Пришло время. Давно намеревался и обещал смартлабовцам развёрнутый честный отзыв о работе «брокера» закрытие. Мог написать и раньше, но в тексте было бы слишком много мата и слишком мало смысла. Теперь, когда эмоции позади, по пунктам и событиям.
Сразу хочу обозначить для скептиков, что пользуюсь услугами трёх брокеров Сбер, Уралсиб и открытие. И откровенный негатив накапливается только к последнему.
Случай #1
До сих пор задумываюсь, совпадение это или знак свыше, но случилось это на Рождество. Католическое. Потому биржа активно работала. Шёл в то время очередной задёрг (прям как сейчас) акций Мечела. По 15% в день туда-сюда цена летела. Грех не покататься. А фондовый рынок торговать я приловчился на Метатрейдере. Ладно, солнечное зимнее утро, позиции набраны. Открываю терминал – тишина. Бывало, думаю, надо подождать. 10.00, 10.30. Заявки не принимает, ход торгов не показывает. Что делать – надо звонить в техподдержку. Молодой человек бодрым голосом заявляет: «Трудности временные, проблема в стадии решения». Ладно, думаю, надо ждать. 11.00, 11.30. Снова звонок в техподдержку. Уже чуть менее бодрый голос: «Делаем всё возможное». А позиция за это время летает из минуса в плюс и обратно. Самое интересное, что в Квике я всё это вижу, а сделать ничего не могу. Привязка рынка к Метатрейдеру автоматически блокирует функции Квика. 12.00, 12.30. Метатрейдер лежит мёртво. А это был последний день перед отсечкой НЛМК. А крупная позиция по акциям короткая. А фонда на Метатрейдере. А Метатрейдер лежит. Начинаю думать над вариантами. Техподдержка с отчаянием в голосе перенаправляет на персонального менеджера. Тот с уверенность предлагает отключить в личном кабинете Метатрейдер и перевести фонду на Квик. Пробую, но начинают терзать сомнения. Помню, что при подключении рынка к программе, работать он начинает только со следующего дня. Перестраховываюсь и снова набираю техподдержку. Там мне подтверждают, что рынок начнёт работать на новой платформе со следующего дня. А отсечка – сегодня. Ссылаюсь на совет персонального менеджера, они связываются между собой. Вишу на линии, долго слушаю музыку. Появляется голос менеджера. Да, говорит, вариант с Квиком отпадает. Что делать дальше? Ну, говорит, можете подождать, пока починят Метатрейдер. Или подавать поручения по телефону. Но это платно. Стоит 10, 100 или 1000 рублей (не суть, даже вникать не стал). Т.е., товарищ признаёт, что большой косяк с работой терминала на их стороне, а единственный альтернативный вариант управления позицией – платный. Ладно, думаю, потом все эти недовольства к их работе. Время ближе в концу торгового дня, надо разобраться с позицией. Звоню, чтобы подать телефонную заявку. Долгая некачественная музыка в трубке. Наверно, все активно трудятся над восстановлением Метатрейдера. Пока там кто-то ответит, цена акций Мечела успевает скакнуть на пару процентов. Искренне сочувствую тем, кто не освоил торговые терминалы. Ведь и сейчас есть люди, которые пользуются телефоном для подачи заявок. А раньше и альтернатив-то не было. О какой внутридневной торговле можно вести речь. Этим мог заниматься только сам брокер, который принимал заявку по одной цене, а потом дожидался удобного момента для её исполнения. Золотая жила… Ход моих мыслей прерывает долгожданное «алё» в трубке. Оформляем и подтверждаем заявку. На этом сотрудник брокера разговор завершает. Но ведь у меня есть ещё позиции для закрытия. Время 18.20. Снова звонок. Снова музыка. 18.30, 18.40, 18.45. Торговый день завершён, ставок больше нет. Дивиденды по НЛМК нужно будет вернуть в кассу…
Уверен, что о нерешаемости проблемы с терминалом в западный выходной сотрудники брокера знали. Ну, или совсем не хотели в работать. Не исключено, что и на работу их туда берут исключительно по принадлежности к католицизму. Ну да ладно, этого уже не узнать. А факты в виде приличного минуса из-за выплаты дивидендов и испорченного настроения остались.
Всю эту ситуацию я им написал в виде жалобы через личный кабинет. Через пару недель получил отписку: разговоры прослушали, ситуацию рассмотрели, своей вины ни в чём не нашли. Наверно, обиделись, что с Рождеством в тот день я их так и не поздравил…
Случай #2
Тут нужно заметить, что к азартной игре под названием «биржа» отношусь как к рулетке. В том плане, что All-In на Zero. Играю не на последние, а на те, которые, так сказать, не жалко. Подобная ситуация вряд ли произойдёт с теми, кто вдумчиво и осторожно докупает каждый месяц на свой ИИС.
Тем не менее, тут дело не в самой ситуации, а в принципах работы и отношении брокера.
