Павел
Павел личный блог
30 сентября 2022, 19:56

Самый длинный в мире, самый лучший аммиак!

Самый длинный в мире, самый лучший аммиак! И без него никак!

Из России в Украину пролегает самый длинный в мире аммиакопровод.

Он представляет собой самый длинный в мире трубопровод для поставки химической продукции. В США тоже есть химическая магистраль, но масштабы ее очень незначительные, а российско-​украинское сооружение простирается на тысячи километров.

Почему же решили построить такую необычную логистическую инфраструктуру? И по какой причине этот аммиакопровод продолжает эксплуатироваться, несмотря на конфронтацию между Россией и Украиной?

Самый длинный в мире, самый лучший аммиак!

Аммиакопровод выходит из завода азотных удобрений «Тольяттиазот», расположенного в городе Тольятти. Произведенный здесь жидкий аммиак отправляется по трубопроводу.

 Аммиак, отправленный на расстояние 2471 километр, в терминале Одесского припортового завода перегружается в танкеры и экспортируется. За созданием двух заводов и трубопровода стоят тесные взаимоотношения СССР и США.

Вашингтон считал коммунистический Советский Союз врагом, и торговые отношения между странами были ограничены. И только американский бизнесмен, еврей русского происхождения Арманд Хаммер (Armand Hammer), который был знаком с советским лидером Владимиром Лениным, раньше всех вышел на советский рынок.
Самый длинный в мире, самый лучший аммиак!

Накопивший капитал благодаря бизнесу в СССР Хаммер покупает нефтяную корпорацию Occidental Petroleum и становится одним из самых богатых американцев. Это — пример нестандартного воплощения американской мечты: разбогатеть благодаря бизнесу с вражеским СССР.

В 1970-х годах наступила «оттепель», и правительство США стало активно развивать экономическое сотрудничество с СССР. Occidental Petroleum пользуется этим, и в 1973 году подписывает крупный контракт с советским руководством.

Это был проект строительства заводов в Одессе и Тольятти, а также аммиакопровода, связывающего их. Более того, схема заключалась не только в строительстве инфраструктуры, но и в покупке компанией Occidental Petroleum произведенного аммиака.

Тогда в США было много фосфатных удобрений, однако аммиак и азотные удобрения импортировались. При этом газовая держава СССР обладала высоким потенциалом с точки зрения производства аммиака и азотных удобрений (эти удобрения производятся из газа), но ему не хватало фосфатных удобрений.

В связи с этим Хаммер заключил контракт, в соответствии с которым США предоставляли капитал и технологии, строили заводы и трубопровод, а СССР импортировал американские фосфатные удобрения, произведенные на заводе Occidental Petroleum во Флориде. Контракт был действительно крупным — был рассчитан 20 лет и 20 миллиардов долларов.

Строительство заводов в Тольятти и Одессе началось в 1974 году. Первый был запущен в 1978 году, а второй — в 1979 году. Трубопровод открылся в 1981 году. Кстати, Одесса — это родной город отца Хаммера, который родился в Нью-​Йорке в семье еврейских эмигрантов.

В конце 1991 года произошел распад СССР, и аммиакопровод оказался зажат между двумя независимыми государствам — Украиной и Россией. Что касается управления трубопроводом, то украинскую часть начинает контролировать украинская сторона, а российскую — соответственно Россия.

Тем не менее эксплуатация магистрали продолжилась. Жидкий аммиак также можно транспортировать по железной дороге, однако маршрут по трубопроводу прямиком в порт намного выгоднее.

И все же, как я отметил выше, большая часть аммиака, отправляемого из Тольятти в Одессу, экспортировалась танкерами в США. Между тем в последние годы американский рынок аммиака сокращается из-за «сланцевой революции». Поэтому сейчас удобрения экспортируют в основном в другие страны.

Безусловно, Россия и Украина конфликтовали по поводу аммиакопровода. Например, в 2016 году украинская управляющая компания в одностороннем порядке подняла плату за транзит, поэтому «Тольяттиазот» прикрыл работу трубопровода, и поставки аммиака приостановились на некоторое время. Что касается этой проблемы, то до сих пор ведутся слушания в суде. Тем не менее эксплуатацию трубопровода возобновили в 2017 году, и она ведется по сей день.

В 2019 году российский завод отправил по этому аммиакопроводу 2,51 миллиона тонн аммиака. Это — рекордные объемы за всю историю его существования. Можно сказать, что это стало впечатляющим достижением на фоне сложных отношений между Россией и Украиной.

Причина, по которой Украина до сих пор исподтишка импортирует аммиак из вражеской России, очевидна. Это приносит хорошие доходы. В 2019 году украинская управляющая компания заработала на транзите 78 миллионов долларов.

Кроме того, точная сумма неизвестна, однако Одесский припортовый завод также получил хорошую оплату за погрузку. Украине, которая постоянно испытывает финансовые затруднения, сложно отказаться от такого источника доходов.

