Введение
Сейчас, на момент написания настоящего поста мы ведем претензионную работу с одним из крупных Брокеров с достаточно интересным кейсом, связанным с начислением и списанием комиссии за осуществление коротких позиций (базовый актив «доллар»).
При этом, до того, как открыть указанные позиции Брокер по тел. сообщил и заверил клиентов (со слов клиентов), что комиссия не будет начисляться по шорту.
Подробно о деле:
Центральный Банк РФ ввел с 03.03.2022г. за покупку долларов США, евро и фунтов стерлингов на бирже комиссию с физических лиц в размере 30% от суммы сделки.
При этом, на момент ввода указанного правила, не было разъяснений о применении указанного предписания относительно инвестиционных инструментов («коротких позиций») базовым активом которых являлся «доллар США».
В связи с этим и в целях получения разъяснений по указанному вопросу у ряда клиентов Брокерской компании возник вопрос относительно комиссии по коротким позициям (шорт).
По состоянию на 03.03.2022г. на инвестиционном счете долларов у Инвесторов не было.
03 марта, Инвестор позвонил в ЦБ с указанным вопросом на что ему сообщили, что вся информация у его брокера и по вопросу взимания комиссии по коротким операциям должна решатся Брокером на его усмотрение.
Далее после звонка в ЦБ, 03 марта Инвестор позвонил в свою брокерскую компанию (несколько раз) где ему подтвердили что он может совершать сделки в шорт открытие/закрытие — без комиссии 30%.
После получения указанной информации от Брокера, которую расцениваем как юридически значимую — Инвестор открыл две коротких позиции базовым активом которого являлся «доллар США».
Между тем, на следующий день Брокер по инвестиционному счету Инвестора была начислена и списана комиссия за короткие две операции в размере 30 %.
На запросы клиентов о предоставлении записи разговоров, Брокер утверждает, что аудиозапись разговора не сохранена.
На мой взгляд указанная позиция Брокера не отвечает требования целого ряда норм законодательствао рынке ценных бумаг, предписаний ЦБ.
Согласно распечатки телефонных разговоров по абонентскому номеру клиента – зафиксированы факты соединений, продолжительность разговоров между Брокером и клиентом.
Считаю, что сам по себе факт того, что Брокер уклоняется на запросы клиента о предоставлении записи разговоров с целью подтверждения или опровержения факта заверения Брокера о том, что Клиенту не будет начислена комиссия, является косвенным подтверждением вины Брокера ввода Инвестора в заблуждение.
Регламент Брокера устанавливает, что «Переговоры Клиента и Брокера фиксируются в виде записи на цифровом носителе. Клиент и Брокер подтверждают, что признают данную запись в качестве доказательства при разрешении спорных ситуаций.
В соответствии с «Базовым стандартом совершения брокером операций на финансовом рынке» (утв. Банком России, Протокол от 19.01.2018 N КФНП-1) (ред. от 24.12.2020), «Брокер должен иметь возможность подтвердить факт предоставления клиенту информации. В случае устного предоставления клиенту информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с использованием средств аудиосвязи, в том числе телефонной связи, брокер должен вести запись соответствующего разговора.
После того, как мы выясним обстоятельства дела и докажем факт ввода Инвестора в заблуждения – мы сообщим все детали.
Адвокат Бугрушев А.В.