Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента (АП) считает, что реформа лизинговой отрасли, которую затеяли Банк России и Минфин, сейчас «нецелесообразна». Ее «актуальность с высокой вероятностью утрачена», следует из отзыва ГПУ на новую версию проекта поправок (с этими документами ознакомились Frank Media, их аутентичность подтвердили несколько человек на лизинговом рынке), которые, в частности, планировалось внести в закон «О лизинге».
«С учетом того, что до настоящего времени не выявлено приемлемых решений для устранения риска противоречия законопроекта договору (о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС. — FM), а также с учетом длительного периода его разработки, актуальность принятия законопроекта с высокой вероятностью утрачена… Дельнейшая работа над законопроектом представляется нецелесообразной», — говорится в отзыве ГПУ, подписанном его главой Ларисой Брычевой и направленном на прошлой неделе на имя председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова. В ГПУ, ЦБ, Минфине и Минэке не ответили на запрос Frank Media; связаться с Анатолием Аксаковым оперативно не удалось.
Реформа лизинговой отрасли была начата ЦБ совместно с Минфином еще в 2016 году. Поправки в отраслевой закон были внесены в Госдуму в конце 2018 года и приняты в первом чтении в начале 2019 года. Затем ко второму чтению они неоднократно дорабатывались. В частности, ГПУ дважды посылал отрицательный отзыв на разные версии законопроекта – в апреле 2019 года и в октябре 2021 года. Идеологически поправки предусматривали введение регулирования лизинговой отрасли со стороны ЦБ, требования к капиталу работающих в ней компаний (ЛК), имплементацию норм саморегулирования (СРО) ЛК, публикацию ими финансовой отчетности и т.п. Новая версия законопроекта была отправлена комитетом по финрынку в ГПУ в конце сентября.
Государственно-правовое управление АП посчитало, что новая редакция противоречит договору о ЕАЭС, поскольку может ухудшить доступ лизингодателей из других стран экономического союза к российскому рынку. Например, компании, зарегистрированные в других государствах-членах ЕАЭС, не смогут попасть в реестр ЛК, который должен вестись ЦБ и участники которого, собственно, и должны стать объектом регулирования.
«Следует… отметить, что указанные… риски противоречия договору (о ЕАЭС. – FM) усугубляются отсутствием в законопроекте недвусмысленного регулирования правового статуса и объема полномочий лизингодателей, не включенных в реестр», — говорится в отзыве. Действительно, если, согласно прошлогодней версии законопроекта (с ней также ознакомились Frank Media), лизинговой деятельностью могли заниматься только ЛК, включенные в реестр, то в нынешней, — кроме ЛК, также «и иные лица, сведения о которых не внесены в указанный реестр». В целом же, ГПУ посчитало реформу, в которой к российским ЛК вводятся новые требования, даже формально необязательные, не реализуемой при условии, если договор о ЕАЭС не будет изменен.
Сохранение за лизингодателями, не внесенными в реестр ЦБ (а значит, остающимися вне контроля регулятора, без требований к минимальному уровню капитала), возможности заниматься лизинговой деятельностью делает неясным, как будут достигнуты цели реформы: обеспечена надежность ЛК, сформирована система риск-менеджмента, достигнута информационная прозрачность лизинговой отрасли и защита прав граждан-лизингополучателей. «По смыслу представленной редакции законопроекта недобросовестные лизингодатели по-прежнему будут иметь возможность осуществлять лизинговую деятельность в отсутствии каких-либо дополнительных требований к ним», — резюмирует ГПУ.
В качестве примера наличия внутренних противоречий ГПУ приводит два положения законопроекта. Согласно одному из них, лизингодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, а согласно другому – только юридическое лицо. Или, в частности, законопроектом вводится понятие «лизинговой компании» при сохранении таких наименований как «субъекты лизинга» и «лизинговые организации (компании, фирмы)».
По мнению ГПУ, положения реформы, которые предполагают увеличение для российских компаний издержек, представляются «крайне сомнительными» в текущей экономической ситуации. «В настоящее время с учетом ограничений доступа российских ЛК к иностранному финансированию и рынку продукции и оборудования данное законодательное решение нуждается в детальном экономическом обосновании и оценке рисков, которые в представленных материалах отсутствуют», — резюмирует управление.
Опрошенные крупнейшие российские ЛК не ответили на запросы Frank Media.
Илья Усов, Frank Media
Подписывайся на наш Telegram-канал Frank Media Invest