Приручить музу. Как организоваться, сосредоточиться и ежедневно продвигаться к созданию шедевра
Вы слишком перегружены? Вы работаете в бешеном темпе весь день и, покидая офис, обнаруживаете, что не выполнили самые важные дела из своей повестки дня?
Мир изменился, и то, как мы работаем, тоже должно измениться. Обладая мудростью 20 ведущих творческих умов, программа «Управляйте повседневными делами» предоставит вам набор инструментов для решения новых задач, связанных с круглосуточной и постоянной работой.
При участии: Дэна Ариели, Сета Година, Скотта Макдауэлла.
Это похоже на то, как будто все представители творчества собрались вместе и написали книгу о продуктивности.
Почему мы считаем многих гениев странными и эгоистичными?
Нам кажется, что мир настроен против нас и не дает нам реализовать наш потенциал.
Но, проблема, как всегда, не в окружающем мире, а в нас.
Быть профессионалом — значит уметь отвоевывать у нее время и ресурсы для действительно важных проектов и находить способы подпитки своих внутренних генераторов вдохновения.
Вспомните гениев, которыми вы восхищаетесь, и наверняка заметите, что они нередко предстают странными и ведут себя не очень доброжелательно по отношению к другим, — так они экспериментируют со своими ограничениями и защищают свое право и пространство для творчества.
В этой книге вы найдете советы от 20 успешных представителей творческой индустрии, которые делятся своим практическим опытом — результатом множества проб и ошибок — по организации своего режима дня, преодолению блоков в мотивации и вдохновении и борьбе с основными врагами творческого процесса, которых мы создаем сами. Их цель — помочь вам справиться с состоянием вечной занятости и упадка сил и наконец-то начать реализовывать идеи проектов, которые интригуют и интересуют вас больше всего.
10 главных мыслей
1. Мы живем в режиме вечной занятости, потому что стараемся быть всегда доступными и выполнять просьбы других людей, нам тяжело провести границу между собственными желаниями и запросами внешнего мира, и в итоге мы жертвуем собственными мечтами ради незначительных просьб других, желая оставаться хорошими для всех.
2. Простейший рецепт продвижения к реализации ваших главных целей: определите, в какие часы ваша энергия на пике, и зарезервируйте их в своем календаре под работу над самыми важными для вас проектами. Разделите это время на блоки по часу-полтора, выделите под каждый блок конкретную задачу с измеримым результатом и сконцентрируйтесь на ее выполнении, если отвлеклись — аннулируйте прошедшее время и начните блок заново. На время работы отключите и унесите в другую комнату телефон и заблокируйте социальные сети и почтового клиента.
3. Не пытайтесь расширить свой день, отбирая у себя время на сон, семью или хобби, а заранее выстраивайте день так, чтобы у вас было хотя бы полчаса на себя, когда вы можете перезарядиться.
Оставляйте время для физических нагрузок, даже если это будет просто спокойная прогулка.
4. Не впадайте в грех мультизадачности. Наш мозг все равно неспособен справляться с несколькими заданиями одновременно.
5. Перфекционизм не приводит к лучшим результатам, а только к хроническим стрессам и торможению в развитии.
6. Вместо того чтобы подолгу ждать вдохновения, возьмите пример с известных творческих гениев: организуйте себе среду, максимально способствующую продуктивной работе, приучите себя работать ежедневно хотя бы по 15 минут и экспериментируйте со способами взломать ваш генератор идей: например, пробуйте новые инструменты или погружайтесь в незнакомую для вас среду.
7. Помните, что вы — хозяин ваших электронных устройств, а не они ваши хозяева. Не тратьте часы на разбор электронной почты, заведите там папки под свои основные цели и оценивайте каждое сообщение с позиции его вклада для их достижения. Не давайте вашему смартфону права находиться с вами везде и забирать любые свободные 15 минут, лучше в это время оглянитесь и исследуйте мир вокруг, он может дать вам куда больше идей, чем алгоритм рекомендаций Google.
8. Анализируйте, что вас блокирует, и будьте настойчивы в борьбе с этим. Помните, что отсутствие мотивации — не показатель ваших способностей, для любого барьера есть стратегия преодоления. Слишком много ограничений в работе? Попробуйте решить задачу, сняв некоторые из них. Слишком мало? Добавьте ограничения. Боитесь осуждения? Сначала покажите проект тому, кому доверяете, а потом решайте, хотите ли делать его публичным. Закончились силы и идеи? Отложите проект на какое-то время.
