В России капиталистическое накопление 1990-х сопровождалось снижением ВВП, сократившегося с 1990 по 1997 год в два раза.
Становление российского капитализма было ознаменовано резким падением уровня жизни простых граждан и самым стремительным в человеческой истории формированием новой богатой элиты.
Они считали своими сильными сторонами умение «чуять» открывающиеся возможности, упорство и решимость в достижении целей, а также готовность идти на риски.
Как с гордостью сказал тогдашний олигарх Михаил Ходорковский:
«Мы все рисковали, чтобы добиться того, чего мы добились. Просто не каждый способен так рисковать».
В его следующем комментарии скрытая нота самолюбования звучала еще сильнее: «Если человек не олигарх, с ним что-то не так. У всех были одинаковые стартовые условия, каждый мог сделать то же самое, что и мы»
В то время Ходорковский был уверен, что его успех оправдывает все, в том числе презрительное отношение к верховенству закона и простым россиянам.
Но после десяти лет тюрьмы он публично признал, что несет значительную долю личной ответственности за сложившуюся в России политическую ситуацию, поскольку в 1990-е годы отдавал приоритет проведению экономических реформ за счет социального благополучия населения.
Мало кто из представителей элиты решился на столь резкую самокритику.
Петр Авен является ведущим апологетом либерализма среди российских олигархов.
Он также долгое время оставался любимцем западных СМИ – из-за прекрасной коллекции картин и умения вращаться в западном высшем обществе.
Он признал, что сам не может служить моральным авторитетом, потому что его имя слишком тесно связано с быстрым обогащением 1990-х.
Тем не менее, по его словам, он сохранил приверженность неолиберальным взглядам.
В 2000 году он призывал Путина перейти к «рейганомике» под диктаторским контролем: к модели, которую использовал бывший чилийский диктатор Аугусто Пиночет, чтобы провести радикальные экономические реформы.
По словам Авена, это позволило бы Путину выполнить обещание снова сделать Россию великой.
Больше десяти лет спустя, в 2013 году, Авен по-прежнему открыто восхищался Пиночетом и его диктаторским неолиберализмом, хотя теперь он добавлял, что в России такой деятель появиться не может:
«Для появления лидера, подобного Пиночету, в обществе должны сложиться определенные предпосылки.
Во-первых, элита не должна быть коррумпированной.
Во-вторых, дух законопослушности должен быть на очень высоком уровне».
Кальвинистская этика гласит, что каждый человек имеет собственное предназначение, определяемое божественной волей, которое он обязан реализовать.
Новые русские буржуа говорят о врожденном призвании к предпринимательству и о заслуженности своего успеха именно в таком ключе, что задатки к тому, чтобы стать успешными капиталистами, были заложены в их ДНК, а это означает, что такова была Божья воля.
Генетика предлагает удобное оправдание неравенства. Трудно оспаривать то, что якобы предопределено самой природой.
Кроме того, светские способы «натуралистического» объяснения социального и исторического имеют в России сильную традицию.
И это несмотря на утверждение Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание.
Путинский консерватизм и растущее влияние Русской православной церкви не укрепили, но и не ослабили подобный биологизм.
Нарратив богатых русских, проводящих много времени на Западе, меньше сфокусирован на генах как таковых, но тоже содержит натуралистические элементы – например, предпринимательству приписывается некая биологическая подоплека.
«Предпринимательство – это талант. Оно требует определенного набора качеств: быстроты мышления, смелости, силы воли и многого другого», – объясняет мультимиллиардер Петр Авен.
Сам он этими качествами не обладает (по его словам, по складу характера он больше ученый), но зато сумел успешно применить в бизнесе свои академические навыки.
«В каждом обществе есть определенный процент прирожденных предпринимателей, – считает Авен, хотя таким факторам, как воспитание и окружение, он также отводит определенную роль: – Конечно, смогут ли люди реализовать подобные задатки, во многом зависит от среды, в которой они растут и живут».
Некоторые буржуа также подчеркивают роль удачи.
В обществе, где победитель получает все, удача действительно является ключевым фактором, который определяет, кто именно из массы талантливых, способных, образованных людей достигнет вершины.
Способность новой буржуазии к быстрой адаптации — следствие счастливого совпадения возраста и запроса эпохи.
Им повезло: в тот момент, когда менялись системы и открывались новые возможности, они находились как раз в том возрасте, когда человек наиболее гибок, чтобы всем этим воспользоваться.
Но, подавляющее большинство успешных людей по всему миру склонны отвергать удачу, объясняя свои достижения талантами, интеллектом и трудолюбием.
P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.
— Еккл 9:11: