Больше чем деньги. Часть 3. Финансовая история человечества от Вавилона до Уолл-стрит. 17-19 век.
В конце XVII в. в Лондоне уже было полно приезжих.
Политическая Славная революция плавно перешла в финансовую революцию.
Началась она после издания в 1688 г. закона о долговых обязательствах (Promissory Notes Act).
Власть короля в решении финансовых вопросов ограничили и основную часть полномочий отдали парламенту.
Но главная инновация состояла в том, что государственный долг теперь рассматривался как национальный долг страны.
Еще в 1600 г. в Англии создали первое общество с ограниченной ответственностью — Британскую Ост-Индскую компанию.
В хартии Ост-Индской компании сказано, что ее участники (218 купцов) несут лишь ограниченную ответственность за результаты деятельности компании в пределах размера своей доли.
Именно это и стало принципиально новым — сами по себе колониальные компании возникали в Англии и раньше. Для инвесторов появились совершенно новые перспективы.
Кто из них захотел бы вкладывать деньги в деятельность компании, прибыль которой трудно точно спрогнозировать, но за убытки которой нужно платить из своего кармана?
Быстро возник рынок акций (в 1690 г. их покупка и продажа были уже обычным делом), а вместе с ним и рынок деривативов — опционов и фьючерсов.
А это создало потребность в профессиональных посредниках — брокерах и джобберах.
Брокеры работали за комиссионные и не вкладывали собственных капиталов.
А джобберы шли на гораздо больший риск, покупая ценные бумаги за свои деньги, чтобы в нужный момент продать их и получить прибыль на разнице цен.
Все это оказалось новым, необычным и увлекающим многих.
Английская финансовая революция заложила основу для следующей революции — промышленной.
Децентрализация и протестантская этика зарождающегося капитализма стали характерными чертами британской модели финансовых рынков, да и бизнеса в целом.
(Акционерный бум 1690-х гг).
Любой желающий мог основать компанию якобы для подготовки экспедиции за пряностями и начать продавать акции.
Вопрос о том, имеет ли он какое-то отношение к дальним плаваниям и специям, вообще не ставился. Так что простор для мошенников был широчайший.
Только за два года, с 1691-го по 1693-й, основали более 60 новых компаний.
Первые 11 были созданы для поиска сокровищ на затонувших кораблях.
Потом стали появляться компании для производства простейшего подводного снаряжения, а за ними и другие. Половину из них организовали только для того, чтобы выпустить акции, продать их и собрать деньги.
Общий энтузиазм в те годы был велик, и без особых усилий акции номиналом 10 фунтов продавали по 50: инвесторы не очень вникали, что́ это за компания и какие у нее перспективы.
Несмотря на банкротства многих акционерных компаний, осталось главное — ощущение подъема, настроение роста в умах инвесторов.
И рынок ценных бумаг — прежде всего надежных государственных облигаций.
В те годы общего подъема возникла и финансовая пресса.
Впрочем, самую свежую информацию можно было получить от брокеров и джобберов, собиравшихся в кофейнях. Чтобы посторонние не понимали смысла важных разговоров, брокеры и джобберы выработали особый жаргон, называя акции разных компаний всякими условными именами.
Для неискушенного слушателя такие разговоры выглядели очень загадочно.
Однако Даниель Дефо, знавший эту публику и сам потерявший неудачно вложенные деньги, смотрел на эти разговоры в кофейнях гораздо проще, считая их всего лишь средствами для маскировки мошенников, пытающихся любой ценой выманить деньги инвесторов.
Территориальная экспансия Англии началась во второй половине ХVІ в. и через три столетия привела к созданию глобальной морской империи.
Колониальные компании проложили торговые пути, связавшие Лондон (крупнейший в мире порт) с Индией, Мадейрой, Британской Вест-Индией и иными далекими частями мира.
Раньше инвесторы вкладывали свои капиталы если не в надежные и проверенные гособлигации, то в основном в ценные бумаги Банка Англии.
Но после того как в 1710 г. банку предоставили монополию на выпуск бумажных денег, он снизил прибыль по своим бумагам до 5% годовых.
Инвесторы стали искать более выгодные пути вложения денег — а в те годы больше прибыль могли дать только акции колониальных компаний.
Вскоре появилась такая возможность, связанная с Компанией Южного моря (South Sea Company), основанной в 1711 г.
Была еще одна, самая важная цель — выкупить хотя бы часть государственного долга.
Англия ввязалась в долгую Войну за испанское наследство (1701–1714) — самый крупный военный конфликт того времени в Европе.