9. Даже если вы очень хотите заработать своим делом и добиться успеха, не устраивайте из этого гонку, оставляйте время, чтобы творить для себя. Это спасет вас от выгорания, поможет найти направления для дальнейшего развития и приобрести навыки, которые могут пригодиться в будущем.
10. Чтобы стать профессионалом, вам придется занять положение человека, который знает, что делает, уверен в своих способностях, готов нести ответственность за свои действия, продвигать себя и выслушивать критику в свой адрес. Причем не только сегодня, но и завтра, и послезавтра.
Реорганизовываем подход к работе.
Основы продуктивного дня.
Мы часто оправдываем застой в продвижении к своим главным целям миллионом разных обязательств.
Однако, между обязательствами, требующими выполнения, и действиями, необходимыми для реализации ваших заветных желаний, лежит большая серая область обязательств придуманных.
По сути, мы жертвуем своими мечтами ради незначительных просьб других, желая оставаться хорошими для всех.
Как же справиться с этой разрушающей тенденцией?
Нет универсального режима, гарантирующего эффективную работу для всех, он индивидуален. Вам придется немного поэкспериментировать с этими советами, чтобы найти свой. Вы поймете, что установили идеальный режим и нашли правильные триггеры, когда ваша ежедневная работа из обременяющей рутины превратится в творческий процесс.
Путь к постоянству.
Люди склонны недооценивать объем работы, который они способны выполнить в течение короткого периода времени, и переоценивать, как много они могут сделать, работая долго.
Далеко не каждый день нам удается найти несколько часов на самые важные для нас проекты, зато в нашем расписании нередко появляются «окна» длительностью 15–30 минут. Если бы в это время мы возвращались к работе над самыми важными проектами, это бы позволило нам ежедневно уделять им внимание, повышая свое постоянство в достижении цели.
Такой подход исключает затраты времени, необходимые на включение в проект после перерыва, так как время перерыва минимально, а также за счет постоянной погруженности повышает вероятность интересных озарений и позволяет эффективнее работать с информацией. Кроме того, ежедневные кратковременные подходы помогают снимать многие психологические барьеры к творчеству.
Каждый день посвящая два-три отрезка времени по несколько минут работе над важным для вас проектом, вы гораздо проще относитесь к качеству проделанной работы, чем когда вы неделями выискивали тот самый идеальный день, который будет полностью посвящен задуманному. При этом качество работы повышается от подхода к подходу.
Проект перестает быть связанным с чувством непреодолимого давления и стыда, которые неизбежно возникают, если вы все время откладываете работу над ним, а ощущения достижения и прогресса, когда вы заканчиваете часть проекта, мотивируют продолжать.
В итоге привычка садиться за работу ежедневно, даже если есть всего 15 минут, приживаясь, закладывает основу продуктивности: нежелание прерывать успешную серию подходов мотивирует не тратить это время зря.
Естественно, иногда и работа в режиме bootcamp, когда у вас есть свободные сутки на реализацию идеи и ни минутой больше, способствует достижению невероятных результатов, многие знают это по студенческим сессиям. Однако создание подлинного шедевра, как правило, занимает гораздо больше времени. Поэтому приобретение привычки к ежедневной работе — необходимый шаг на пути к мастерству.
Страхи нетворческого характера.
Советы от Сета Година, предприниматель и писатель.
Что делать дальше с работой, которую ты только что закончил, ведь, как правило, всем хочется, чтобы мир ее увидел и оценил.
Эту проблему умеют решать лишь единицы.
Остальные обычно не понимают, что нельзя закончить работу и только потом бегать, пытаясь продать ее.
Необходимо думать об этом, работая, заранее осознавать, кто станет вашей аудиторией, что вы хотите до них донести и почему им это нужно.
Умение подать и продать свою работу — отнюдь не врожденное, все, кто обладает данным умением, учились этому специально, потому что им было нужно заработать на жизнь, потому что они хотели, чтобы мир увидел их произведения.
Парадоксально, но многие хотят быть замеченными или даже остаться в истории и при этом боятся заявить о себе.
Одно из проявлений такого поведения — работа над краткосрочными проектами. Гораздо проще сделать несколько небольших работ тут и там, чем вложить время и найти деньги под грандиозную и интересную вам идею. Потому что тогда вам придется занять положение человека, который знает, что делает, уверен в своих способностях, готов нести ответственность за свои действия и выслушивать критику в свой адрес. Причем не только сегодня, но и завтра, и послезавтра.Или вы пересиливаете себя, или ваши идеи так и остаются всего лишь идеями.
