD.com обладает самым крупным и продвинутым логистическим комплексом во всем Китае, который расстилается от Гуанчжоу до Урумчи и Харбина.
Результаты компании JD.com за 2020 г.Кроме этого, количество активных пользователей, которые делают покупки в JD.com только увеличивается. За четвертый квартал 2020 г. аудитория JD.com выросла на 30 млн до 472 млн человек — это рост в размере 30% г/г, а за весь 2020 г. количество пользователей компании JD.com увеличилось на 110 млн человек! Только представьте, это увеличение есть ничто иное, как около 7% всего населения Китая, если оставить только взрослое население, то это доля может доходить до 10-15%, и это только за один год.
Мы знаем, что такое увеличение аудитории не случайно, так как большая часть новых пользователей компании JD.com, а именно 80% — это именно люди из небольших городов, которые только сейчас подключаются к digital миру и начинают делать заказы онлайн. Таких небольших городов/деревень в Китае очень много, и за счет мощной логистической инфраструктуры компания JD.com имеет доступ к ним. Это явное сравнительное преимущество у компании JD.com, за счет чего она обгоняет своих конкурентов.
Но что еще главное, это то, что активность покупателей у компании JD.com значительно выросла. В 2020 г. по сравнению с 2015 г. средняя выручка с одного пользователя выросла в 5 раза! Т.е. компании JD.com не только удается увеличивать количество новых пользователей, но и повышать среднюю выручку с одного пользователя. Оба фактора отражаются в стремительном росте выручки компании.
Что касается структуры выручки компании JD.com, то здесь все идет по плану. Рост выручки, которая компания JD.com получает от предоставления услуг за 4 квартал составил 53% — туда входят маркетплейс, маркетинговые услуги и логистика, а рост выручки от продажи продукции B2C составил 28%. Доля услуг в общей выручке компании увеличивается, если в 2019 г. эта доля составляла 11%, то в 2020 г. эта доля уже составила 14% — на 3% больше.(1) Во-первых, оптимизации затрат. Компании JD.com удается привлекать новых пользователей с меньшими затратами на рекламу, также JD.com успешно управляет своим движимым и недвижимым имуществом, и оно поистине громадное;
(2) Во-вторых, компания JD.com с каждым годом получает более выгодные цены от поставщиков продукции, так как объем закупаемой продукции очень и очень большой, и он с каждым годом растет, и здесь действует эффект от масштаба — чем больше продукции компания закупает, тем меньше стоимость одной единицы продукции;
(3) В-третьих, компания JD.com классно оптимизирует свои затраты на развитие новых инновационных инициатив и уменьшает расходы на расширение сегмента логистических услуг.
Как ожидается, операционная маржа компании JD.com будет увеличиваться и дальше.
Что мы получаем в итоге — бешеный рост, умноженный на увеличение операционной маржи, а также грамотное управление оборотным капиталом помогли компании удвоить операционные денежные потоки в 2020 г. с 20,5 млрд юаней до 42,6 млрд юаней. Эти деньги компания JD.com будет реинвестировать обратно в свое развитие — как всегда, преимущественно в расширение логистики и технологии.