Компания Южного моря должна была принимать государственные облигации в оплату своих акций.
Джон Блант не скупился на рекламу и создание красивой легенды — по заказу компании известный публицист Даниель Дефо писал статьи о богатствах Южной Америки и о том, что там можно будет заработать огромные деньги, продавая шелковые носовые платки и чеширский сыр.
:--) Как будто кто-то эти платки и сыр собирался там покупать.
Но главное, что придумали легенду.
Как мы знаем, на самом деле речь шла о продаже рабов, хотя и это не было главной целью.
Дефо стал пионером экономической журналистики.
Роман о Робинзоне Крузо оказался продолжением этой рекламной кампании — его действие происходит на одном из островов Карибского моря.
Пресса начала массовую публикацию заказных статей о том, какую невероятную прибыль получат акционеры компании.
В ход пошли откровенно фейковые новости — что Испания якобы решила уступить компании четыре порта в Чили и Перу и готова дать ей право торговать по всей Южной Америке.
Неправдоподобность таких сообщений была очевидна.
Но, видимо, среди инвесторов политикой мало кто интересовался, и они легко верили всем этим небылицам.
А из Парижа приходили новости о том, как успешно компания Джона Ло обменивает облигации госдолга на свои акции. Это подогревало энтузиазм руководителей Компании Южного моря: они шли по верному пути.
А когда в начале 1720 г. во Франции начался кризис «системы» Джона Ло, это вызвало еще больший рост акций Компании Южного моря — те, кто успел забрать свои деньги в компании Ло и вывести их из Франции, теперь искали способ их выгодного вложения.
И покупали акции Компании Южного моря, почему-то совершенно не задумываясь о том, что в Лондоне повторяется история Джона Ло.
В Лондоне председателем совета директоров компании захотел стать сам король Георг I.
Отчасти это решение было вызвано личными долгами короля — он тратил на сотни тысяч фунтов больше, чем ему выделял парламент.
Но об этой причине мало кто знал, и для инвесторов участие короля в управлении компанией стало знаком, что капитал компании гарантируется государством.
А раз так, то ей можно доверять.
А Джон Блант начал продавать акции компании в кредит под залог самих акций.
За одну акцию номиналом 100 фунтов выдавали 250 фунтов кредита (реальная цена акции составляла на тот момент 270 фунтов) под 5% годовых.
Размер кредита для одного заемщика не мог превышать 3 тысяч фунтов.
Скоро сумма выданных кредитов достигла миллиона фунтов.
Акции быстро выросли, 17 июня цена составила тысячу фунтов.
Когда акции подорожали в 10 раз, многие люди с небольшими сбережениями вдруг разбогатели, хотя и ненадолго.
Скромный лавочник или купец, вовремя включившийся в игру, покупал себе большой особняк и разъезжал в позолоченной карете, запряженной шестеркой хороших лошадей.
Капитализация рынка акций выросла в 100 раз — с 5 млн фунтов в 1695 г. до 500 млн фунтов в 1720-м.
Большинство новых компаний имели спекулятивный характер.
Особенно отличилась одна из таких компаний, даже не ставшая утруждать себя придумыванием каких-то целей.
Учредители заявили, что компания основана для одного «очень важного дела», которое настолько выгодно, что его подробности пока не будут разглашаться.
Дивиденды обещали совершенно невероятные — 100% годовых.
Компания якобы собиралась выпустить 5 тысяч акций номиналом по 100 фунтов. Но для внесения в очередь желающих нужно было сдать по два фунта.
Когда началась подписка, возле конторы учредителя собралась огромная толпа желающих, и за один только день они сдали более 2 тысяч фунтов.
Учредитель не стал долго ждать и рисковать, забрал деньги и скрылся.
(Закон о «мыльных пузырях»).
Самым большим пузырем стала Компания Южного моря.
Джонатан Свифт в небольшой сатирической поэме с иронией описал раздувание такого пузыря (bubble) и его неизбежный крах.
А тем временем акции Компании Южного моря упали до 130 фунтов, после еще недавней тысячи фунтов.
«Многие понимали, что так случится, — писал потерявший свои инвестиции Джонатан Свифт, — но никто не был готов, никто не подозревал, что конец подкрадывается, словно ночной вор».
Множество инвесторов потеряли большие деньги.
Был среди них и знаменитый физик Исаак Ньютон.
(Инвестиции великого ученого).
Исаак Ньютон первую половину своей жизни посвятил науке, а вторую — финансам.
Ньютон стал одним из первых, кто заинтересовался этими бумагами, начав их покупать задолго до бума, еще в 1712 г.
К тому же Ньютон при его должности знал, что компания будет заниматься государственным долгом, и понял, что это выгодное дело.
Для Ньютона и других инвесторов главным оказалось то, что ее акции росли и на них можно было обогатиться.
В середине 1719 г. он купил акций на 13 тысяч по цене 130 фунтов.
В мае 1720 г. Ньютон продал 80% акций по цене 350, получив 20 тысяч фунтов прибыли (более 4 млн фунтов сегодня).
Однако акции продолжали расти — компания умело распускала слухи о своих перспективах, и пузырь надувался.
Ньютон понял, что слишком рано продал акции, заволновался и в июне 1720 г. снова купил их в два раза дороже, чем недавно продал, — по цене 700 на 26 тысяч фунтов.
Ажиотаж повлиял на него, и Ньютон из рационального и хорошо осведомленного инвестора превратился в увлекшегося спекулянта.
Вскоре акции начали быстро падать и опустились ниже 200 фунтов.
Ньютон потерял 22 600 фунтов (4,6 млн фунтов по сегодняшним ценам).
Первооткрыватель закона всемирного тяготения так и не понял смысл «закона финансового тяготения»:
раз то, что поднимается вверх, неизбежно упадет, то и быстро растущие цены на акции потом так же быстро снизятся.
Ньютон говорил: — Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие толпы».
После этого Ньютон стал молчаливым.
Еще раньше ему был пожалован титул лорда, и много лет он молча просидел скучая на заседаниях палаты лордов.
А однажды попросил слова.
Все оживились, ожидая, что же скажет знаменитый ученый и государственный деятель.
А он всего лишь хотел, чтобы закрыли окно, — из него сильно дуло, и Ньютон боялся простудиться.
Рынок ценных бумаг обвалился, за ним и рынок недвижимости, и денежный, и товарный рынки. Те, кто вовремя избавился от акций, получили хорошую прибыль.
А большинство акционеров компании Джона Бланта полностью обанкротилось.
Грандиозный пузырь, на полвека затормозил экономический рост в Англии и промышленную революцию.
И возникает вопрос: неужели случайно почти в одно время разворачивались две очень похожие истории:
Западной компании Джона Ло в Париже и
Компании Южного моря Джона Бланта в Лондоне?
Проблема государственного долга нависала над правительством и там и там.
Поэтому идея выкупить его за раздутые в цене акции колониальной компании оказалась как нельзя кстати.
Но, идея конвертации государственного долга с помощью колониальной компании зародилась, скорее всего, в Англии.
(Глава 11. Джентльменский капитализм).
Неформальные сети для обмена знаниями и были главной движущей силой промышленной революции, а вовсе не изобретатели-одиночки.
В Англии эпоха Просвещения в сочетании с джентльменским капитализмом и его доверительным клубным стилем бизнеса породили особую инновационную среду, необходимую для создания и воплощения в жизнь радикальных технологических инноваций.
Такая среда возникает, когда в одном месте собирается достаточное количество талантливых людей.
И если в этом месте есть свободные капиталы.
Примеры из истории (тот же Китай) показывают, что самые продвинутые технологические инновации очень даже возможны и в тех авторитарных обществах, где развит предпринимательский дух.
Почему именно в Англии?
У французских предпринимателей прибыль от вложенного основного капитала была не более 15%.
А в Англии норма прибыли составляла 40%.
Кроме того, в Англии 18 в. оплата труда стала выше, чем в других странах, а цена главного энергоносителя (угля) — ниже.
Потому новые изобретения, связанные с паром и углем, прижились в Англии гораздо раньше, чем там, где цена угля намного выше, а оплата труда — ниже.
В тех странах возникал естественный вопрос, зачем тратить деньги, время и силы на создание нового станка, если труд инженеров не смогут достойно оплатить, а станком все равно никто не воспользуется из-за дорогого топлива.
Так дешевый английский уголь стимулировал изобретение парового двигателя.
Именно в Англии финансовая революция, защита прав собственности, накопление капиталов и благоприятные условия для инвестирования этих капиталов через рынок ценных бумаг создали «критическую массу», подтолкнувшую начало индустриальной революции.
А во Франции подходящих условий не было и «критическая масса» не сформировалась.
В 17 в. основным источником финансирования промышленной революции были внутренние сбережения компаний, накопленные благодаря прибылям от колониальной торговли, а также за время общего подъема после финансовой революции 1688 г.