Это необходимое восстановление.
Многие пытаются искусственно раздвинуть собственные границы возможного, заменяя сон кофе и сахаром и реактивно реагируя на каждое поступающее сообщение.
В итоге такой подход либо приводит к полному выгоранию, либо превращает жизнь человека в разрушительный цикл, состоящий из периодов мучительной принудительной сосредоточенности, сменяющихся периодами безвольного и бессмысленного времяпрепровождения в барах и перед экраном с игрой или сериалом.
Вместо того чтобы отрицать ограничения человеческого организма, гораздо лучше научиться с ними работать.
Важно осознать, что, отнимая у себя час сна, вы не будете успевать больше, потому что станете гораздо менее эффективны в течение дня и в итоге сделаете столько же, если не меньше, но чувствовать себя при этом будете куда хуже.
Выделите в своем расписании полчаса-час ежедневно на прогулку или спокойный обед с выключенным телефоном.
Это будет временем для рефлексии и снятия когнитивного и эмоционального напряжения, позволяющим перезарядиться и обработать поступившую информацию. Прислушайтесь к себе и задайте своей жизни ритм: работайте над самыми важными проектами в часы, когда вам проще всего сосредоточиться, и отдыхайте полноценно в периоды энергетического упадка. Помните, что в музыке важны не только ноты, но и паузы.
Пространство для одиночества.
В условиях постоянного социального контакта мы рискуем полностью потратить свою энергию, часто переключаясь между различными потоками информации.
Провести информационный детокс помогают регулярные пятиминутные медитации.
Для этого вам не нужно скачивать популярные mindfulness-приложения или вставать в сложную асану, достаточно найти тихое место, где вас никто не побеспокоит, сесть и сосредоточиться на собственном дыхании.
Отмечать каждый вдох и выдох. Затем переключиться на собственное тело и сосредоточиться на расслаблении каждой мышцы.
В это время у вас в голове будут всплывать различные мысли, и ваша задача — не отвлекаясь от своего основного занятия — концентрации на теле или дыхании, — отмечать их для себя, но не продолжать и не развивать. Таким образом вы не только лучше узнаете собственное сознание, но и научитесь сохранять концентрацию, не отвлекаясь на сторонние информационные сигналы.
Фокусируемся на самом важном.
Работа, отвлекающая от работы.
Те, кто работает в индустрии знаний или творчества, не раз сталкивались с парадоксом: от них хотят решения исключительно сложных исследовательских или творческих задач, требующих предельной концентрации, и при этом их просят всегда оставаться на связи и незамедлительно реагировать на любые приходящие просьбы и вопросы.
Это удручающее явление так распространено, потому что потери, связанные с отвлечением от основного проекта для решения ad-hoc задачи, сложно оценить, особенно в денежном эквиваленте.
Это осложняет переговоры с теми, кто бомбардирует вас запросами, так как вы не в состоянии противопоставить нечто материальное его сиюминутным, но вполне конкретным тревогам и проблемам.
Однако есть способ сделать материальным ваше время сконцентрированной работы — зарезервировать его в календаре как любую встречу или совещание.
Такая методика может помочь психологически сопротивляться ощущению, что кто-то имеет право отвлечь вас в этот период.
Это затрагивает другую сторону проблемы — наше собственное отношение к реагированию на приходящие запросы. Мы все хотим чувствовать себя востребованными, и нередко соблазн нажать на иконку с подсвеченным числом сообщений в углу превышает желание быстрее и качественнее закончить текущую работу.
Именно поэтому в дополнение к трюку с календарем нужно отключать телефон и интернет на компьютере или блокировать почтовый клиент и соцсети, для этого есть специальные расширения.
Естественно, без привычки подобная практика может показаться мучительной, поэтому лучше начинать с часа концентрации, а затем прибавлять по 15 минут каждые две недели, пока не станет ясно, что дольше сохранять концентрацию уже невозможно.
Важно соблюдать дисциплину и в случае нарушения сосредоточенности в пользу двухминутного посещения странички Facebook аннулировать прошедшее время и начинать заново.
Практику с резервированием времени будет проще применить, если планировать на этот период очень конкретное задание с измеримым результатом: закончить главу, где место действия — марокканский рынок.
Вся предварительная подготовка: сбор материалов про марокканские рынки, а также последующая проверка проделанной работы — это отдельные задания, время под которые также резервируется отдельно. Это основное условие.
Никакой мультизадачности.
Человеческий мозг может эффективно выполнять несколько заданий одновременно, только если они относятся к категории механических, как ходьба или заваривание кофе утром.
Для более сложных занятий одновременное выполнение невозможно, возможно только быстрое переключение между ними, причем с довольно значительными потерями в качестве выполнения.
Доказательством может служить эксперимент.
Одним студентам было разрешено заходить в социальные сети во время чтения главы учебника, другим — нет. В итоге первая группа потратила в среднем на 25% больше времени на чтение главы, без учета времени, потраченного на социальные сети. Результаты также подтвердились, когда вместо чтения студентам давали письменное задание, а вместо социальных сетей отвлекающим фактором служил телевизор.
Проблема с переключением состоит в том, что нам требуется время, чтобы снова сосредоточиться на задании, от которого мы отвлеклись; и чем чаще мы отвлекаемся, тем сложнее нам вновь войти в состояние «потока».
И даже если человек успешно сопротивляется соблазну отвлечься, имея такую возможность, это все равно негативно сказывается на его продуктивности, так как забирает значительную часть его ментальных усилий.
Это было доказано во время эксперимента, когда одна группа студентов имела право после выполнения первой части задания посмотреть короткое смешное видео, а другой такая возможность предоставлялась, но их просили сопротивляться желанию сделать это. В итоге результаты выполнения второй части задания у этой группы были значительно хуже, чем у первой.
Вывод: эффективнее искусственно убрать все соблазны — выключить и унести в другую комнату телефон и заблокировать с помощью специального расширения все отвлекающие сайты, чем принуждать себя все время сопротивляться им.
Другая проблема с переключением между заданиями кроется в эффекте «остаточного внимания».
Так психологи называют состояние, когда, не закончив одно занятие, мы переключаемся на другое, при этом наш мозг еще продолжает параллельно размышлять над первым.
Эксперимент, в котором двум группам давалось задание решить кроссворд.
Одну группу прерывали на середине и просили переключиться на оценивание нескольких резюме на соответствие вакансии, другой сначала давала закончить, а уже потом просила заняться резюме.
В результате среднее время, затраченное на оценку всех резюме, было значительно ниже во второй группе.
К тому же обеим группам в конце было предложено еще одно задание: в потоке букв выделить настоящие слова. Участники из первой группы в несколько раз чаще находили слова, присутствовавшие в кроссворде или связанные с ним («вертикаль», «решить»), это сигнализировало о том, что их мозг все еще активно продолжает обрабатывать опыт с кроссвордом.
Лучше не прерываться на середине, а заранее определить какие-то промежуточные вехи в своем проекте.
Ваш мозг против вас.
Советы Дэн Ариели, экономист, профессор психологии,
один из самых известных специалистов в поведенческой экономике.
Есть множество психологических особенностей человека, подсознательно влияющих на наше поведение и часто приводящих к нерациональным решениям. Так, нам нравится ощущение прогресса, поэтому нередко мы предпочитаем разбор входящих в почте продолжению работы над большим важным проектом, потому что в первом случае можем ощутить результат уже сейчас.
Есть технология, поддерживающая в нас эту тенденцию: это календарь, где любую встречу или задание можно вместить в промежутки длительностью полчаса-час и где редко появляются сложные задания, требующие 30–50 часов самостоятельной работы, те самые, в результате которых у нас появляются поводы для гордости.
К тому же мы хуже осознаем альтернативные издержки, когда вопрос касается времени. Мы понимаем, что, если закладывали в бюджет 300 рублей на билет в кино, но потратили их на чашку латте, то в кино мы уже пойти не сможем. Однако в нас жива иллюзия, что если мы потратили полчаса от рабочего времени на социальные сети, то обязательно найдем другие компенсирующие полчаса.
Сами социальные сети — отличный пример эффекта подкрепления.
В классическом эксперименте, подтверждающем этот эффект, крыса дольше продолжала попытки нажимать на рычаг, если она получала награду не через определенное число нажатий, а случайно.
То же происходит и с социальными сетями: обычно проверка страницы в Facebook не дает нам особо ярких эмоций, но иногда такое случается, причем мы не можем предсказать данный момент, и это заставляет нас проверять ее чаще.
Другой концепт, стимулирующий нашу нерациональность, — архитектура выбора, заданная внешней средой. Подробнее об этом в книге: «Nudge. Архитектура выбора». Ссылка на книгу и ее обзор под видео.
Известно, что если в начале буфета стоят салаты и фрукты, то число правильно питающихся сотрудников в офисе выше, чем если бы там стояли разнообразные закуски.
Если подумать, то механизмы, определяющие ваш выбор внутри архитектуры Facebook и YouTube, специально созданы, чтобы вы проводили там больше времени, помогая этим компаниям зарабатывать больше денег; самый показательный пример — алгоритм рекомендаций.
Перемножьте между собой все эти эффекты, и вы получите рецепт катастрофы. При этом сопротивляться им самостоятельно, старательно тренируя самоконтроль, безумно сложно, так как чем больше энергии вы уже потратили на сопротивление, тем больше вам хочется его прекратить.
Однако можно помочь себе, например, добавив в свою работу маркеры прогресса.
Нередко случается так, что сначала мы тратим 30 часов на провальные попытки и поиск информации, а потом полчаса действительно работаем, так как идея наконец-то пришла к нам в голову. Чтобы не ощущать того, словно вы работали всего полчаса, важно фиксировать каждую свою попытку и каждый шаг движения к цели. Поэтому, если вы работаете на компьютере, параллельно ведите дневник с записями о каждом этапе вашего размышления, если вы рисуете, сохраняйте черновики.
Как работать без вдохновения.
Большинство признанных гениев искусства были вынуждены зарабатывать на жизнь сторонними занятиями или использовать свои таланты в коммерческих проектах.
Марк Твен долгое время работал шахтером, а потом колесил по Калифорнии, читая лекции за доллар в час; Курт Воннегут преподавал английский в школах, был автомобильным дилером и писал рекламные статьи.
Естественно, это отвлекало их от творческой работы и исчерпывало их энергетические запасы. Однако им как-то все же удавалось создавать шедевры, оставшиеся в истории.
Пара идей, как заставить себя работать, даже если счетчик вдохновения уныло колеблется в районе нуля.
Метод отвлечения.
В отношении фокусировки на работе вы также можете использовать подобный метод: например, сосредоточиться не на цели закончить главу за вечер, а на том, чтобы за час по максимуму заполнить листок относящимися к ней фразами, после этого можно наградить себя чашкой чая. Так вы включитесь в работу, не нервничая из-за сложности стоящей задачи и необходимости проявлять самоконтроль и не отвлекаться.
Также можно развивать самоконтроль в областях, не относящихся напрямую к вашей работе: приучить себя не говорить «ну» в начале каждой фразы или принимать контрастный душ по утрам.
Удивительно, но развитие силы воли в чем-то одном положительно сказывается и на ее применении к другим задачам.
Кроме того, если тренировать самоконтроль для автоматизации каких-то важных повседневных задач вроде занятий спортом, это снижает затраты энергии, ранее уходившие на эти задачи, оставляя больше энергии для творчества.
Если вам пока совсем сложно проявлять силу воли, можно начать со стратегических игр или прослушивания аудиокниг, где важно сохранять концентрацию на протяжении всего занятия.
Кроме того, на способность сосредоточиться на сложном задании положительно влияет смена деятельности с умственной на физическую. Поэтому в периоды отдыха полезнее выходить на прогулку, чем садиться за чтение или просмотр научно-популярной лекции.
Может показаться, что все эти ухищрения напоминают жизнь атлетов, у которых есть целый набор ритуалов, как и что нужно делать перед, во время и после тренировок, чтобы добиться максимальных результатов.
Отчасти так и есть: если вы стремитесь к олимпийскому золоту в своей области, вам придется внимательно прислушиваться к себе и изобретать безумное количество методов, помогающих ежедневно продолжать движение к цели.
Время на расфокусировку и поиск вдохновения.
В нашей жизни часто бывают моменты, когда мы не можем заняться делами, даже если бы очень хотели: очередь за кофе, стрижка или антракт в театре.
Оглянувшись вокруг, вы можете услышать интересный разговор, заметить необычное вдохновляющее архитектурное решение или увидеть чью-то нереализованную потребность, которая может стать новой нишей для ваших продуктов и идей. Люди придумали миллион форматов для нетворкинга, но не стоит недооценивать магию случайных встреч.
Возможно, мужчина в кресле слева от вас, пришедший на ту же постановку, может в будущем стать вашим крупнейшим клиентом, а девушка, выгуливающая собаку в том же парке, что и вы, окажется гениальным веб-дизайнером, способным значительно помочь вам с разработкой сайта.
