Albus
Albus личный блог
15 марта 2021, 22:14

Прибалтика теряет транзит. Литва в шоке.

Выгодное географическое положение – что это значит? Это когда какой-то регион находится на пересечении важных торговых путей. Через него идут потоки товаров, следовательно местные власти и бизнес могут зарабатывать на транзите: брать налоги с грузов, предоставлять услуги.

Так, Древний Израиль во времена Соломона купался в роскоши не только благодаря мудрому управлению своего царя и притоку Офирского золота, но и потому что находился на важном торговом пути – из Египта в Дамаск, а оттуда в Месопотамию и Персию. Этот маршрут назывался Царская дорога. Плюс выход в Средиземное море давал широкие возможности для ведения самостоятельной торговли. Порт Яффа (или в другом произношении Иоппия) существовал уже тогда.

Моя программа Экономика на телеканале Крым-24


Государство древнего мира Карфаген – прекрасный пример того, как можно стать богатейшей страной не за счёт производства материальных благ, а за счёт торговли ими. Даже в состоянии жёсткой конфронтации с Римом, терпя поражения в войнах, Карфаген оставался богатейшей страной своего времени. Всё благодаря предпринимательской жилке населявших его людей, искусству мореплавания, выгодному географическому положению, контролю над портами и ключевыми торговыми потоками.

Путь «из варяг в греки», путь «из немец в Хазары», Великий шёлковый путь, Янтарный путь из Прибалтики в Средиземноморье. На этих торговых артериях в дальнейшем возникали целые культуры и цивилизации, потому что где процветает торговля, там и жизнь бьёт ключом.

Выгодное географическое положение имеют и Прибалтийские страны: Эстония, Латвия, Литва. Пользуясь выходом к морю, они уже много веков предоставляют услуги по перевалке грузов из России в Европу и обратно. В экономике это называется стивидорные услуги — деятельность портов по погрузке-разгрузке товаров. Европа большая, Россия тоже. Товарооборот в обе стороны даёт Прибалтике большую прибыль, наполняет как казну, так и карманы местных жителей. Попутно загружается и наземный транспорт от фур до железной дороги.

Нет бы жить, богатеть и наслаждаться выгодным географическим положением, но Прибалтика после распада Советского Союза заняла недружественную позицию по отношению к России. Стал возникать закономерный вопрос – а зачем мы своим грузопотоком обогащаем страну, которая так себя ведёт? Ведь у России есть свой выход в Балтийское море. Почему бы не пользоваться им?

Но одного выхода мало. Надо строить сооружения, создавать инфраструктуру для приёма и отправки грузов: причалы, терминалы, склады, подъездные пути. В советские годы этому уделялось мало внимания, потому что грузооборот прекрасно обеспечивали Эстония, Латвия, Литва. Но сейчас развитие портовых мощностей на российской Балтике – важнейшая стратегическая задача, на которую брошены огромные ресурсы. У России тоже выгодное географическое положение. Пришло время им пользоваться.

Наши порты в том регионе – это по алфавиту Выборг, Высоцк, Калининград, Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Все последние годы там идёт большое прибрежное строительство. Его цель – перехватить транзит. Сделать так, чтобы российские компании, торгуя с Европой, использовали отечественные порты для перевалки грузов.

Успехи уже есть. За 10 лет грузооборот Усть-Луги вырос в 10 раз. Примечательно, что в прошлом году, чрезвычайно сложном для международной торговли, его результат в тоннах снизился всего на 1%.
Прибалтика теряет транзит. Литва в шоке.

По мере того как расцветают российские северо-западные порты, происходит постепенное затухание активности на берегах Эстонии, Латвии, Литвы. Для примера приведу график грузооборота в Рижском свободном порту. Он рос до 2014 года, с тех пор неумолимо снижается.
Прибалтика теряет транзит. Литва в шоке.
Похожая картина и в Латвии. Порт Вентспилс. Двадцать лет упадка. За это время товарные потоки, идущие через него, сократились в три раза.
Прибалтика теряет транзит. Литва в шоке.
Тенденция продолжится и в последующие годы. От услуг портов недружественных стран теперь отказывается и Белоруссия. Это крупный поставщик топлива в Европу. Белоруссия покупает в России сырую нефть, на своих НПЗ превращает её в готовое горючее и отправляет в другие страны. Своего выхода к морю у неё нет, но есть соседка Литва, у которой он есть. Белорусские компании активно пользовались её услугами. Главную роль при продаже в Европу бензина и солярки играл порт Клайпеда.

Но с марта этого года Александр Лукашенко снял Литву с нефтяной иглы. Она теперь исключена из схемы поставок в Европу нефтепродуктов. Эстония и Латвия, кстати, клиента не потеряли. Часть объёмов продолжит идти через них. Но главным транзитёром белорусского топлива в Европу становится Россия. Для этого уже используются два порта – Усть-Луга и Санкт-Петербург. Наша сторона давно предлагала Белоруссии выгодные условия, но только в прошлом году после известных политических событий этот вариант был одобрен.