Был март месяц. Если не ошибаюсь, то зашортил я тогда кого-то из металлургов. Крепко зашортил. А они взяли и выстрелили процентов на 10 за несколько дней. Но к металлургам вопросов никаких, всяческого им процветания. А порядочный брокер так поступать не должен. Ушёл, значит, размер моего портфеля ниже уровня минимальной маржи. Бывает. Люди, которые там у них следят за движениями, отлично видят какими суммами и как часто пополняется счёт. Тем не менее, звонок моментально. «Ваш баланс ниже минимально допустимого, просьба пополнить счёт». Девушка, вопросов нет, пополним или над позицией подумаем. На том и сошлись. Вечером открываю терминал – позиции порезаны под 0. Т.е., не до уровня минимальной маржи, а до 100% обеспечения позиций. Господа, я пользуюсь вашим маржинальным кредитованием под 18% (при ключевой ставке 4,25) под залог высоколиквидных ценных бумаг. Так давайте я сам буду решать, когда возникшую задолженность погашать, а не какой-то вася, которого вы там посадили нажимать кнопки. Вопросов нет, опасаетесь – закройте до минималки, но лезть в мой портфель – извольте. Разумеется, через пару дней зашорченная акция отскочила. Только третью портфеля профит уже не отбить. Но это всё уже лирика…
Позвонил им потом выразить недоумение. Мы, говорят, по телефону жалобы на качество работы не принимаем. А хвалить, увы, было не за что…
Случай #3
Наученный Случаем #2, оставил на брокерском счёте открытия небольшие деньги + держу на их дебетовой карте энную сумму на всякий пожарный случай. Что осталось прежним, так это принципы игры. Неудивительно, что в конце июня рынок ещё раз двинул против позиции. А позиция была традиционно «на все». Ладно, не переживаю, если выйду за лимит, чуть пополнюсь, усреднюсь. Короче, дело житейское. В один из вечеров недосчитываюсь контрактов в портфеле. Смотрю проведённые сделки – точно, похозяйничали. И опять с приличным запасом. Звоню. Как же так, хоть бы поставили в известность. Всегда эти вопросы решались через уведомления по телефону и смс. Теперь, говорят, мы информируем только через электронную почту. Товарищи, 21 год 21 века. Что дальше? Почта России, ямщики, голуби? Видимо связь дорожает, а весь бюджет раздали по 500 рублей за хвалебные отзывы. В электронке нахожу их письмо, отправленное в 18.26. Смотрю время сделок принудительного закрытия позиций – 18.32. Притом, что резервные деньги лежат на карте их же банка. В письме активно ссылаются на пункт 2.5.3 регламента по обслуживанию. Так вот, вы дайте его почитать тому васе за кнопками. Там ясно написано про срок исполнения такого вида поручений – до 10 дней. Но никак не 6 минут. И про количество закрываемых позиций – «необходимое, чтобы Стоимость портфеля превысила размер Минимального ГО».
Случаи были и другие, но отзыв и так затягивается. Мелочи, типа некорректного отображения позиций, лагов терминалов и личного кабинета, некомпетентности сотрудников – даже не упоминаю.
Резюмируя, в очередной раз искренне предостерегаю связываться с этим сомнительным брокером. Те 500 рублей, которые вам подарят за регистрацию, заберут потом с хорошими процентами. Ставка сделана на поток, на привлечение новых клиентов, а качество обслуживания отсутствует как категория.
Часто читаю здесь мнения, что у закрытия хорошие комиссии. На самом деле, сейчас уже у всех брокеров комиссии сопоставимые. Нет, случается, и в нынешнюю эпоху растущей конкуренции кто-то умудряется брать 0,3% от сделки. Но сейчас это скорее исключение. Тот же Сбер берёт 0,035% от сделки. Ренессанс периодически позванивает и напоминает, что до конца года вся торговля через них вообще без комиссий. Может, у кого-то есть и дешевле, чем бесплатно.
P.S. Рассылка и копирование информации из данного отзыва всячески приветствуется. Разумеется, со ссылкой на первоисточник. Люди должны знать.
P.P.S. Счёт у них не закрываю, негатив накапливается и документируется. Есть идея доказать этим товарищам их неправоту в правовом поле. Приглашаю всех пострадавших от этого «брокера» скооперироваться. В свете нынешних тенденций поиска ЦБ способов защиты непрофессиональных инвесторов – перспективы вполне зримые
Когда я выбирал себе брокера — вычеркнул всех таких из кандидатов.
А это уже даже не смешно. Как в том анекдоте — Только бледнолицый… дважды наступает на те же грабли.
Разве не ССЗБ?
Бороться с ветряными мельницами? Взрослые люди публикуют компромат и голосуют ногами — это лучшее наказание для кривого брокера.
Ну про политику СЛ заметать мусор брокеров и биржи под ковёр мне добавить нечего. Нас, правдолюбов, здесь силком никто не держит.
Не гонят в шею — и на том спасибо.
Сейчас у Окрытия действительно хорошие тарифы.
И действительно стремно торговать там, учитывая подобные массовые отзывы (