Это не значит, что вам непременно нужно навязывать свою компанию всем окружающим, но, если вы все время будете погружены в телефон, даже желающие сами познакомиться с вами, скорее всего, пройдут мимо.
Но самое главное — не давая себе времени отвлечься от информационных потоков и сосредоточиться на настоящем моменте, вы перегружаете собственное сознание, уменьшая его потенциал к созданию идей и разработке интересных решений. Нередко ответ лежит на поверхности, и все, что вам нужно, — прислушаться к себе, вместо того чтобы открывать поисковик.
Укрощаем технологии.
E-mail: похититель времени.
Многие из нас нередко гоняются за идеальным порядком в почтовом ящике, а потом удивляются, почему так мало удается успеть за день.
Представьте, что ваш почтовый ящик — это расширение для вашего мозга. Затем определите короткий список ваших главных целей. Написать книгу? Съездить в Новую Зеландию? Взять интервью у любимого режиссера?
Создайте папки под эти цели, и каждый приходящий e-mail оценивайте с позиции его потенциального вклада в достижение этих целей.
Тогда вы перестанете терять за срочными делами важные возможности и сможете точно определить место тех писем, которые содержат интересный, но пока не релевантный вашим целям материал, — архив.
Социальные сети в помощь и во вред работе.
Немногие бизнесы сегодня могут существовать без использования социальных сетей как каналов для продвижения и аналитики. Однако этот инструмент коварен: социальные сети — источник легкого удовлетворения, которому сложно сопротивляться, особенно если вы расстроены, злы или ищете способ отложить работу над большим сложным проектом.
Поэтому первый шаг в направлении осознанного использования социальных сетей — обозначить для себя границы, когда, сколько и зачем вы можете их использовать.
Для этого достаточно ответить на несколько ключевых вопросов:
Также важно понимать, что любые метрики, связанные с социальными сетями, еще не показатель успешности вашего бизнеса.
Рост подписчиков или трафика — это замечательно, но пока это не приносит денег, нет смысла тратить время на отслеживание данных изменений.
Лучше сосредоточиться не на количестве, а на качестве ваших контактов. Длительная и глубокая беседа с несколькими умными людьми, обладающими экспертизой и ресурсами, нужными вам, как правило, приносит больше пользы, чем множество постов, рассчитанных на широкую аудиторию. К тому же в этом контексте вам не нужно придумывать себе завлекающую модель подачи, вы спокойно можете пользоваться роскошью оставаться собой, и при этом ощущение личной вовлеченности и отдачи от помощи другим будет гораздо выше.
Физиологические последствия неразумного
отношения к технологиям.
Наши отношения с технологиями пока слишком молоды, мы беспечно и неразумно ведем нашу цифровую жизнь, даже не подозревая, что она может негативно отражаться на жизни физиологической.
Опасность, которую таят технологии, — слабость мышц и плохая циркуляция крови и лимфы вследствие непрерывного сидения перед экраном.
Поэтому важно периодически делать перерывы на движение.
Вы — умнее своего смартфона.
По вине уведомлений и постоянной доступности для запросов других мы теряем понимание, чем важное отличается от срочного, и нередко крутимся как белка в колесе, выполняя исключительно последнее.
Мы почти перестали доверять себе, даже в вопросах выбора мы полагаемся на алгоритм рекомендаций: Google, Amazon, Tinder выбирают, что нам есть, чем пользоваться и с кем встречаться.
Это делает нашу жизнь ограниченнее и скучнее.
Не давайте смартфону колонизировать вашу жизнь: с вниманием относитесь к данным, которые передаете приложениям, и информации, которую загружаете в социальные сети, не принимайте круглосуточную доступность как опцию по умолчанию и позвольте себе попробовать самостоятельно решать некоторые вопросы, которые мы привычно делегируем компании из Кремниевой долины. Даже если вы ошибетесь, обязательно чему-то научитесь.
Преодолеваем блоки мотивации и вдохновения
Творите для себя.
Если вам удается зарабатывать своим творчеством, это здорово, но рано или поздно вы, скорее всего, осознаете, что все ваши работы за долгий период времени сделаны под идею и видение заказчика.
При таком положении дел вам сложно полностью использовать свой творческий потенциал и активно развиваться. Вы начинаете чаще ориентироваться на конкурентов, чем на собственные долгосрочные цели, и ваше творчество становится не экспедицией по исследованию себя и мира вокруг или инструментом самовыражения, а борьбой за достижение успеха, где ошибки нежелательны, а шансы создать что-то уникальное минимальны.
