Александр Скоробогатов
Александр Скоробогатов личный блог
10 августа 2021, 20:08

Капитализм как подсистема, существующая при любой "формации"

Капитализм вслед за Марксом нередко рассматривают как «формацию» – общественное устройство, возникающее на определенной стадии развития. Частная собственность на средства производства и рынок как основное средство координации в этом случае рассматриваются как особенности обществ, по меркам мировой истории существовавших мало где и пока недолго.

Привлекательность этого подхода в том, что он позволяет историю всех обществ и сфер человеческой деятельности уложить в единую схему. Но, подобно многих другим схемам, это достигается ценой того, что огромные пласты жизни отсекаются или искажаются, чтобы уложить их в прокрустово ложе схемы.

Историки, по роду службы лучше знакомые с фактами, часто достаточно вольно обращаются с терминологией, не считаясь с чувствами талмудистов от марксизма и прочих измов. Термин «капитализм» полюбился многим из них, но используют они его по-своему. Напр., М. Ростовцев использовал этот термин для описания хозяйственного уклада античных обществ, а Ф. Бродель рассматривал капитализм как подсистему общества. Его подход согласуется с Ростовцевым, но не с Марксом.

Капитализм образует вершину торговой иерархии, и в таковом качестве он существовал во все времена наряду с рыночной экономикой, располагающейся под ним. В соответствии с самим термином, его преимущества связаны с использованием капитала. Накопленный запас средств производства является труднопреодолимым барьером для возвышения для тех, у кого его нет. Капитал после достижения им определенного запаса дает его обладателю возможность заниматься наиболее выгодными делами, так что соревнование в накоплении между низшими и высшими неизбежно проходит с огромной форой в пользу последних.

Низшие зажаты в рамках сравнительной узкой специализации, поскольку единственным способом для них компенсировать свое ущербное положение связан с эффективностью, проистекающей из разделения труда. С другой стороны, к этому вынуждает их, опять-таки, отсутствие достаточного капитала, который мог бы позволить заниматься многим. Высшие же имеют возможность диверсификации и перехода от одной деятельности к другой. Благодаря этому они получают высокие прибыли и одновременно достигают стабильности своего положения.

В связь с этим можно привести и посткейнсианские теории капитализма. М. Калецкий также предполагал, что положение капиталиста обеспечивается капиталом — тем, что может быть достигнуто только рождением или, если вспомнить о «первоначальном накоплении», выходом за грань обыденного — пиратством, войнами и прочим, что запрещено законами общественного спокойствия и морали.

Сюда подходит и теория деловых циклов Х. Мински: финансовая хрупкость проистекает из принятия на себя фирмами больших долгов, что предопределяет их последующее банкротство. Однако наиболее крупные фирмы, вероятно, не столь нуждаются в ссудах и имеют возможность благополучно пережить любые превратности конъюнктуры.

Таким образом, институты общества как средство борьбы с неопределенностью не только обеспечивают достижение некоторой стабильности, но и укрепляют положение тех, кто наверху.

Самым очевидным примером таких институтов являются деньги. В первую очередь они доступны высшим – как благодаря их запасам, так и информации, доступной в зависимости от места в иерархии. Как средство обмена они служат всем, но и перераспределяют через инфляцию и разнообразие их видов в пользу высших — инфляция повышает их норму прибыли, увеличивая разрыв между ценами конечной продукции и факторов производства; разнообразие их видов сообщает им дополнительные возможности заключения сделок. Напр., в прошлом, низшие пользовались медью, а высшие — золотом, но эти разные деньги обращались в разных сегментах, и, разумеется, золото — там, где лучше. То же относится и сейчас ко множеству форм кредитных денег.

У основания торговой иерархии не только специализация как источник роста эффективности, но и циклические колебания. Именно низшие своей возрастающей активностью способствуют обогащению высших, в то же время спады активности внизу бьют прежде всего по низам. Таким образом, прибыли и риски делового цикла распределяются неравномерно, возлагая основную предпринимательскую работу на низы, а выгоды сохраняя для верхов.

Эти соображения неплохо иллюстрируются фондовым рынком. Крупные дельцы остаются на плаву на протяжении десятилетий, постоянно наращивая свои возможности, поскольку пользуются привилегиями играть по-крупному и быть делателями рынка, а также пользоваться эксклюзивной информацией. Всего этого нет внизу, и рядовой участник рынка обречен всю жизнь копошиться, зарабатывая не больше обычного наемного служащего. Если принять концепцию цикла как результат финансовой хрупкости, то хрупкими, опять-таки, едва ли часто становятся самые богатые и знаменитые, поскольку «риск заимодавца» рассчитывается с учетом не только «бремени долга», но и, что еще важнее, того, с кем имеешь дело. Мелкая и неизвестная фирма, поэтому, с точки зрения кредита отличается от крупной как большей потребностью в кредите, так и большей требовательностью к ней со стороны кредиторов.