Свободных капиталов тогда хватало — зарождающаяся британская промышленность была просто переполнена ими.
Переселившиеся в Лондон финансисты из Франции, Нидерландов и Германии образовали ядро новой космополитической финансовой аристократии.
Космополитической — потому что страна и город для этих энергичных и богатых предпринимателей значения уже не имели.
«Так родилась новая аристократия».
Ротшильды подорвали власть старой родовой аристократии, которая уже ничего не могла противопоставить влиянию финансистов.
И дали Европе новую элиту.
Так создавалась основа финансового капитализма.
(Натан Ротшильд).
Пять братьев Ротшильд создали свою невидимую бизнес-сеть неформальных личных связей для крупных операций с золотом и ценными бумагами.
Натана стали называть «Бонапартом финансов», говорили, что если деньги стали богом, то именно Ротшильд — пророк этого бога.
В 1792 г., до начала войн с Наполеоном, одна трехпроцентная британская государственная облигация номиналом 100 фунтов продавалась за 96 фунтов,
а в 1815 г., перед битвой при Ватерлоо, — за 60 фунтов.
Интуиция подсказывала Натану Ротшильду, что этим нужно воспользоваться.
Он считал, что войска Наполеона будут разгромлены и тогда курс британских облигаций станет быстро расти.
В самый решающий момент цена на облигации еще больше упала — никто ведь не знал наверняка, чем закончится битва, в начале которой французы имели преимущество.
Как только битва завершилась, люди Ротшильда сразу отправили ему почтового голубя.
Он первым узнал о победе англичан за двое суток до того, как в Лондон доставили официальное сообщение, и успел скупить по низкой цене огромное количество облигаций.
Потом эти бумаги начали быстро расти в цене.
В 1815 г. Натан снова купил большое количество облигаций.
Когда он начал продавать облигации в 1817 г., они выросли на 40% — он заработал на разнице курса больше 100 млн фунтов.
Так гласит легенда.
А дотошные историки, особенно знаменитый Нил Фергюсон, подсчитали, что в Англии в принципе не было такого количества облигаций, чтобы Ротшильд мог заработать 100 млн и стали выяснять, как возникла эта легенда.
Оказалось, что она впервые появилась в 1846 г. в малоизвестной сегодня антисемитской брошюре на французском языке.
На самом же деле Ротшильд получил весть о победе англичан действительно раньше, чем британское правительство, но доставили ему сообщение курьеры на лошадях.
Облигации он тоже покупал, но далеко не в таких количествах, и заработал не 100 млн, а гораздо меньше.
Однако после этих операций Натан Ротшильд стал крупнейшим игроком на лондонском рынке государственных облигаций, оттеснив главных конкурентов — банкиров Бэринг.
Слава об успехах обосновавшегося в Лондоне Натана Ротшильда быстро распространилась, и в британскую столицу потянулись финансисты из других городов Европы.
В Лондон переселялись не только амстердамские банкиры, но и немецкие коммерсанты из Гамбурга и Франкфурта, спасавшиеся от притеснений турок богатые греческие купцы и многие-многие другие.
Они перемешивались в лондонском Сити и становились космополитической финансовой аристократией, державшей в своих руках всю международную торговлю.
А когда в 1819 г. возобновился обмен британских банкнот на золото, временно отмененный в 1797 г. из-за Наполеоновских войн, фунт снова стал столь же надежным, как золото.
И основной международной валютой.
Избыток свободных капиталов и постоянное снижение учетной ставки привели к удешевлению кредита.
Английский финансовый рынок процветал.
Начался экспорт избыточного капитала, который вкладывался в латиноамериканские облигации.
(Латиноамериканские бумаги).
Страны Латинской Америки несколько веков были испанскими колониями, пока в 1810-х гг. там не началась война за независимость.
Ее возглавил национальный герой Симон Боливар, памятники которому и сегодня можно увидеть во многих городах Центральной и Южной Америки.
В 1810 г. первой провозгласила независимость Венесуэла, за ней и другие страны.
Все эти новые государства для своей борьбы за освобождение брали в долг деньги в Англии через облигационные займы.
Не менее популярными, чем облигации, были латиноамериканские акции.
Благодаря британским капиталам в новых государствах началась волна акционерного учредительства и стали создаваться компании по добыче золота и серебра.
В результате все «классы населения бросились на фондовую биржу спекулировать на повышение…
Так начался спекулятивный бум 1824–1825 гг., достигший своего максимума в начале 1825 г., когда парламент принял постановление об отмене Bubble Act, почему-то решив, что спекулятивных пузырей больше не будет.