Оставляйте часть свободного времени под создание работ, которые были бы интересны именно вам.
Достаточно посвящать полчаса-час в день черновому воплощению любых приходящих в голову задумок.
Такое переключение позволит вам избежать выгорания, связанного с потерей интереса к творчеству, исследовать себя и найти направления для дальнейшего развития.
Как только эти направления будут определены, можно начинать посвящать эти полчаса-час каким-то конкретным проектам и активно искать возможности подкрепить их ресурсами с основного места работы без ущерба текущим клиентским проектам.
Но даже если никаких конкретных потенциально воплощаемых идей у вас не родится, практика работы на себя без всяких ограничений все равно способна обогатить вас новыми навыками и инструментами, которые могут пригодиться позже, и, самое главное, дать вам прочувствовать риск творчества без границ и связанное с ним возбуждение.
Подготовьте для вдохновения почву.
Сальвадор Дали засыпал в кресле с ложкой в руке, и когда она падала на стоящее внизу блюдце, просыпался и кидался записывать роящиеся в голове мысли и образы, а Рэй Брэдбери каждое утро первым делом заносил в тетрадку случайные фразы, которые оказывались у него в голове.
Если у вас нет вдохновения творить сейчас, поэкспериментируйте с тем, что уже есть у вас в голове в момент, когда вы не сфокусированы на задаче.
Можно даже для этого специально отвлечься от работы и погрузиться в какой-либо созерцательный процесс: исследовать неизвестную вам часть города или проехаться на общественном транспорте без определенного направления.
Другой способ — попробовать погрузить себя в совершенно неизведанную среду, переключившись на использование техник и инструментов для работы, которыми вы не умеете пользоваться; или собрать множество не связанных друг с другом идей, не относящихся напрямую к проекту, над которым вы работаете, и попытаться скомбинировать из них нечто осмысленное.
Иногда стоит задуматься, что именно блокирует вас в работе: возможно, в ней слишком много параметров, которые нужно учесть, или, напротив, слишком мало ограничений, и вы даже не знаете, с чего начать.
В таком случае решением может стать эксперимент со снятием или добавлением границ в процессе.
Одна из сложностей с вдохновением — в том, что оно индивидуально, поэтому вы, скорее всего, не сможете просто скопировать методы, применяемые другими, и вам придется много экспериментировать.
Подумайте, что вы делали перед тем, как последний раз ощущали себя на пике творческой формы, и возьмите это за отправную точку. Будьте настойчивы в поисках и помните, что, если всегда оставаться в рамках привычного и комфортного, вам едва ли удастся превзойти свои прошлые достижения.
Избавьтесь от перфекционизма.
Люди, страдающие перфекционизмом, заставляют себя добиваться того уровня продуктивности, который они заранее вообразили у себя в голове, даже если он абсолютно не соответствует их реальным возможностям, и чувствуют себя на высоте, только если им это удается. Во всех остальных случаях они неизбежно испытывают сильнейший стресс.
Конечно, при таких установках есть вероятность, что полученный результат превзойдет все возможные ожидания, однако вопрос в цене.
Первое — огромный стресс, всегда сопровождающий выполнение любого проекта и нередко приводящий к выгоранию.
Второе — страх перед амбициозными проектами, похожими на те, в которых когда-то не удалось добиться идеального результата.
Третье — ограничения, связанные с боязнью ошибиться и не дающие пробовать рискованные, но интересные идеи.
Четвертое — боязнь других предоставлять перфекционисту развивающую обратную связь из-за беспокойства о его эмоциональной реакции.
Помимо этого перфекционизм ставит барьеры на каждом этапе работы. Перфекционист ищет идеальный момент, чтобы начать, но он так и не наступает, потому что его просто нет. Тогда в последний момент он берет себя в руки, развивает бешеный темп, не спит ночами и мучается, потому что думает, что качество работы было бы выше, если бы он начал раньше. Затем он углубляется в детали, пытаясь сделать идеально каждую мелочь, и тратит часы на сбор информации, которая кажется ему релевантной его работе, но не решает проблемы, имеющиеся в проекте прямо сейчас.
В итоге первая часть проекта оказывается выполнена хорошо, но на остальные у перфекциониста практически не остается времени, и он к тому же слишком перегружен поглощенным объемом информации и сверхбыстрым темпом, в котором пришлось работать.