Резюмирую описанный здесь подход: капитализм – это не столько стадия развития, сколько сфера посвященных, в каковом качестве он существовал и, вероятно, будет существовать всегда.

Мой Телеграм-канал
7 Комментариев
  • Вадим M
    10 августа 2021, 20:20
    Ну то что Вы назвали капитализмом может и будет существовать всегда.
    А  то что Маркс назвал имеет важное значение в плане теорий о сменах формации, их производительности.

    Тогда либо многозначность термина, что вообще характерно для индоевропейских языков. Либо придумать новые.

    Но у Маркса как бы понятна основная идея термина — экономика основанная на частном капитале. Капиталисты там основные лица. Вот мол и название отсюда. Просто и удобно. И многим сразу понятно о чем. Противопоставляется социализму. А у нас много сторонников последнего: поэтому в этом смысле все еще актуален.
  • Rostislav Kudryashov
    10 августа 2021, 20:23
    Много слов, мало смысла. Частный капитал был и в Древнем Риме. Капитализм — массовое машинное производство.
    В России оно практически прекратилось в 90-х вместе с крахом отсталой советской обрабатывающей промышленности (ОП) под гнётом подавляющей конкуренции мировых лидеров. Сегодня РФ от капитализма дальше, чем был СССР.
    Ни в одном курсе «Экономикс» по заветам апостола либерализма Адама Смита не вычитать, как в отсталой стране завести конкурентоспособную ОП. Как и в «Капитале» Карла Маркса.
    Как нам обустроить капитализм в России, сегодня можно вычитать в очень немногих книгах.

    1) Джо Стадвелл «Азиатская модель управления»
    Япония переняла эту модель у канцлера Бисмарка в Германии. Эта модель выхода из отсталости универсальна, на все страны и времена.  Из опыта ЮВА следует, что демократия, права человека, верховенство закона не движущие факторы выхода из отсталости, но сопутствующие.
    2) Эрик Райнерт «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными».
    3) Ха Джун Чхан «Недобрые самаритяне. Миф о свободе торговли и тайная история капитализма», «23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм».
    4) Фридрих Лист «Национальная система политической экономии». Священная книга в Германии и Японии, когда в XIX веке они выходили из отсталости, и в Южной Корее в 1961-78 гг.
    5) Дмитрий Зыкин «Запрещённая экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной».
    6) Александр Бушков «Неизвестная война. Тайная история США». Как Север в 1861-65 воевал против Юга за протекционизм, чтобы США стали лидером индустрии.
    7) Джон Перкинс «Исповедь экономического убийцы» — как Запад старается удержать отсталые страны поставщиками дешёвых ресурсов.
  • Слава Птицын
    10 августа 2021, 20:54
    Нет никаких капитализмов. Есть случайное стечение обстоятельств в мире всепоглощающей энтропии. Да, потоки событий имеют корреляцию различной степени. Но это совершенно не значит, что существуют причины/следствия.

    Потому-то и споров столько, что все эти концепции — фикция. В них есть только один признак научного знания: измеряемость. А остальные три: воспроизводимость, масштабируемость и прогностическая достоверность, напрочь отсутствуют.
  • Слава Птицын
    10 августа 2021, 21:15
    Самым очевидным примером таких институтов являются деньги.
    Даже безмозглым капуцинам деньги по уму. Никакой это не институт. Это символ ресурса и он вполне умещается в башке размером менее кулака.
    Monkey Business — The New York Times
    www.nytimes.com/2005/06/05/magazine/monkey-business.html
    • Rostislav Kudryashov
      10 августа 2021, 21:31
      Слава Птицын, 21:15 национальные валюты не столько «институт», сколько механизм ограбления населения в пользу около-властных элит.
      Мюррей Ротбард «Государство и деньги».
      Для использования настоящих денег — золота и серебра — не нужно никакого государства.
      • Слава Птицын
        11 августа 2021, 14:09
        Rostislav Kudryashov, 
        механизм ограбления населения в пользу
        Деньги не могут быть «механизмом», они в природе не существуют — это симулякр. Деньги живут, исключительно, в голове. Если бы вы прочитали статью с исследованиями, то поняли бы, что они даже в голове безмозглых капуцинов вполне живут и действуют.

        Вы же не будете спорить, как только человек забывает, что на свете есть деньги. Так сразу. для него они исчезают. И нет этого вашего «механизма».
  • А. Г.
    10 августа 2021, 22:04
    Не при любой. Его не было в периоды первобытно-общинного строя и господства натурального хозяйства («темные века»).

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн