«Делимобиль» планировала разместить свои акции на бирже 2 ноября, но подведение итогов IPO затянулось. Организаторы сделки сообщили, что цена размещения все еще не определена.
IPO планируется провести на NYSE, бумаги будут торговаться под тикером DMOB. Также компания рассчитывает получить допуск к торгам ADS на «Мосбирже» — соответствующую заявку на листинг она подала 1 ноября.
В рамках IPO «Делимобиль» разместит 20 млн ADS, каждая из которых соответствует двум акциям компании. Опцион на покупку, который компания предоставляет андеррайтерам, составляет 3 млн ADS. После IPO совокупное число акций составит 152 млн без учёта опциона андеррайтеров и 158 млн с учётом опциона.
В свободном обращении будет находиться 26,3% акций, а в случае исполнения опциона андеррайтерами -29,1%.
После IPO крупными инвесторами станут MK Impact Finance (27,8%), Micro Fund (12,4%), D-Mobility Worldwide (9,9%). Через эти фонды основатель «Делимобиль» Винченцо Трани, будет владеть 76,4 млн. акций (50,3% голосов). Инвестор Nevsky Property Finance Ltd (9,9%) представляет банк ВТБ, который в начале лета приобрёл 13% акций компании за $75 млн.
Примерный диапазон размещения — $10 — $12 за ADS, средняя цена — $11.
Объём размещения — $200 млн — $240 млн.
В случае исполнения опциона андеррайтерам объём размещения увеличится и составит $230 млн — $276 млн.
Оценка капитализации компании — $760 млн — $912 млн, в среднем — $836 млн. C учётом опциона андеррайтеров капитализация возрастает и находится в пределах от $790 млн до $948 млн, в среднем — $869 млн.
Бизнес компании делится на следующие сегменты:
«Делимобиль» — 96,57%. Каршеринговый сервис.
Anytime Prime — 3,18%. Сервис долгосрочной аренды машин премиум-класса и выше.
Другое — 0,25%. Непрофильные услуги компании: консультирование, ремонт, техобслуживание, продажи топлива, запчастей и комплектующих. По сути, это сегмент корпоративных взаиморасчетов между различными сегментами компании.
Выручка состоит из:
Каршеринг — 79,87%.
Штрафы с клиентов за нарушение правил дорожного движения, нарушение правил аренды и порчу автомобилей — 13,83%.
Доставка товаров — 3,1%.
Выручка с долгосрочной аренды — 2,94%. Это меньше выручки Anytime Prime, где, вероятно, учитывались и непрофильные доходы подразделения.
Непрофильные доходы компании — 0,26%.
Также, «Делимобиль» планирует расширяться в направлении Чехии, Казахстана и Беларуси.
В отчете Bank of America отмечается, что по итогам 2021 финансового года, закончившегося в июне, «Делимобиль» обогнал «Яндекс.Драйв» и стал лидером столичного рынка каршеринга. За год доля компании по числу поездок в Москве выросла с 37,1 до 40,5%, в то время как доля «Яндекс.Драйв» сократилась с 48,7% до 39,9%.
Также, отмечу, что в настоящее время публичных компаний в индустрии каршеринга ещё нет. «Делимобиль» — первопроходец индустрии на фондовом рынке.
Компания является убыточной.
В первом полугодии 2021 года итоговая маржа составила −21,7% от выручки. По итогам 2020 итоговая маржа составила −47,38%.
Также, компания не планирует выплачивать дивиденды будущем. Все средства будут направлены на развитие бизнеса.
Объем обязательств компании составляет 22,1 млрд руб. В то время какналичных средств у компании 4,3 млрд руб.
Привлечённую сумму благодаря IPO, которая составит $197,8 млн при размещении по средней цене диапазона и $228 млн в случае исполнения опциона андеррайтерами, компания намерена использовать на выплату долга, общие корпоративные расходы, включая оборотный капитал, операционные расходы и CAPEX.
Долг перед акционерами (Mikro Kapital Group) на 30 июня 2021 года составлял 5,7 млрд руб. ($79 млн), процентная ставка — 17% — 18%. Также выплаты требует долг от 27 апреля 2021 года — 49 млн руб., занятый под 14%. Эти долги будут погашены немедленно после проведения IPO.
И если благодаря IPO не получится собрать нужную сумму, чтобы рассчитаться с долгами, то Делимобилю придётся взять новые кредиты, что негативно будет сказываться на отчётности.
Коротко о минусах, которые ведут за собой риски для инвесторов.
• В России у «Делимобиль» более 20 конкурентов, среди которых экосистемы, обладающие значительными ресурсами. В отличие от «Делимобиль», которому придётся найти окупаемую модель работы, для конкурентов каршеринг может быть второстепенным направлением бизнеса и служить, например, источником данных о пользователях.
• Компания систематически несёт операционные убытки.
• Риск запрета на деятельность каршеринговых операторов уже реализовывался во время карантина и это может повториться.
• Бизнес-модель компании в значительной степени зависит от страхования ущерба и может пострадать в случае изменения условий страховыми компаниями.
• Компания не имеет собственных дата-центров и зависит о партнёров, предоставляющих облачные сервисы.
• Глобальные аналоги компании выходят на биржу через слияния с бланковыми компаниями (SPAC). Это означает, что вложения в них сопряжены с более высокими рисками, чем в традиционные IPO. Так, 25 августа стало известно, что через слияние с бланковой Altitude Acquision Corp на биржу собирается выйти американский оператор каршеринга Getaround. Через слияние с бланковой Alimter Growth Corp. намерен стать публичным и сингапурский агрегатор такси, позиционирующийся как суперапп, компания Grab.
Подводя итог, можно сказать, что «Делимобиль» это средняя по размеру компания, которая выходит на биржу имея высокую долговую нагрузку. Бизнес компании крайне неэффективен, учитывая что с 2015 года, работая в 11 городах России и являясь лидером по Москве (по данным Тинькофф Инвестиции), она так и не смогла выйти на положительную чистую прибыль.
Нужно понимать, что акции убыточных компаний априори волатильны и угроза банкротства там всегда неподалеку.
👉🏻 Telegram канал — https://t.me/Investhrust
👉🏻 YouTube канал — https://www.youtube.com/channel/UCphcYgtKJxn0BAMiBhRvMXw