Перфекционист делает над собой еще одно нечеловеческое усилие и приближается к завершению, но никак не может сдать проект, внося в него все новые и новые правки, пока тот не становится максимально похожим на образ в его голове или не начинает сниться по ночам, умоляя сдать его заказчику. В итоге, когда проект все-таки сдан, даже если заказчик прыгает от восторга, но при этом делает какое-то незначительное замечание, перфекционист чувствует опустошение и стыд.
При этом ему наверняка кажется, что если отказаться от этого подхода, то качество работы и его репутация упадут и не останется шансов создать что-то уникальное и выдающееся. Это не так.
Перестав искать идеальный момент для старта и начав заранее, можно лучше оценить сложность работы и необходимые для нее ресурсы и не добавлять себе проблем с их поиском на дальнейших этапах.
Вложившись не в проработку деталей, а в максимально быстрое создание первой законченной версии проекта, вы точно не промахнетесь со сроками и оставите себе гораздо больше пространства для маневра не только в мелочах, но и в общей концепции проекта.
Заранее определив минимальные требования, по достижении которых вы можете назвать проект законченным, вы установите для себя четкие ориентиры для движения, страхующие вас от распыления, и дадите себе право при случае переключиться на другую интересную работу, не испытывая мук совести. Наконец, перестав думать, что вы и ваша работа должны понравиться всем, можно увидеть много новых направлений для развития, просто открывшись обратной связи.
Превратите врагов в друзей.
Иногда после тщательного самоанализа мы вполне в состоянии сами определить, что именно препятствует продуктивной работе. Однако только определить причины — мало, еще нужно грамотно разработать стратегию по их устранению или, по крайней мере, снижению их отрицательного эффекта. Здесь приведены шесть наиболее распространенных творческих блоков и советов по работе с ними.
Первый блок — истощение сил и идей конкретно под текущий проект.
Если этот проект несрочный, то лучшая стратегия — оставить его на время (иногда достаточно нескольких дней перерыва), а затем снова достать его с антресолей, стряхнуть пыль и сделать еще попытку.
Так Марк Твен поступил с «Приключениями Тома Сойера»: проработав над книгой значительное время, он осознал, что не может ее закончить, и забросил.
Спустя два года, случайно наткнувшись на недописанную рукопись, писатель вновь ощутил желание поработать над ней, и так на свет родилась одна из самых известных книг для детей.
Второй блок — страх ошибки и осуждения. Такой барьер распространен среди новичков, но даже профессионалы порой подвержены ему, особенно если решают отойти от привычных тем и задач и попробовать что-то новое.
В этом случае лучшая стратегия — не настраиваться сразу на создание чего-то для широкой аудитории, а сначала попробовать показать свою работу близким друзьям и уже затем решить, хотите ли вы делать ее публичной.
Третий блок — смешанная мотивация, когда участие в проекте связано не только непосредственно с интересом к нему, но и с какими-то репутационными и денежными возможностями.
Больше всего подобный блок распространен среди музыкальных групп, многие из которых со временем устают от давления, связанного с необходимостью поддерживать имидж группы и непременно собирать стадионы даже ценой ограничений в свободе творчества. Здесь лучшая стратегия — разделять желание успеха и желание творить.
Не заключайте контракты, накладывающие на вас слишком много ограничений в пустой погоне за быстрым успехом, а как только договор с вами заключен, отложите все мысли о наградах, сопутствующих достижению результата, и сосредоточьтесь на процессе.
Четвертый блок — персональные проблемы.
Постарайтесь воспринимать ваше творчество как способ отвлечься и не ругайте себя, если вам удается сделать очень мало.
Фрида Кало, чья жизнь была полна трагедий и боли, часто повторяла, что написание картин для нее — способ найти утешение в себе и уйти от одиночества, связанного с непростыми жизненными обстоятельствами.
Пятый блок — недостаток денег, времени или знаний.
Голь на выдумки хитра — отбросьте переживания и начните воспринимать ограничения в ресурсах как вызов.
Шестой блок — сложности с продажами.
Лучшая стратегия для борьбы с этим блоком — развивать навыки коммуникации и наращивать сопротивляемость критике.
Не бойтесь найти человека, который может помочь вам с этим.
Так, Дэвид Боуи в 1976 году спас карьеру Игги Попа, пригласив того в качестве гостя съездить в свой тур и глубоко впечатлив рокера организацией как самого тура, так и маркетинговой кампании.
Вы не одиноки в борьбе с творческими блоками, большинство гениев сталкивались с ними, и то, что отличает их всех и делает великими, — это настойчивость и стойкость в сопротивлении неуверенности в себе, критике и отказам.