Вещи не составляют ни флоры, ни фауны. Однако они создают явное впечатление размножающейся растительности или джунглей, где новый дикий человек современности с трудом отыскивает вновь проявления цивилизации. Эти фауна и флора созданы человеком и появляются, чтобы окружить его и проникнуть в него, как в дурных научно-фантастических романах.
Жан Бодрийяр
Желание обладать вещами — это симуляция поиска смысла. Человек ходит по торговым центрам и думает, что если он купит ту или иную вещь, то пустота в его душе будет заполнена. Но это лишь надежда. Симуляция.
Вещи — это маяки отсутствующего смысла. Обладание вещами не даст счастья. И не заменит смысла. Так устроена СИСТЕМА. Называйте ее матрицей, если хотите. Система создает иллюзию счастья через обладание предметами. Она подменяет и вытесняет настоящие ценности.
Посудите сами. Миллионы невыспавшихся людей каждый день встают рано утром и отправляются на работу. Там они симулируют деятельность, чтобы получить за нее деньги. Но на эти деньги они потом не могут купить СОН (!). Не могут купить свободное время.
Люди тратят деньги на обеспечение себя едой, одеждой и транспортом, чтобы добраться до работы и заработать на все это. Замкнутый круг.
И если вы думаете, что человек — это свободный индивид, принимающий решения, то спешу вас заверить, что это система теперь создает потребности. Штампует потребителей. Почитайте книгу Жана Бодрийра «Общество потребления» (как ее до сих пор не запретили?). Она шокирует вас открытием действительности.
Подозревал о том, что вокруг меня происходит что-то не то. Но облечь так мысли в слова, как это делает Жан Бодрийяр, не мог.
Меня удивляли люди, которые ходят на нелюбимую работу, а потом всю свою месячную зарплату спускают на модный сотовый телефон. Это как так можно бездарно тратить свою жизнь?
Система должна работать. У индивидов должен быть какой-то стимул ее обслуживать. Им придумывают погремушки, к которым они стремятся, отдавая энергию своих жизней.
Это не люди теперь создают потребности. Им их навязывает СИСТЕМА.
В целом культурные объекты утратили всякое гуманитарное значение: их владелец делает из них в некотором роде фетиш, позволяющий ему поддерживать свое положение. Это могло бы быть проиллюстрировано как бы экспериментально на примере шахтерского городка в квебекской тайге, где, как рассказывает репортер, вопреки близости леса и почти ничтожной пользе автомобиля, каждая семья, однако, имеет свой автомобиль. «Этот автомобиль, вымытый, прилизанный, в котором время от времени делают несколько километров кругом по объездной городской дороге (за неимением других дорог), является символом американского образа жизни, знаком принадлежности к механической цивилизации.
Более того: тот же демонстративный рефлекс хвастливости приводит к тому, что зажиточные служащие стремятся построить на собственные средства загородный домик в радиусе десяти миль от городка. В этом хорошо проветриваемом пространственном ансамбле, где климат полезен для здоровья, а природа присутствует повсюду, нет ничего более бесполезного, чем вторичная резиденция!» Жан Бодрийяр
Знаю людей, которым автомобиль никак не нужен. Но они стремятся к нему, потому что на это их вынуждает окружение. Это желание обладать статусом. Это смысл, которым можно было бы объяснить то, зачем ты зарабатываешь деньги. Если убрать морковку, то кто же будет работать?
Чтобы лучше мотивировать человека, создан кредит.
Кредит оказывается фактически систематической социоэкономической дрессировкой в усиленной бережливости и экономическом расчете поколений потребителей, которые иначе ускользали от руководства в своем существовании от планирования спроса и были недоступны эксплуатации как потребительная сила.
Кредит — это дисциплинарный процесс вымогательства сбережений и регулирования спроса, так же как наемный труд был рационализированным процессом вымогательства рабочей силы и роста производительности.
Жан Бодрийяр
Есть товарищи, которые без кредита жить не могут. Они без него теряют смысл жизни. В одном случае им нужно работать, чтобы платить по кредиту, во втором — опять же работать, чтобы иметь возможность взять еще один кредит.
Кредит — это способ мотивировать людей работать. Это морковка спереди и сзади.
Мы живем в обществе, в котором уже можно произвести любую вещь сколь угодно раз. С одной стороны — изобилие, с другой — недоступность вещей и желание ими обладать.
Резюмируя кратко, скажем, что основной проблемой современного капитализма больше не является противоречие между «максимизацией прибыли» и «рационализацией производства» (уровень предпринимателя); ею является противоречие между потенциально бесконечной производительностью (уровень техноструктуры) и необходимостью сбыта продуктов. На этой фазе для системы становится жизненно необходимым контролировать не только аппарат производства, но и потребительский спрос, не только цены, но и то, что будет запрошено по этим ценам. Общим итогом, достигаемым то ли посредством мер, предшествующих самому акту производства, то ли посредством мер, следующих за производством (реклама, маркетинг, упаковка), является «изъятие у покупателя власти решать (покупатель ее не контролирует) с целью передачи ее предприятию, где ею можно манипулировать». Жан Бодрийяр
Почитайте книгу Жана Бодрийяра «Общество потребления».
И добро пожаловать в СИСТЕМУ.
P.S. СИСТЕМА — это не плохо или хорошо. Это СИСТЕМА.
Когда у тебя есть деньги, то ты получаешь преимущества от ее работы. Набираешь номер на телефоне — и за тобой приезжает такси, оно отвозит тебя в аэропорт (который обслуживают сотни людей). Самолет доставляет тебя в неизведанную страну, в которой ее жители предоставляют тебе за деньги жилье, еду и развлечения. По-моему, это здорово. Да и альтернатив СИСТЕМЕ пока что нет.
Вот такое оно, общество потребления XXI века.
Владимир Никонов
Подкасты: https://music.yandex.ru/album/7328601
Люди тратят деньги на обеспечение себя едой, одеждой и транспортом, чтобы добраться до работы и заработать на все это. Замкнутый круг.»
Бред какой-то, ну давайте не работать, жить натуральным хозяйством, держать огород, а к нему в придачу ещё и скотину, вставать тогда придётся ещё раньше, а свободного времени будет ещё меньше.
Видимо, этот Бодрияр не в курсе, что такие вещи как, например, трактор или комбайн значительно облегчают труд фермера и повышают производительность. А такие вещи как токарный/фрезерный и др. станки позволяют производить те самые комбайны и тракторы. Давайте от всего этого откажемся, не будем ходить на работу, а будем спину гнуть в поле. И одежды нам не надо, в шкуры будем одеваться, а где вы одежду возьмёте, швея-моторист тоже на работу не пошла.
Автор ведь и пишет — отсутствие смысла жизни, пустоту в душе вещами не заполнить. Он не пишет что работать не нужно.
Раньше было тяжелее (но и люди были сильнее) и было меньше техногенного комфорта ( но людям было привычно его отсутствие), зато было легче для психики, лучше экология, нравственные понятия.
А насчёт образования — так же будешь работать с утра до вечера только не с молотком и лопатой а сидя у компа целый день. И порой за такую же зарплату, и вопрос еще что хуже для здоровья.
Уехать в лес и там так же горбатится только не на работе а в лесу добывая еду? )