В свою очередь, тольяттинский завод пользуется украинским маршрутом в силу внутренней обстановки в России. На самом деле, чтобы расстаться с украинским маршрутом, «Тольяттиазот» в 1999 году начал строить в порту Тамань, который выходит на Черное море, собственный разгрузочно-​погрузочный терминал.

Тем не менее на стадии установки оборудования местная администрация Краснодара заявила, что участок принадлежит региону и подала иск в суд. В результате проект зашел в тупик.

После случилась спецоперация и экспорт аммиака прекратился!

А вот новость от 14 сентября 2022 года:

ООН давит на Россию и Украину по возобновлению работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса» для экспорта аммиака через Черное море в рамках зерновой инициативы.

Об этом пишет Financial Times со ссылкой на три информированных источника, информацию подтвердила представитель ООН Ребекка Гринспан.

Аммиак является основной составляющей в производстве нитратных удобрений, а увеличение его поставок на мировой рынок может снизить цены на него и ослабить риски продовольственного кризиса в ряде стран.

В Украине единственный аммиакопровод «Тольятти-Одесса», конечной точкой которого является Одесский припортовый завод. Через него до 24 февраля осуществлялся экспорт аммиака производства российских ПАО «Тольяттиазот» (принадлежит российскому олигарху Дмитрию Мазепину) и АО «Минудобрения» (принадлежит российскому олигарху Аркадию Ротенбергу).

ООН стремится достичь возобновления поставок российского аммиака на экспорт.

«Переговоры двигаются в правильном направлении, и все стороны на каждом уровне прилагают все усилия для обеспечения положительного результата», — сказала Гринспан. Она добавила, что переговоры проходят «срочно» для предотвращения «продовольственного кризиса во всем мире» в последующие годы.

Это предложение является частью «зерновой инициативы», обещанной Путину в обмен на поддержку соглашения о частичной деблокаде украинских портов в июле. Это позволит экспортировать российский аммиак через тот же морской коридор, которым сейчас экспортируется украинское зерно.

Такое соглашение позволит ежегодно поставлять из России 2 млн. тонн аммиака стоимостью около 2,4 миллиарда долларов по текущим ценам. Участники переговоров надеются, что это поможет успокоить глобальный продовольственный кризис, а также укрепит существующее соглашение по зерну с учетом заявлений РФ.

А неделей ранее случилось чудо Зе-в-Изюме, когда армия РФ взяла и отошла от аммиакопровода, проходящего через Купянск и Изюм.

А 2.4 ярда долларов хватит, чтобы платить 300 000 армии по 40 000 ежемесячно!





23 Комментария
  • Николай  ☮
    30 сентября 2022, 20:01
    на сколько знаю амиакопровод не прокачивают с начала сво
  • Александр Сережкин
    30 сентября 2022, 20:01
    А вот новость от 14 ноября 2022 года:
    окуеть!
    • Орочья Орда
      30 сентября 2022, 20:34
      А теперь окси купил баффет
  • evg_gen +100(100)
    30 сентября 2022, 20:01
    несколько недель назад обратил внимание что войска РФ не переходят линию труб по нефти и газу, а тут еще и аммиакопровод..
    совсем четкий договорняк.

    очень обидно становится когда военные гибнут из-за хитрыжопых политиков.

    трушные военные уже бы давно украину бы стерли с лица истории…
    • Xon_Razuma
      30 сентября 2022, 20:22
      evg_gen, мне один наш военспец, работавший в Никарагуа в восьмидесятые, рассказывал про панамериканскую магистраль, которая проходила по юж/центр америке и в которой были заинтересованы амеры. Так вот, после строго внушения обоим сторонам конфликта от США ее никто пальцем не трогал и все боевые действия велись метров двести-триста до этого автобана минимум. Т.е. вокруг война, че-то взрывается, а по магистрали мирные тачки безбоязненно туда-сюда снуют. И типа, ни разу ничего. Интересы крупного капитала. А про аммиакопровод — лучше бы пивопровод построили. 
    • Анатолий И.
      30 сентября 2022, 21:09
      evg_gen, навряд ли военные спланировали такую бездарную операцию как сейчас.
    • Tagtrader
      30 сентября 2022, 21:29
      evg_gen, теперь аммиакопровод мешает плохому танцору.
  • conveyer
    30 сентября 2022, 20:42
    Очень познавательно, спасибо. Не перестаю удивляться какой технологической и промышленной державой был СССР, но все же сделку газ в обмен на трубы вряд ли что то переплюнет
  • Cheb
    30 сентября 2022, 22:16
    полный бред, по поводу отхода от изюма и взаимосвязи с амиаком.....
  • Тестер
    30 сентября 2022, 22:56
    Из России в Украину пролегает самый длинный в мире аммиакопровод.
    Правильно писать «На Украину»
  • Потерьнет
    01 октября 2022, 07:39
    Змеиный, подтопление крейсера — шаг доброй воли
    Харьковская область — перегруппировка
    Изюм, Купянск — отход от аммиакопровода
    Лиман - 
    • Сергей
      01 октября 2022, 11:51
      72alen, в за Лимн идут ожесточенные бои уже как третью неделю
  • Митя
    01 октября 2022, 21:42
    Не работает с 14ого года

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн