Выгодное географическое положение – что это значит? Это когда какой-то регион находится на пересечении важных торговых путей. Через него идут потоки товаров, следовательно местные власти и бизнес могут зарабатывать на транзите: брать налоги с грузов, предоставлять услуги.
Так, Древний Израиль во времена Соломона купался в роскоши не только благодаря мудрому управлению своего царя и притоку Офирского золота, но и потому что находился на важном торговом пути – из Египта в Дамаск, а оттуда в Месопотамию и Персию. Этот маршрут назывался Царская дорога. Плюс выход в Средиземное море давал широкие возможности для ведения самостоятельной торговли. Порт Яффа (или в другом произношении Иоппия) существовал уже тогда.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Государство древнего мира Карфаген – прекрасный пример того, как можно стать богатейшей страной не за счёт производства материальных благ, а за счёт торговли ими. Даже в состоянии жёсткой конфронтации с Римом, терпя поражения в войнах, Карфаген оставался богатейшей страной своего времени. Всё благодаря предпринимательской жилке населявших его людей, искусству мореплавания, выгодному географическому положению, контролю над портами и ключевыми торговыми потоками.
Путь «из варяг в греки», путь «из немец в Хазары», Великий шёлковый путь, Янтарный путь из Прибалтики в Средиземноморье. На этих торговых артериях в дальнейшем возникали целые культуры и цивилизации, потому что где процветает торговля, там и жизнь бьёт ключом.
Выгодное географическое положение имеют и Прибалтийские страны: Эстония, Латвия, Литва. Пользуясь выходом к морю, они уже много веков предоставляют услуги по перевалке грузов из России в Европу и обратно. В экономике это называется стивидорные услуги — деятельность портов по погрузке-разгрузке товаров. Европа большая, Россия тоже. Товарооборот в обе стороны даёт Прибалтике большую прибыль, наполняет как казну, так и карманы местных жителей. Попутно загружается и наземный транспорт от фур до железной дороги.
Нет бы жить, богатеть и наслаждаться выгодным географическим положением, но Прибалтика после распада Советского Союза заняла недружественную позицию по отношению к России. Стал возникать закономерный вопрос – а зачем мы своим грузопотоком обогащаем страну, которая так себя ведёт? Ведь у России есть свой выход в Балтийское море. Почему бы не пользоваться им?
Но одного выхода мало. Надо строить сооружения, создавать инфраструктуру для приёма и отправки грузов: причалы, терминалы, склады, подъездные пути. В советские годы этому уделялось мало внимания, потому что грузооборот прекрасно обеспечивали Эстония, Латвия, Литва. Но сейчас развитие портовых мощностей на российской Балтике – важнейшая стратегическая задача, на которую брошены огромные ресурсы. У России тоже выгодное географическое положение. Пришло время им пользоваться.
Наши порты в том регионе – это по алфавиту Выборг, Высоцк, Калининград, Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Все последние годы там идёт большое прибрежное строительство. Его цель – перехватить транзит. Сделать так, чтобы российские компании, торгуя с Европой, использовали отечественные порты для перевалки грузов.
Успехи уже есть. За 10 лет грузооборот Усть-Луги вырос в
10 раз. Примечательно, что в прошлом году, чрезвычайно сложном для международной торговли, его результат в тоннах снизился всего на 1%.
По мере того как расцветают российские северо-западные порты, происходит постепенное затухание активности на берегах Эстонии, Латвии, Литвы. Для примера приведу график грузооборота в Рижском свободном порту. Он рос до 2014 года, с тех пор неумолимо снижается.
Похожая картина и в Латвии. Порт Вентспилс. Двадцать лет упадка. За это время товарные потоки, идущие через него, сократились в три раза.
Тенденция продолжится и в последующие годы. От услуг портов недружественных стран теперь отказывается и Белоруссия. Это крупный поставщик топлива в Европу. Белоруссия покупает в России сырую нефть, на своих НПЗ превращает её в готовое горючее и отправляет в другие страны. Своего выхода к морю у неё нет, но есть соседка Литва, у которой он есть. Белорусские компании активно пользовались её услугами. Главную роль при продаже в Европу бензина и солярки играл порт Клайпеда.
Но с марта этого года Александр Лукашенко снял Литву с нефтяной иглы. Она теперь исключена из схемы поставок в Европу нефтепродуктов. Эстония и Латвия, кстати, клиента не потеряли. Часть объёмов продолжит идти через них. Но главным транзитёром белорусского топлива в Европу становится Россия. Для этого уже используются два порта – Усть-Луга и Санкт-Петербург. Наша сторона давно предлагала Белоруссии выгодные условия, но только в прошлом году после известных политических событий этот вариант был одобрен.
Вот почему одного географического положения мало для того, чтобы зарабатывать на транзите. Надо ещё и поддерживать добрые отношения с соседями. Ну а Россия и дальше будет развивать свои транспортные возможности. Они не ограничиваются одним лишь перехватом грузопотоков в Балтийском море. Вот, к примеру, график перевозок по Северному Морскому Пути. Тоже огромный простор для развития.
Ну и крымские порты не надо забывать. Керчь, Феодосия и Севастополь ещё скажут своё веское слово в становлении России как крупной торговой державы.
Но с другой стороны они планирует кардинально изменить инфраструктуру порта и рассмотреть увеличение грузооборота по другим направлениям. Может это со временем и даст эффект.
И тут Литва — а нас то за що?
Так сами, сами... Атомную станцию закрыли, из Белоруссии ЭЭ перестали получать, получают её с другой стороны, вместо дешевого российского газа покупают дорогой «американский» СПГ из Высоцка. Похоже сами себя высекли.
Мазохисты, ёптыть.
Хотя… У них там президент Белоруссии Тихановская в гостях. Вот с ней пусть и договариваются о транзите.
Да у нас куда ни плюнь все надо развивать. Тока воз и ныне там. Китай развивается. А мы только делаем вид, что развиваемся.