У России низкий государственный долг.
А что с ним будет дальше? Проблемы российского бюджета хорошо известны: высокий уровень расходов, нестабильный заработок, как следствие раздутый дефицит.
Один из очевидных ответов на все эти вопросы: занимать. Минфин уверен, что ситуация позволяет: сейчас, по словам министра Антона Силуанова, долг низкий — 15% ВВП. На его обслуживание уходит около 4% бюджета. «Это наше преимущество», — говорит чиновник.
Открываем проект бюджета и смотрим планы: до 2025 года заимствования будут наращиваться повышенными темпами.
Госдолг с 20 трлн руб. должен вырасти до почти 30 трлн. Это, конечно, не рекорды 1998 года, но тоже, выражаясь дипломатично, новый опыт.
Провести точные подсчеты невозможно из-за нестабильной конъюнктуры, но вполне реально обозначить главные переменные, от которых будет зависеть успех такого маневра.
Во-первых, надо понять, какой возможен объем: формально дефицит заявлен на уровне 3 трлн в этом году, и такую сумму, как показал прошлый год, вполне возможно собрать.
Но есть опасения, что оценка слишком оптимистичная. В бюджете заложены 8 трлн нефтегазовых доходов при цене за баррель в $70. Но по итогам первых двух месяцев план не реализуется. В итоге экономисты соревнуются в мрачности прогнозов: дефицит может составить и 4, и 5, и 8 и даже 9 трлн руб.
Во-вторых, большой вопрос, кто будет давать деньги Минфину.
ГосСМИ растиражировали новость, что внешний госдолг снизился впервые за три года, но что в этом удивительного?
Россия под санкциями, давать ей деньги нельзя. Соответственно, искать источники финансирования власти вынуждены внутри страны, а здесь ресурс ограничен. Минфин сообщал, что проводит консультации с бизнесом о том, сколько они готовы одолжить.
Детали неизвестны, но по Росстату можно заметить, что успешным для российских компаний было только первое полугодие прошлого года (во многом из-за высочайших цен на энергоносители).
По второму полугодию данных пока нет, но предположить итог каждый может самостоятельно. В-третьих, непонятно, сколько будет стоить долг.
Заимствований становится все больше, растут и доходности: ОФЗ подходят к 11% годовых, это довольно много.
Есть кредитные рейтинги, которые определяют премию за риск.
Если раньше Минфин находился в высшем эшелоне, то теперь по доходности конкурирует с рейтингом А вместо ААА.
Конечно, бумаги предельно длинные, в краткосрочной перспективе дорогой долг не пугает. Но тем, кто планирует продолжать жить в России после 2030 года, стоит задуматься.
Неутешительный итог: комментарии в духе «а у США госдолг уже 120% ВВП» имеют право на существование, если есть уверенность, что заемщик справится со взятыми на себя обязательствами.
Хотелось бы, чтобы справился: в качестве альтернативы для латания бюджетных дыр есть менее приятные инструменты — можно изымать сверхприбыли компаний или использовать дополнительную эмиссию. Хотя где-то мы это уже видели.
А кто не планирует жить в России?
Им что делать? И что с ними делать?
Давать в долг выгодно. Если кому то нельзя, то всегда найдутся те, кто воспользуется моментом и получит прибыль, за счет того кому нельзя.
Налоги полученные с выплат по госдолгу, увеличивают поступления в бюджет. С учетом всего этого, все становится не столь напряжно. Кроме того, в обычном (не СВО) режиме, бюджет вообще становится профицитным. Так что нас пугают, а нам не страшно.
А почему Запад «заморозил» свои долги перед РФ, а РФ в ответ — нет?
4% бюджета — это почти в 2 раза больше, чем был дефицит бюджета РФ в 2022-м! Может надо начать с этого, а не с «изъятия сверхприбыли компаний»? Т.е., отобрать сначала у чужих (как сделали на Западе), а не, как всегда в РФ, — у своих?