Так первый железнодорожный бум вызвал общий промышленный подъем и волну акционерного учредительства в 1836 г.
Вначале строительство железных дорог финансировали с помощью облигаций — так в первой половине ХIХ в.
В Англии было получено 75% капиталов. Железнодорожные проекты поддерживались государством.
Но хотелось получить больше, ведь прибыльность железнодорожных облигаций оставалась в среднем на уровне около 5% в год.
И тогда пошли в ход железнодорожные акции.
А тут еще первая железная дорога с регулярными пассажирскими перевозками Liverpool & Manchester Railway выплатила повышенные дивиденды, около 10%.
Все поняли, что на акциях можно заработать гораздо больше, чем на облигациях. И начался ажиотаж.
Uлавной движущей силой подъема середины 1840-х гг. снова стали железнодорожные проекты.
По сути, возобновился все тот же бум 1830-х, в котором возник недолгий перерыв из-за кризиса 1837 г.
Желающих заняться этим прибыльным делом оказалось так много, что, как писал Диккенс,
«…приходится выбрасывать сотни тысяч фунтов… на взятки, прежде чем удается проложить один-единственный дюйм железнодорожного полотна»/
Прибыль от инвестиций в акции железных дорог достигала 8–10%, а проценты по государственным облигациям продолжали снижаться, опустившись по некоторым займам до 3,25%.
Поэтому спекуляции с акциями железнодорожных компаний так привлекали всех, оттягивая на себя огромные капиталы.
Разбогатеть на постройке железной дороги было легко.
Для начала учреждали акционерную компанию и получали от парламента разрешение, где указывался капитал компании и то, какую его часть должны собрать от размещения акций, а какую — от облигаций.
Когда начиналась продажа акций, их обычно покупали в кредит с первым взносом 10% стоимости.
После этого частично оплаченные акции многие перепродавали, и они попадали на рынок — это считалось нормальным.
Часто железнодорожные акции компании выпускали даже до получения разрешения на начало строительства.
Ну и наконец нанимали инженера, чтобы подготовить проект дороги.
Хотя это считалось делом второстепенным — главное акции/
К середине 1845 г. бум стал наивысшим, цены на некоторые акции выросли на 500%.
Около тысячи компаний собирались инвестировать в железные дороги более полумиллиарда фунтов, из которых реально собрали только 48 млн.
Кризис начался в октябре 1845 г., вызвав снижение цен всех акций на 30–40% и многочисленные банкротства биржевых спекулянтов.
Железнодорожные проекты оттянули на себя огромные деньги, высосав их из всех других секторов экономики.
И после волны банкротств железнодорожных компаний под угрозой оказалась вся финансовая система.
Но, железнодорожный бум в Англии закончился, оставив после себя не только воспоминания о грандиозных скандалах и спекуляциях, но и разветвленную железнодорожную сеть.
Фальсификация отчетности с целью скрыть реальные размеры прибыли стала обычным делом.
А высокие дивиденды акционерам платили не из прибыли, а из основного капитала.
В 1844–1847 гг. компания Хадсона выдавала каждое полугодие максимальные дивиденды (10%), а ведь реальная прибыль не могла быть все время одинаковой.
(Глава 12. Граждане мира).
Перенесемся в Викторианскую эпоху.
Каждый год долгого, 63-летнего правления (1837–1901) королевы Виктории расширял границы Британской империи.
Предприимчивых англичан звали далекие края, и раскинувшиеся по всему миру колонии позволяли последовать за этим зовом.
После появления железных дорог, океанских пароходов, телеграфа и телефона мир стал казаться единым.
И это единство завораживало, обещая новые безграничные возможности.
Началась волна «британской» глобализации.
А золотой стандарт создал наиболее благоприятные условия для беспрепятственного движения капиталов.
Политика свободной торговли оказалась удобной для иностранных инвестиций и экспансии британских капиталов.
Выгоднее всего было вкладывать капиталы в железные дороги (преимущественно американские), что британцы и делали.
В Европе в 1850-х гг. английский капитал тоже доминировал — 40% акций французских железных дорог принадлежали британским инвесторам.
Так Англия, «мастерская мира» в начале ХІХ в., стала банком для всего мира.
История наглядно показала, что секрет материального благополучия не в количестве накопленного золота, а в свободе предпринимательства, неотделимой от личной свободы.
Лондонскую биржу называли тогда самым большим игорным домом всего мира, и она манила к себе толпы спекулянтов со всех концов земли.
Сюда же стекалась вся финансовая информация.