Вот почему одного географического положения мало для того, чтобы зарабатывать на транзите. Надо ещё и поддерживать добрые отношения с соседями. Ну а Россия и дальше будет развивать свои транспортные возможности. Они не ограничиваются одним лишь перехватом грузопотоков в Балтийском море. Вот, к примеру, график перевозок по Северному Морскому Пути. Тоже огромный простор для развития.
Прибалтика теряет транзит. Литва в шоке.
Ну и крымские порты не надо забывать. Керчь, Феодосия и Севастополь ещё скажут своё веское слово в становлении России как крупной торговой державы.

20 Комментариев
  • Марвин_Инвестор
    15 марта 2021, 23:31
    Это все хорошо. Только вот НМТП лежит мертвым грузом уже 8 мес и хоть при этом сентимент в целом +, какой-то портовой активности там не наблюдается.
    • Феликс Осколков
      16 марта 2021, 10:48
      Марвин_Инвестор, после роста в разы последних лет за последние годы, почему бы ему не полежать пару лет
      • Марвин_Инвестор
        16 марта 2021, 10:53
        Феликс Осколков, да оно может вечно лежать. ДивПолитика полностью зависима от решения ТрансНефти как материнской конторы. А раз дела с грузоборотом по нефтянке плохи, то соответственно прибыль не растет. И акция в боковике. Драйверов и интереса у инвестора здесь нет.
        Но с другой стороны они планирует кардинально изменить инфраструктуру порта и рассмотреть увеличение грузооборота по другим направлениям. Может это со временем и даст эффект.

    • fiser
      16 марта 2021, 17:44
      Марвин_Инвестор, дык он с примерно двух рублей в 2017 году вырос до 8! Кто-то покупал тогда, а нам пишут о всех прелестях портов сейчас… )) Кому-то пофикситься надо частично.
  • Маркиз Лафайет
    16 марта 2021, 00:49
    Лукашенко себе в ногу выстрелил, Беларуськалий владеет 30% терминала в Клайпеде. Экспорт через Питер дорогой и невыгодный, а значит у Володи придется больше кредитов просить.
    • Сергей Новосельцев
      16 марта 2021, 01:42
      Маркиз Лафайет, ну не выстрелил и не в ногу… батька соображает что против этих 30% акций могут ввести санкции, т.е. цивилизованно и демократично отжать за плохое политическое поведение. Вот и сработал на опережение. Да и не думаю что он весь транзит через нас погонит, батька хитер и векторов у него как гуталина у Матроскина…
    • sergik99
      16 марта 2021, 09:52
      Маркиз Лафайет, Россия может и субсидировать перевозки в Усть Лугу. Оборот порта растет и конкурентов нужно придавить.
      И тут Литва — а нас то за що?

      Так сами, сами...  Атомную станцию закрыли, из Белоруссии ЭЭ перестали получать, получают её с другой стороны, вместо дешевого российского газа покупают дорогой «американский» СПГ из Высоцка. Похоже сами себя высекли.
      Мазохисты, ёптыть.

      Хотя… У них там президент Белоруссии Тихановская в гостях. Вот с ней пусть и договариваются о транзите.
  • Александр Иванов
    16 марта 2021, 08:30
    Друзья путина станут воровать ещё и в портах…
  • Evgeny Baranov
    16 марта 2021, 13:33
    за литву не скажу. н у латвии торговое сальдо с РФ положительное даже. И в основном торговля идет с европой, РФ — не такая и большая доля.
    • Rusa000
      16 марта 2021, 17:00
      Baranov, Чем Латвия может торговать с Европой, что ей нужны такие портовые мощности? Прибалтика всю жизнь были задворками европы, пока не попали в СССР и не стали витриной социализма. Вообще. даже глядя на карту понятно, что Прибалтика-просто тупик и всё. Что кстати и подтверждается ЕС, которые не дают им денег ни на жд, ни на обновление портовой инфраструктуры
      • Evgeny Baranov
        21 мая 2021, 13:43
        Rusa000, так портовые мощности особенно и не нужны, направление интереса другое в общем то. Про жд — там отдельная история, ширина колеи же разная, но вроде рэйлбалтика сейчас активно задвигалась. 
  • fiser
    16 марта 2021, 17:40
    «огромный простор для развития.»
    Да у нас куда ни плюнь все надо развивать. Тока воз и ныне там. Китай развивается. А мы только делаем вид, что развиваемся. 
    • T-800
      16 марта 2021, 23:04
      fiser, не ныть! Лучше по теме что-нибудь.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн