Президент США Джозеф Байден объявил 24 февраля, в годовщину начала «спецоперации»* России на Украине, о введении заградительных пошлин на импорт из России более 100 наименований продукции, включая металлы, полезные ископаемые и продукты химической промышленности. В целом, по расчетам американской администрации, пошлины должны стоить России примерно $2,8 млрд.
«Президент повысил до 70% пошлины на большинство металлов и металлопродукцию, нанеся сильный удар по этому важнейшему сектору российской экономики, — прокомментировал решение Байдена госсекретарь США Энтони Блинкен. — Президент также повысил пошлины на ряд других российских товаров до 35%. Эти меры направлены на борьбу с ключевыми российскими товарами, приносящими доход Кремлю, и в то же время снижают зависимость США от России».
Одним из указов Байден с 10 марта 2023 года ввел пошлину в 200% на импорт алюминия и изделий из него. Кроме того, алюминий и производные алюминиевые изделия из любой страны, где какое-то количество первичного алюминия, используемого в производстве, выплавляется в России, также будут облагаться 200%-ной пошлиной с 10 апреля 2023 года, за исключением случаев, когда эта страна сама введет такую пошлину на импорт российского алюминия.
Другим указом Байден вводит заградительные пошлины на другую продукцию российской металлургии. В приложении к указу говорится, что с 1 апреля вводятся пошлины, в частности, на металлы платиновой группы: палладий (кроме необработанного и порошков), платину, родий, иридий, осмий и рутений. Размер пошлины в приложении не указывается. В группу товаров, пошлина на которые удваивается с 35 до 70%, входят чугун, ряд ферросплавов, отходы и лом черных металлов, прокат и другие изделия из легированной и нелегированной стали, а также медь, свинец, титан, редкие металлы и изделия из них. Импортная пошлина в размере 35% на эти российские товары была введена указом Байдена 27 июня.
Алюминий
«UC Rusal анализирует новые обстоятельства и их долгосрочные последствия для рынка, — сказал Forbes представитель компании. — Ситуация сложная, мы будем искать решения по переориентации поставок». Он отказался от дальнейших комментариев.
По данным статистической компании Trade Data Monitor, на которые ссылается Reuters, импорт алюминия и сплавов из России в США в 2022 году составил 191 809 т, или примерно 4,4% от общего объема импорта более чем в 4,4 млн т. Близкую цифру называет и независимый эксперт Леонид Хазанов. По его данным, в 2022 году в США из России поступило около 209 000 т алюминиевой продукции, львиную долю в ней, по всей видимости, составлял первичный алюминий.
UC Rusal еще не публиковал данные по производству за 12 месяцев 2022 года. В 2021 году компания произвела 3,8 млн т алюминия, практически столько же, сколько и в предшествующем году. В первом полугодии 2022 года выпуск первичного алюминия составил 1,89 млн т, увеличившись с 1,86 млн т в первом полугодии 2021 года.
«UC Rusal, вероятно, будет стараться переориентировать выпавшие с американского рынка объемы на европейский и азиатский рынки, — говорит независимый эксперт Леонид Хазанов. — Правда, тогда ему придется давать клиентам из Европы и Азии приличные скидки в целях обеспечения стабильности сбыта». Хазанов также полагает, что заместить поставки в США мог бы и российский рынок. «Если бы UC Rusal дал отечественным потребителям скидки в размере 20-25% от цен на LME при условии подписания ими долгосрочных контрактов, его металл мог бы расходиться на российском рынке как горячие пирожки», — полагает эксперт.
Никель и палладий
Согласно приводимым Reuters данным Trade Data Monitor, почти 11% из 92 624 т никеля, импортированных США в 2022 году, поступили из России, а российские поставки палладия в объеме 20 т составили почти 35% импорта США в прошлом году.
«Норникель» сообщил, что его общая выручка от продажи металлов в 2022 году составила $16,1 млрд, снизившись на 6%, с $17,1 млрд в 2021 году. Продажи в Северной и Южной Америке составили 15% от общего объема сбыта. «Норникель» не привел разбивки по отдельным металлам и странам.
По итогам 2022 года «Норникель» произвел 218 700 т никеля, 433 000 т меди, 2,8 млн унций палладия (86,8 т) и 651 000 унций платины (20,2 т).
«Норникель» поставлял на американский континент около 10% производимого никеля, что приносило ему около 2% выручки, для компании это не критично, — говорит Калачев из «Финама. — Хуже дело обстоит с палладием: в Америку «Норникель» поставлял около четверти своего палладия и получал от этого около 10% выручки. Впрочем, компания уже сообщала, что перестраивает свою логистику в сторону Востока».
«США не боятся вводить пошлины на палладий, поскольку научились применять платину вместо него, а также рассчитывают, что традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет меньше и спрос на этот металл упадет или заместится платиной», — полагает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Палладий главным образом используется в автомобильных катализаторах для нейтрализации выхлопных газов. Он заменил в этой роли платину, поскольку в 1990-х был дешевле. Сейчас ситуация изменилась — палладий стоит дороже платины, и автопроизводители все чаще задумываются о замене палладия платиной. Россия — крупнейший в мире производитель палладия, а крупнейшим мировым производителем платины является ЮАР.
Медь
Поставки меди «Норникеля» в США были ничтожно малы, говорит Калачев из «Финама». Что касается других производителей меди, УГМК и РМК, то это непубличные компании, они не обязаны детально раскрывать операционные результаты и не делают этого, отмечает аналитик. США вряд ли были для них ключевым рынком из-за его удаленности. Для этих компаний более важными рынками была Европа и остается Китай, говорит Калачев.
Титан
В настоящее время корпорация «ВСМПО-АВИСМА» остается крупнейшим в мире производителем титана. Компания поставляет продукцию на рынки 50 стран мира, будучи глубоко интегрированной в мировую аэрокосмическую отрасль и выступая стратегическим поставщиком титана для многих стратегических отраслей, говорится на сайте компании. Оценить потери корпорации от введения американских пошлин не представляется возможным, поскольку она не публикует свои показатели.
Крупнейшими клиентами корпорации были самолетостроительные компании Boeing и Airbus. Boeing отказался от сотрудничества с ней в марте 2022 года. Airbus пока остается клиентом «ВСМПО-АВИСМА», но в декабре заявил о готовности отказаться от российского титана в течение нескольких месяцев. В декабре 2020 года «ВСМПО-АВИСМА» была включена в американский санкционный список из-за ее связей с Вооруженными силами России, однако менее чем через месяц США сняли с нее санкции. Летом 2022 года по просьбе Airbus от введения санкций против «ВСМПО-АВИСМА» отказался Европейский союз.
www.forbes.ru/biznes/486084-ssa-vveli-zagraditel-nye-posliny-na-rossijskie-metally-naskol-ko-eto-cuvstvitel-no