«
Сами с усами?»: российские операторы связи перешли на отечественную техподдержку, вот только она не совсем отечественная…
С 15 января 2023 года начал действовать приказ Минцифры, запрещающий операторам обращаться за техподдержкой оборудования к иностранным и аффилированным с иностранцами компаниям.
Теперь любое обслуживание средств связи должны осуществлять российские фирмы, не находящиеся под контролем иностранных физлиц и юрлиц. Кроме того, запрещено управлять IT-инфраструктурой из-за рубежа.
В принципе кардинально ситуация не изменилась. Еще в прошлом году вендеры вывели российские подразделения, оказывающие техническую поддержку, в отдельные юрлица и продали их местному менеджменту.
Формально такие компания удовлетворяют букве нового закона, но вот насчет духа все сложно.
Фирмы, оказывающие поддержку операторам связи, не могут полностью дистанцироваться от вендеров. С ними потребуется коммуницировать как минимум по вопросам обновления ПО и получению лицензий.
Несмотря на наличие сотрудников с достаточными компетенциями, эти компании все равно останутся зависимыми в вопросах обучения и решения сложных проблем, требующих вовлечения широкого круга специалистов на стороне производителя, например, в случае обнаружения багов в прошивке.
К сожалению, какого-то альтернативного решения сейчас нет. Некоторые IT-компании уже начали предлагать услуги по обходу лицензирования и аппаратных ограничений для западного телекоммуникационного оборудования.
Но в критической инфраструктуре такой подход неприменим из-за низкой надежности.
Фактически работа через фирмы-прокладки, которые в реальности сотрудничают с западными производителями оборудования — объективная реальность, от которой в ближайшей перспективе не уйти.
Утешает лишь то, что, по крайней мере, теперь сотрудники компаний из недружественных стран не смогут получить непосредственный доступ к критической инфраструктуре России, и все работы будут производиться руками российских инженеров, пусть и не без консультаций западных коллег.